Антон Пухов - Электронные деньги в коммерческом банке. Практическое пособие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Электронные деньги в коммерческом банке. Практическое пособие"
Описание и краткое содержание "Электронные деньги в коммерческом банке. Практическое пособие" читать бесплатно онлайн.
С 2011 года в России действует Федеральный Закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ). Разные его нормы вступали в силу в течение 2011, 2012 и 2013 годов. С появлением данного закона «платежный ландшафт» в России существенно изменился: платежные системы зарегистрировались и стали поднадзорны Банку России, банковские платежные агенты получили специализированное законодательство, электронные кошельки преобразовались в небанковские кредитные организации или продали свой бизнес или стали партнерами с банками. Но самое главное – что банки в России, наконец заметили новый для себя сегмент – так называемые электронные деньги. Вполне возможно, что банки и раньше рассматривали данный сегмент как перспективный, но в условиях правового вакуума опасались вести операции с этим продуктом, активизировавшись с появлением специализированного законодательства. Для того, чтобы строить бизнес по работе с электронными деньгами в кредитной организации, вначале следует рассмотреть правовую основу такого бизнеса, начиная с трактовок законодательства. В данной книге приведены подробные комментарии специализированного законодательства с ссылками на конкретные разделы соответствующих нормативных актов.
Закон «О связи» (ч. 4 ст. 54) и Закон № 161-ФЗ (ст. 13) содержат положения, которые серьезно ограничивают возможности абонентов, оплачивающих услуги связи посредством отложенного платежа, осуществлять мобильные платежи.
Если рассматривать ситуацию с оплатой парковки, то, по экспертным данным, за период с июля по сентябрь 2013 г. среднее количество ошибочных транзакций, связанных в том числе с невозможностью оплаты юридическими лицами, а также физическими лицами за счет отложенного платежа, составляет около 12,5 тыс. операций. При этом среднее количество успешных транзакций составляет около 42 тыс. операций. Таким образом, около 30 % потребителей столкнулись с ограничениями и не смогли оплатить парковку по причине законодательных ограничений.
Конструкция правовых норм ч. 1 ст. 13 Закона № 161-ФЗ и ч. 4 ст. 54 Закона «О связи» предполагает возможность осуществления мобильных платежей только за счет денежных средств, являющихся авансом абонента – физического лица за услуги связи. Указанные положения следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, абоненты – физические лица, использующие для расчетов метод отложенного платежа, не могут совершать мобильные платежи, что никак, однако, не связано с их платежеспособностью. Во-вторых, совершение мобильных платежей недоступно для абонентов – юридических лиц, использующих для расчетов метод отложенного платежа. Этот аспект тесно связан с первой проблемой на пути развития мобильных платежей, о которой было сказано выше, – недоступностью мобильных платежей для юридических лиц.
Необходимость получения дополнительного подтверждающего сообщения от абонента. Алгоритм совершения мобильных платежей предусматривает определенную последовательность действий абонента, оператора связи и оператора электронных денежных средств, которые определены Законом № 161-ФЗ и направлены на защиту прав абонента. Мотивация законодателя на этапе подготовки Закона в целом понятна. В условиях роста случаев мошенничества, совершаемых с использованием мобильного телефона, абонент должен обладать не только полной информацией об оплачиваемой услуге, но и иметь возможность отказаться от ее оплаты. К примеру, клиент, приобретающий финансовый продукт банка, имеет возможность изучить условия такого продукта, узнать его стоимость, должен предоставить документ, удостоверяющий личность, а также дать свое согласие на приобретение продукта путем подписания соответствующих документов. В мобильной коммерции, как правило, используются публичные оферты, которые абонент акцептует в результате совершения определенных активных действий. Однако правоприменительная практика показала, что существующие законодательные ограничения серьезно тормозят возможность операторов связи и поставщиков услуг предоставлять абонентам новые удобные сервисы оплаты.
