Р. Соколова - Современные проблемы Российского государства. Философские очерки

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Современные проблемы Российского государства. Философские очерки"
Описание и краткое содержание "Современные проблемы Российского государства. Философские очерки" читать бесплатно онлайн.
Монография посвящена философскому осмыслению широкого круга проблем, связанных с положением Российского государства в современном мире, влиянием внешних, в том числе, информационных факторов на выбор российской властью политического вектора развития страны в прошлом и настоящем. В работе подробно рассматриваются методологические аспекты соотношения матрицы российской государственности и конкретно-исторических форм государства. Показываются сложности становления своего, собственного пути развития у Российского государства. В центре внимания авторов монографии находятся также идеологические проблемы современности. Показано, что в последнее время значительно изменилось идейное содержание западного глобализма, на первый план вышли методы и средства использования «мягкой идеологии», обоснование всемирной гражданской войны в качестве геополитической стратегии XXI века. В монографии дается анализ социально-исторических и идейно-духовных факторов, способствующих консолидации и единству современного российского общества. Предпринята попытка дать современное понимание идеологии как средства, которое обеспечивает интегративный характер российского государства.
Монография предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов, для всех, кого интересуют новые глобальные вызовы и угрозы России в XXI веке, оценка адекватности ответов на них со стороны российского общества и власти, перспективы создания национально-государственной идеологии.
Смысл всех враждебных действий нового, неявного типа сегодня сводится к одному – лишить будущего целые народы и общества, уничтожив вековые духовные традиции. Участь побежденных в этой борьбе трагична – они должны быть навсегда вычеркнуты из мировой истории как неудачная версия, как тупиковое направление. В борьбе за будущее умение и желание ясно видеть противника является главным условием успеха. Но именно его не видит или не хочет видеть российская элита, подверженная влиянию западничества и в массе своей состоящая из так называемых «западников»[127].
Западнические настроения зарождались в России в результате всемирной экспансии западноевропейской цивилизации и при близком соприкосновении с Западом. Начало этому было положено еще в 1602 г., когда в Лондон прибыли на учебу несколько отпрысков знатных родов – «робяты» (как они именовались в документах того времени) из министерских семей. Сделав там завидную карьеру, на родину вернуться не захотели. Впитав западный образ жизни, вели себя гордо и заносчиво в ответ на призыв вернуться домой. Впрочем, дальнейшая их судьба каким-то непонятным, мистическим образом оказалась печальной.
Большое количество западников появилось в Петровское время, и в последующей истории они были достаточно влиятельным слоем. Им было свойственно бездумное, беспечное, даже развязное пренебрежение к родным традициям, к своей Родине в целом, легкомысленное устремление к Западу как источнику всякого блага и всего привлекательного, и забвением того, что именно Запад инициировал многие бедствия и войны против России. Подобного западничества нет нигде в мире: Китай, например, смотрит на всех с высоты своей 6—7 тысячелетней империи, которая разваливалась и снова созидалась, но при этом все остальные для него – просто карлики. Американцы обуреваемы идеей пятого или шестого Рима. А постсоветская Россия, встав на путь вестернизации, отмечала свое двадцатилетие как великое достижение.
Российские западники – особое явление в истории культуры, нигде более не наблюдающееся. А.С. Хомяков отмечает, что в своем западничестве мы, русские, просто уникальны. Беспредельность этого явления очень огорчала и С.Соловьева, который отнюдь не был склонен к наивному русофильству. В 1844 г. он не сдержался и написал М.П. Погодину: «Скажите мне, господа цивилизованные европейцы, почему вы, замечая с таким тщанием все полезное и бесполезное на Западе, до сих пор не заметили одно – того, что здесь каждый народ гордиться своей народностью, любит и хвалит ее, отчего одни русские лишены права делать то же? Кто из нас более европейцы – вы ли разнитесь с ними в самом существенном, или мы, подражающие им в этом… Зачем вы не хотите позволить нам также показать парижский тон, ставить свое и своих выше всего на свете, как то водится в парижском обществе?.. У меня есть доказательство моего европеизма: когда я говорю с европейцем, хвалю, защищаю Россию, то он понимает меня, находит это естественным, ибо сам поступает так же в отношении к своему отечеству, вас не понимает он, считает уродами, презирает»[128].
В историческом плане появление слоя «западников» – результат поспешного создания европейски образованного слоя, когда перенапряженная и оглушенная войнами Россия осознала, что войны стали причиной ее отсталости, лишений и упущений. Она увидела свои социальные раны и опасности и стала создавать у себя в срочном порядке это сословие, которое в силу обстоятельств встало в позу послушного ученика и последователя западного стиля жизни и мышления. Но при этом в данном сословии начались процессы ментальной мутации, трансформации, вырождения, которые были унаследованы последующими поколениями «западников». С цивилизационной точки зрения это можно рассматривать как результат давления более развитой в материальном смысле цивилизации на менее развитую при неравенстве условий развития. Исторические этапы такого давления обнаруживают движение российского государства от все большего ограничения целей страны и их трансформации до полной утраты смыслового горизонта развития, что и наблюдается в современной России. В духовном плане «западничество» отделяло государство от нации.
