» » » » Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина


Авторские права

Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина

Здесь можно купить и скачать "Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство Литагент «Остеон»74fca568-0472-11e5-9ef7-002590591dd6. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Русская народно-бытовая медицина
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская народно-бытовая медицина"

Описание и краткое содержание "Русская народно-бытовая медицина" читать бесплатно онлайн.



Читателю выпадает редкая возможность ознакомиться с редчайшей книгой, посвященной народной медицине, написанной не с мистических или суеверных позиций, не с позиций доморощенного знахаря, целителя или сочинителя, но с позиций просвещенного человека, дипломированного врача, сознающего всю сложность этого вопроса и всю необходимость русского человека обращаться к знахарям и целителям. Для широкого круга читателей.






В других случаях, для выливания волоса, приготовляют в кадке особого рода щелок, опуская в него 12 накаленных камней, взятых с 12-ти разных полей. Когда щелок остынет, погружают туда больную часть тела, соблюдая строгую тишину в доме: волосатик боится шуму и не пойдет из тела в щелок.

Иногда приемы знахарей и содержание заговоров так же необычайны, бессмысленны и фантастичны, как необычайны и не оправдываются никаким здравым смыслом воззрения народа на причины болезней. В Черепов – м у., для снимания «кил», знахарь кладет дрожжей в какой-нибудь маленький сосуд и, заставив больного наклониться над печным шестком, приказывает три раза проговорить: «от кил каменных, чугунных, железных, стеклянных и деревянных, от мертвых, сонных и живых», – и всякий раз плюнуть в сосуд. Потом знахарь мажет этими дрожжами килу и она «присыхает».

В Саратовской г., от кил, одна балашовская знахарка наговаривает на вино. Взяв полбутылки вина и прочтя заговор, она обводит вокруг бутылки лошадиной костью и дует в сосуд. Водку эту больной пьет по зорям. Магические свойства кости знахарка сообщает очень простым и несложным способом: найдя кость, она обводить кругом нее безымянным пальцем и прочитывает по три раза «Отче наш» и «Богородицу».

По словам крестьян, очень удачно лечит килы знахарь Л-в, из дер. Заречья, Черепов – го у. Система его лечения заключается в том, что он берет кусочек глины из устья печки, обращенной на восток, опускает в деревянное масло или водку и произносить: «во имя Отца… не от килы мозга, не от камени плода, не от петуха яйца, во веки веков, аминь», а затем читает молитву «Отче наш». Слова заговора и молитву произносит трижды и наговоренным маслом или вином смазывает килу, которая сейчас же, будто бы, прорывается и проходить.

При хрипоте у ребенка, вследствие сильного бронхита или коклюша, а по соображениям некоторых крестьян, оттого, что в нем «младенчик стоит», знахарки ставят мать этого ребенка против солнца, вертят на левой пятке, берут из-под нее землю и растирают ею ребенка (Псковск. и Орловск. гг.). Совершенно непонятные также приемы проделывают знахарки при лечении от «стыя»[76]. Когда взрослый человек или дитя «сохнет», знахарки выбирают из него «стень».

Знахарка становит больного к стене, измеряет его рост ниткой и завязывает узелок, меряет суставы ног и рук больного и опять делает на нитке узелки. Сделав такие измерения, ставить посреди избы скамейку, с дырой посредине, подкладывает под нее черепок с горящими углями и садит на скамейку больного. После этого из каждого угла избы берет по щепотке мху, метет пол против «матицы» и собранный сор, вместе с вынутым мхом и ниткой, кладет в черепок и сжигает.

Если больной кашлянет в это время, будет здоров, а если нет – останется больным или умрет.

Знахари-лекари и их специализация

Молитвословия, заговоры и соединенные с ними суеверные приемы составляют. далеко не единственные средства, которыми пользуются знахари при лечении болезней. Некоторые из них, кроме заговоров, применяют также физические и механические приемы лечения, а также употребляют лекарственные вещества, по преимуществу из мира растительного. В этой роли народных врачевателей выступают нередко коновалы, кузнецы, пастухи, мельники, бывшие больничные служители из солдат, а также наша «бродячая Русь» – странники и странницы, который, придя на ночевку в деревню, рассыпают врачебные советы направо и налево. Так как одному человеку трудно удовлетворить все запросы, касающееся человеческих недугов, то почти каждым таким знахарем избирается какая-нибудь отдельная врачебная манипуляция, в производстве которой он приобретает особый навык и благодаря которой делается известным среди окрестного населения. Таким образом, появляется своего рода специализация знахарей. Между такими специалистами есть особые «знатки» по внутренним болезням[77], дающие для питья больным разные травы – сухой зверобой, мяту, ромашку, смородиновые или березовые почки и т. п.; такие вещества, как деготь, скипидар, купорос, «бель» (сулему) или окуривающие больных киноварью и травами. Эти же «знатки» нередко останавливают кровотечение, засыпая раны сажей, золой, табаком, толченым сахаром, чертовым пальцем, или лечат нарывы, прикладывая к ним собственного изделия пластыри из красного воска и серы, муки с медом, творога, с тестом и т. п. Под влиянием развития земской медицины, число таких «знатков», по сравнении с прежним, в настоящее время, бесспорно, значительно сократилось и большой известности достигают теперь из них только очень редкие.

