Александр Кудашкин - Военная служба в Российской Федерации. Теория и практика правового регулирования

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Военная служба в Российской Федерации. Теория и практика правового регулирования"
Описание и краткое содержание "Военная служба в Российской Федерации. Теория и практика правового регулирования" читать бесплатно онлайн.
В монографии впервые комплексно исследуются военная служба как институциональное правовое явление, теоретико-правовые вопросы военной службы в Российской Федерации как института не только обороны, но и военной безопасности государства, современное состояние и проблемы правового регулирования, обосновывается теоретико-правовое определение военной службы, анализируются роль и место военной службы в государственном механизме и системе государственной службы Российской Федерации с учетом принятого Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Для научных работников, преподавателей, адъюнктов и аспирантов, слушателей, курсантов и студентов юридических учебных заведений, а также специалистов, интересующихся проблемами государственной службы.
Преобладание административно-правовых моментов в регулировании внутренних отношений, пишет П. И. Романов, есть особенность правового регулирования военного строительства. В то же время он справедливо отмечает, что ядро военного права составляют как нормы административного, так и государственно-правового характера.[237] Следовательно, отождествление воинских и военно-административных отношений является необоснованным. Все ли воинские отношения являются военно-служебными? По поводу чего возникают военно-служебные отношения, что является их объектом?
Ряд авторов, с которыми можно согласиться, объектом правоотношения считает действия людей.[238] Военно-служебные отношения представляют собой разновидность воинских отношений и складываются по вопросам организации и исполнения военной службы, которая является их объектом. В данном случае военная служба как объект военно-служебного отношения выступает как поведение, действия его субъектов. Следовательно, можно выделить две группы военно-служебных отношений:
1) отношения, связанные с организацией военной службы;
2) отношения, возникающие в процессе исполнения военной службы.
Общественные отношения, связанные с организацией военной службы, возникают между государственными органами (организациями) и их структурными подразделениями в связи:
– с установлением юридического статуса воинской должности;
– с включением воинских должностей в соответствующие перечни;
– с установлением юридических требований к воинским должностям;
– с определением способов замещения воинских должностей и установлением условий поступления на военную службу;
– с установлением квалификационных требований для замещения воинских должностей;
– с определением порядка аттестации военнослужащих;
– с ведением личных дел военнослужащих;
– с проведением кадровой политики (подбором, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации военнослужащих);
– с организационным обеспечением военной службы.
Военнослужащие не являются самостоятельными субъектами вышеназванных отношений. Общественные отношения, связанные с практическим осуществлением военной службы, возникают между военными организациями (органами) и военнослужащими в связи:
– с поступлением гражданина на военную службу;
– с назначением на воинские должности;
– с осуществлением военнослужащим служебных прав и обязанностей;
– с присвоением военнослужащим воинских званий;
– с изменением военно-служебных отношений (прохождением военной службы и ее документированием);
– с прохождением военнослужащими профессиональной подготовки, переподготовки и повышением квалификации;
– с социальным обеспечением военнослужащих;
– с прекращением военно-служебных отношений;
– с привлечением военнослужащего к юридической ответственности.
Таким образом, содержанием военно-служебных отношений являются родственные отношения, связанные с организацией и исполнением военной службы, в том числе реализацией субъектами этих отношений своих статусов (прав, обязанностей и ответственности).
Чтобы ответить на вопрос, насколько предмет правового регулирования военной службы обособлен от предмета правового регулирования других видов государственной службы, рассмотрим источники военной службы, которыми являются нормативные правовые акты, регулирующие организацию военной службы в Российской Федерации и правовое положение военнослужащих, в том числе условия и порядок прохождения военной службы, виды поощрений и ответственности военнослужащих, основания прекращения военно-служебных отношений и другие вопросы.
В ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определена система законодательства Российской Федерации о военной службе, т. е. правовая основа военной службы, которой являются Конституция РФ, указанный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры.
Из перечисленных источников законодательства о военной службе вытекает, что законодательство имеет конституционное происхождение, т. е. источники законодательства о военной службе определенным образом систематизированы.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина защищать свое Отечество. В ст. 59 Конституции указывается, что: 1) защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; 2) гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом; 3) гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Правовое положение российских военнослужащих и отдельные вопросы прохождения ими военной службы на территориях других государств определяются многосторонними международными договорами, в том числе между государствами – участниками СНГ, подписанными Российской Федерацией, и двусторонними международными договорами между Россией и государствами – участниками СНГ о статусе группировок российских Вооруженных сил и пограничных войск на их территории. Статус названных военнослужащих определяется, прежде всего, тем, что они остаются военнослужащими своего государства со всеми правами и обязанностями, связанными с этим положением, другими словами, сохраняют все права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, пребывая за пределами своего государства в составе военного персонала национального контингента при проведении операции по поддержанию мира, военнослужащие выполняют задачи на территории, где осуществляют свою юрисдикцию другие государства. Законность действий военнослужащих, юридическое закрепление их прав и обязанностей, привилегий и иммунитетов находит отражение в международных договорах. К международным договорам между государствами – участниками СНГ, закрепляющим правовое положение российских военнослужащих на территориях других государств, относятся также двусторонние международные договоры между Россией и странами – участницами СНГ о статусе и условиях пребывания воинских формирований Российской Федерации на их территории. Такие договоры заключены с Республикой Таджикистан, Республикой Молдова, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Туркменистаном, Украиной и Республикой Грузия.[239]
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.) является базовым законом, определяющим исходные начала для правового регулирования воинской обязанности и военной службы. Указанный закон, в отличие от ранее действовавших Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» и Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. № 4455–1, четко разграничил исполнение гражданами воинской обязанности в строго определенных формах и добровольное исполнение гражданами долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу и добровольной подготовки к военной службе. Закон определяет общий порядок комплектования их военнослужащими, прохождения военной службы, основания увольнения с военной службы, пребывания в запасе и другие вопросы. Правовой статус военнослужащих определен в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Правовую основу воинской обязанности и военной службы составляют также другие федеральные законы, в первую очередь – Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».[240] Федеральный закон «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона «Об обороне» определена цель установления воинской обязанности – оборона. Согласно данной норме, в этих же целях создаются Вооруженные силы РФ. Организация обороны включает, помимо других мероприятий, правовое регулирование в области обороны (ст. 2). В п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об обороне» определен порядок комплектования Вооруженных сил РФ военнослужащими. Согласно указанной норме, он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу (то есть воинские части укомплектовываются гражданами, проживающими вне места дислокации этих воинских частей) и путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военная служба в Российской Федерации. Теория и практика правового регулирования"
Книги похожие на "Военная служба в Российской Федерации. Теория и практика правового регулирования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Кудашкин - Военная служба в Российской Федерации. Теория и практика правового регулирования"
Отзывы читателей о книге "Военная служба в Российской Федерации. Теория и практика правового регулирования", комментарии и мнения людей о произведении.