В этой связи необходимо вспомнить и о ситуации в российской философии, которая всегда находилась под влиянием Запада в такой степени, что это дало повод В.В.Розанову в свое время (XIX в.) заявить о том, что у нас германская философия становилась мировоззрением людей и определяла все их жизненные взгляды и отношения. Тогда как в других странах она, если и входила в убеждения людей, то всего лишь в ряду многих других ей чуждых идей и была скорее известна, нежели влиятельна. Причину такого положения Розанов видит в том, что «мы не уважали себя. Суть Руси, что она не уважает себя»[129]. А не уважали себя потому, что Россия – сильно травмированное общество, которое всегда жило на пределе возможностей.
Сегодня травматизация общества достигла небывалых масштабов, свидетельствующих о том, что Россия не справляется с вызовами времени. В современной российской философии это трансформировалось в почти полную ее вестернизацию, по крайней мере, в лице ее ведущих представителей. И, кажется, не все отдают отчет в своей всепоглощающей увлеченности и включенности в западное мышление. В основе этой добровольной вестернизации, как представляется, лежит некий, не вполне осознаваемый комплекс неполноценности, выражающийся в чувстве собственной ущербности как представителей российской философии и, соответственно, уверенности в превосходстве западного философствования над собственным духовным и культурным наследием. Ведь с точки зрения европейской рациональной традиции, русская философия как бы и не существует. А две с половиной тысячи лет европейской мысли выглядят Голиафом в сравнении с российскими анналами разума. Интеллектуальный опыт Запада в наши дни действительно достиг своей вершины, но возникает вопрос: как оценить этот успех западной цивилизации с позиции вечности, истинности, выявления своего предназначения, к которым и должна апеллировать философия?
Следует также добавить, что свойственное современным «западникам» чрезмерное высокомерие в свою очередь свидетельствует о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства. Этот комплекс захватывает человека только тогда, когда происходит отказ от самого себя, от согласия с самим собой, собственным наследием, государством и родиной. Тогда он упрямо будет следовать за Западом, чтобы не отстать, стремясь преодолеть комплекс неполноценности в индивидуальном порядке и с эгоистическими целями – повысить свой личный статус и улучшить материальное положение. Он думает о том, как блистательно осуществит себя в мире, проявляя амбицию, тщеславие, но все это будет лишь компенсацией ощущаемой им своей ущербности[130].
Важно отметить, что среди «западников», которые, возможно, слишком увлекаются западным образом мысли и стилем жизни, есть и откровенная «пятая колонна». Термин «пятая колонна» все плотнее входит в современный политический лексикон. Рожденный в далекие 30-е годы во время гражданской войны в Испании[131], он переживает неожиданный ренессанс, наполняется новым и актуальным содержанием. Пятая колонна не существует сама по себе, она всегда действует в чьих– то интересах. Но именно это обстоятельство и делает проблему «пятой колонны» табуированной. Кажется, делается все, чтобы эта проблематика не выходила на теоретический уровень.
При всей специфичности данного вопроса, с которым имеет дело научное знание, здесь тоже могут быть выявлены некоторые тенденции, закономерности. Прежде всего надо отметить, что в неявной войне, ведущейся против России, «пятая колонна» играет решающую роль. Как отмечает Ю. Петухов, «правда и в том, что ни одна держава мира никогда в истории не имела столь мощной, столь наглой “пятой колонны”, сеявшей на протяжении последних пятидесяти лет ненависть и презрение к России»[132]. Именно она и имеет прямое отношение к неявной войне, которая ведется в сфере экономики (финансовая агрессия), идеологии (борьба за контроль над массовым сознанием с помощью так называемого консциентального оружия).
В связи с этим все большее количество мыслителей на Востоке и Западе признает наличие единого могущественного теневого центра власти, который имеет неоспоримое влияние на политику США, большинства стран Европы и России. Не замечать этого сегодня – по меньшей мере, странно. Как удачно кто-то заметил: можно сколько угодно потешаться над сторонниками «теории заговора», выставляя их жалкими маргиналами. Но ведь лучше быть проницательным маргиналом, чем респектабельным ослом.
Чтобы ответить на вопрос, возможен ли мировой заговор, достаточно отметить следующее. Точное распознавание элементов мирового заговора часто бывает затруднено, поскольку в этом процессе складываются воедино две составляющие: стихийная и преднамеренная (организованная). Стихийная состоит в том, что общество в результате неявной войны, лишенное истинного знания, неизбежно ступает на путь деградации, самоуверенно полагая при этом, что идет по пути «прогресса». Преднамеренная же составляющая заключается в том, что эта «естественная» деградация-энтропия сознательно поощряется и легализуется в виде «нормы» той денежной силой, которая стремится к господству над миром, поскольку расчеловеченным человечеством проще управлять при помощи его материальных потребностей. Это ее важный стратегический принц, который она стремится распространить на весь мир как условие своего самосохранения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Современные проблемы Российского государства. Философские очерки"
Книги похожие на "Современные проблемы Российского государства. Философские очерки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Р. Соколова - Современные проблемы Российского государства. Философские очерки"
Отзывы читателей о книге "Современные проблемы Российского государства. Философские очерки", комментарии и мнения людей о произведении.