К одной такой старухе-лечейке, в Сойгенском приходе; (Сольвычегодск. у. Волог. г.), крестьяне бредут нередко за 60–70 в. Такие же знаменитости проживают в г. Тихвине (знахарь С-въ) и в дд. Якимовой и Лебедянке, (Пошехонск. у. Яросл. г.).

Один пошехонских знахарей пользуется славой, как необыкновенный специалист но лечению запоя. В д. Кузнецах (Егорьевск, у. Рязанск. г.) проживает несколько знахарей, известных далеко за пределами своей округи. К числу таких же известностей принадлежит знахарь с. Городища (Орловск. г. и у.). Все болезни он лечит травами, собирая их раз в год, в день Ивана Купалы. Еще до восхода солнца он отправляется на телеге в лес, берет с собой несколько человек рвать траву, которую укажет, набирает этой травы целый воз, привозит домой, вывешивает, делает настои и раздает его больным большими бутылями. Из Калининской волости, Вологодск. г., сообщают о другом таком специалисте, который все свои познания получил через чтение медицинских книг и лечит по «цветнику». Практика его в волости очень обширная и доверие чрезвычайно велико. Лечит он бесплатно.

Вот как рассказывает о своей практике один из таких «знатков», представитель знания, теперь все более и более глохнущего и очень распространенного когда-то на старой Руси.

«– Я ни колдовством, ни заговором не займовался, – рассказывает он, – а были у меня коренья разные, дюже пользительные, от всех болестей, а больше всего от порчи. Приезжало ко мне лечиться народу столько, что, бывало, подвод более десятка каждый день подле двора стояло. Про меня вся округа знала: из-под Малоархангельска, из-под Кром, и из-под Орла, бываичи, едуть, даже купцы и те не брезгали. Раз привезли ко мне молодайку одну из Кошелева. Вся распухши она была: нутро боолело у ей, и лицо, как железо, синее стало. Чего-чего с ней не было, три месяца она болела и на голоса тоже кричала. Четыре холста пролечили свекры на нее, и по докторам, и по бабкам ездили – ничем не изняли. Как привезли ко мне, сотворил я молитву, посмотрел по своей книге, што дать, взял, натопил кореньев, про такой случай у меня всегда вода горячая в печке держалась и два чайника железных было у меня – дал ей пить я рассказал, сколько дней принимать надоть. После приезжали они ко мне, недель через пять, и благодарили, што я ее на ноги поставил. Тут-то я не признал эту молодайку – личность совсем переменилась: такая здоровая да румяная она стала. За леченье я не брал много, а сколько кто даст. Конечно, ково выпользуешь, так тот и сам хорошо заплатить: сколько раз бумажек по пяти и больше давали. Нашлись у меня завистники и донесли на меня попу и уряднику, што я чернокнижией занимаюсь. Я ничево не знаю, сижу дома. Глядь, ко мне в хату приходить поп с урядником, а избу понятые окружили. Наперво поп обратился ко мне, и говорит:

– Ты, Михайло, сказывают, лечишь народ по книжкам от всяких болезней, так покажи нам свои книги».

Я ему наоборотно говорю:

– Лечу, батюшка, это правда, и у меня разные коренья и травы есть, да и книга тоже есть. По ей разбираю, каких кореньев от какой хвори дать, и с молитвою творю это, а вреда никакого не делал людям. Я, говорю, хоша при вас, какую угодно, траву оттоплю в сам попробую, и больным даю.

Урядник как крикнет на меня: «ты не разговаривай с нами, а подавай свои книги и коренья, а мы их становому представим. Загонит он тебя в Сибирь за это леченье.

Я не спужался, открыл укладочку, где книга моя лежала и коренья. «Извольте, говорю, брать укладку, тут все леченье мое, только, прошу я вас, не растеряйте листиков из книги, да корешков не трусите, дюже трудно собирать их».

Урядник отвез укладочку мою к становому, ён и книгу, и коренья к доктору в Яковлев отправил, а доктор посмотрел на мою книгу и сказал: «это безвредная книга, «Травник» называется.

Так всё и отдали мне назад. В тот же год случился пожар, и укладочка моя сгорела. Теперича, какие по памяти знаю травки, те и собираю каждый год, а лечить совсем мало стал».

Большинство знахарей, применяющих при лечении травы, обыкновенно знания свои тщательно скрывают от непосвященных, расспросы о способах лечения редко достигают своей цели и узнать от них что-либо положительное бывает очень трудно. Между тем, по словам некоторых сотрудников, лечение их иногда останавливает на себе внимание и невольно создает в них веру. Г-н Корвин-Круковской (Васильсурск. у. Нижег. г.) передает даже о таком случае, где больной, искусанный бешеной собакой, был вылечен знахарем, поившим его настоем какой-то неизвестной травы. Факт, что собака была действительно бешеной, по словам Корвин-Круковского, был установлен, будто бы, неопровержимо, у больного наблюдалась неодолимая тоска, потеря аппетита и проч. и его положение было признано безнадежным со стороны врача. «Несомненно, – заканчивает, описание этого случая г-н, Корвин-Круковской, – некоторым знахарям известны целебные травы, неизвестные еще науке»[78].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская народно-бытовая медицина"

Книги похожие на "Русская народно-бытовая медицина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Попов

Г. Попов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина"

Отзывы читателей о книге "Русская народно-бытовая медицина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.