Александр Борисов - Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (постатейный)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (постатейный)"
Описание и краткое содержание "Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (постатейный)" читать бесплатно онлайн.
В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» с учетом внесенных в него изменений, в том числе Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 319-ФЗ. Рассмотрены правовые и организационные основы национальной платежной системы, регламентация деятельности субъектов национальной платежной системы и требования к организации и функционированию платежных систем. Проанализирован порядок оказания платежных услуг, использования электронных средств платежа, осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Приведены акты Правительства РФ и Банка России, принятые на основании норм Федерального закона. Использованы разъяснения Банка России по вопросам применения положений Федерального закона.
Книга предназначена прежде всего для правоприменителей – руководителей и работников организаций, являющихся субъектами национальной платежной системы. Книга будет полезна всем, кто интересуется вопросами правового регулирования национальной платежной системы в России.
19) электронное средство платежа – средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств;
20) платежная система – совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств;
21) значимая платежная система – платежная система, отвечающая критериям, установленным настоящим Федеральным законом (системно значимая платежная система, социально значимая платежная система, национально значимая платежная система);
22) правила платежной системы – документ (документы), содержащий (содержащие) условия участия в платежной системе, осуществления перевода денежных средств, оказания услуг платежной инфраструктуры и иные условия, определяемые оператором платежной системы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
23) участники платежной системы – организации, присоединившиеся к правилам платежной системы в целях оказания услуг по переводу денежных средств;
24) обмен электронными сообщениями – получение операционным центром электронных сообщений, содержащих распоряжения участников платежной системы, передача указанных сообщений в платежный клиринговый центр, расчетный центр, а также передача извещений (подтверждений) о приеме и об исполнении распоряжений участников платежной системы;
25) платежные клиринговые позиции – суммы денежных средств, подлежащих списанию и зачислению расчетным центром по банковским счетам участников платежной системы;
26) предоплаченная карта – платежная карта, предоставляемая клиенту оператором электронных денежных средств, используемая для перевода электронных денежных средств, а также для осуществления иных операций, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона;
27) иностранная платежная система – совокупность организаций, присоединившихся к правилам платежной системы, организованной в соответствии с иностранным законодательством, и взаимодействующих по правилам платежной системы (участники иностранной платежной системы), в соответствии с которыми иностранный банк (иностранная кредитная организация) может выступать в качестве плательщика и получателя средств по переводам денежных средств участников иностранной платежной системы (иностранный центральный платежный клиринговый контрагент).
Комментируемая статья определяет понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. Предваряя рассмотрение данного понятийного аппарата, необходимо отметить, что по общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов – редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации. В отношении определений, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.
Национальная платежная система (п. 1).
В рамках определения данного ключевого понятия законодательства РФ о НПС в п. 1 комментируемой статьи перечислены субъекты НПС – это операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковские платежные агенты (субагенты), платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры. Понятия перечисленных субъектов определены в других положениях данной статьи, но за исключением организаций федеральной почтовой связи и платежных агентов – понятия этих субъектов НПС определены в соответствующих законодательных актах. К этим актам отсылают положения ч. 3 и 4 ст. 4 данного Закона, определяющие порядок оказания платежных услуг организациями федеральной почтовой связи и платежными агентами, – к федеральным законам «О почтовой связи» и «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (см. коммент. к указанной статье).
Оператор по переводу денежных средств (п. 2). Оператор электронных денежных средств (п. 3).
Определяя первое из указанных понятий, п. 2 комментируемой статьи указывает, что это организация, которая в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять перевод денежных средств. При этом понятию «перевод денежных средств» в п. 12 данной статьи дано самостоятельное определение (см. ниже). Второе из указанных понятий определено в п. 3 комментируемой статьи как частное от первого (таким же образом в п. 1 данной статьи в качестве субъектов НПС названы операторы по переводу денежных средств, включая операторов электронных денежных средств) с указанием на осуществление перевода электронных денежных средств без открытия банковского счета. При этом понятию «электронные денежные средства» в п. 18 данной статьи дано самостоятельное определение.
Операторами по переводу денежных средств в соответствии с ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона являются Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, и Внешэкономбанк. Оператором электронных денежных средств, согласно ч. 1 ст. 12 данного Закона, является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Указанные статьи также устанавливают требования к деятельности соответственно оператора по переводу денежных средств и оператора электронных денежных средств (см. указанные статьи и комментарий к ним).
Банковский платежный агент (п. 4). Банковский платежный субагент (п. 5).
Определения данных понятий изложены Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[20]полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции в п. 4 и 5 комментируемой статьи указанные понятия были определены следующим образом: банковский платежный агент – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной комментируемым Законом; банковский платежный субагент – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления деятельности, предусмотренной комментируемым Законом. Как видно, в отличие от изложенных определений в действующей редакции п. 4 и 5 статьи говорится, во-первых, о юридическом лице, не являющемся кредитной организацией, а не о юридическом лице, за исключением кредитной организации, и, во-вторых, об осуществлении отдельных банковских операций, а не деятельности, предусмотренной комментируемым Законом.
Привлечение банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов регламентировано положениями ст. 14 комментируемого Закона, в которую также внесены изменения упомянутым выше Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 110-ФЗ (см. указанную статью и коммент. к ней).
Оператор платежной системы (п. 6).
В рамках определения данного понятия указано лишь на то, что оператором платежной системы является организация, а также на выполнение этой организацией обязанностей, предусмотренных комментируемым Законом. Согласно ч. 1 ст. 15 данного Закона, оператором платежной системы может являться кредитная организация, организация, не являющаяся кредитной организацией и созданная в соответствии с законодательством РФ, Банк России или Внешэкономбанк. Обязанности оператора платежной системы перечислены в ч. 5 указанной статьи. Говоря вкратце, это следующие обязанности: 1) определять правила платежной системы, организовывать и осуществлять контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры; 2) осуществлять привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры (за исключением случая совмещения функций), вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры, обеспечивать бесперебойность оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также информировать Банк России, участников платежной системы о случаях и причинах приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры; 3) организовывать систему управления рисками в платежной системе, осуществлять оценку и управление рисками в платежной системе, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы; 4) обеспечивать возможность досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (постатейный)"
Книги похожие на "Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (постатейный)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Борисов - Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (постатейный)"
Отзывы читателей о книге "Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (постатейный)", комментарии и мнения людей о произведении.