Законодатель закрепил определенную последовательность действий, которую можно отразить на следующей схеме (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Последовательность действий оператора
Следует подчеркнуть, что указанная схема распространяется на мобильные платежи, когда оператор связи и (или) оператор электронных денежных средств взимают вознаграждение за совершение таких операций. Если вознаграждение не взимается, то оператор связи вправе не предоставлять информацию об услуге и не получать согласие абонента на использование сервиса.
Главный недостаток представленной схемы заключается в том, что совершение всех указанных действий требует определенного времени. Особенно это касается необходимости абонента подтвердить свое согласие на использование услуги (рис. 2.7, действие 3). Например, оплата транспортных услуг с использованием мобильного телефона в условиях плотного пассажиропотока в рамках действующего порядка представляется труднореализуемой. В связи с этим получение дополнительного согласия абонента каждый раз при совершении типовых операций является избыточным. Такие ситуации могут становиться предметом отдельного соглашения между абонентом и оператором связи, когда абонент заранее дает свое согласие по операциям с известной стоимостью и на определенный период.
Способы решения. Необходимость развития системы безналичных расчетов, снятия существующих ограничений на пути широкого использования мобильных платежей требует внесения ряда изменений в законодательство. Во-первых, требуется закрепить в Законе «О связи» положение, согласно которому денежные средства абонента за услуги связи (внесенные посредством авансового либо отложенного платежа) могут быть использованы для увеличения остатка электронных денежных средств. Во-вторых, требуется внесение изменений в Закон № 161-ФЗ для расширения возможностей абонентов совершать мобильные платежи: юридическим лицам – абонентам; абонентам, оплачивающим услуги связи посредством отложенного платежа. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность абонента заблаговременно давать указание на передачу распоряжения по переводу электронных денежных средств, об увеличении остатка электронных денежных средств абонента в целях исключения избыточных действий. Решение указанных проблем должно способствовать дальнейшему развитию мобильных платежей, которые могут рассматриваться в качестве наиболее перспективной – удобной, дешевой в использовании и простой во внедрении – альтернативы банковским картам, выступающим пока основным инструментом безналичных расчетов. Мобильные платежи – это не просто сервис, позволяющий оплачивать услуги и товары с мобильного телефона, но и возможность в полной мере воспользоваться современными технологиями, которые предоставляет мобильная связь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
http://cbr.ru/today/print.aspx?file = payment_system/press/press_280213.html&pid = regulation_ p&sid = ITM_52347
2
Плательщику можно предоставить возможность оплаты покупок без регистрации карты, что уменьшит время, необходимое для осуществления первой покупки. Но при отсутствии регистрации карты Плательщик будет вынужден при осуществлении каждой покупки осуществлять процедуру ввода реквизитов карты.
3
Если ПЦ имеет сертификацию PCI DSS, то передача и хранение данных карты может осуществляться в программном обеспечении ПЦ без использования фрейма Банка-эквайера через шлюз с банком.
4
Данная предоплаченная карта является неперсонифицированной, не прошедшей процедуру упрощенной идентификации в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона № 161-ФЗ.
5
Данные об объеме абонентской базы. 2Q 2014 Cellular Data. AC&M Consulting. // http://www.acm-consulting.com/data-downloads/doc_download/135-2q-2014-cenular-data.html»
6
Потребители с легкостью меняют устаревшие модели телефонов на более совершенные. Многим абонентам приходилось покупать аппарат не один раз за все время пользования мобильной связью. Один из наиболее распространенных аргументов к смене мобильного телефона – желание соответствовать новым трендам в мире современных технологий. См.: Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2379 от 23.08.2013 г. «Покупка мобильного телефона: Необходимость или погоня за новыми технологиями?» // http://wciom.ru/index.php?id = 459&uid= 114358
7
Первый мобильный платеж был осуществлен в 1997 г. жителями города Хельсинки, когда на улицах города были установлены два торговых автомата компании Coca-Cola по продаже напитков с помощью SMS. В настоящее время торговые автоматы принимают несколько способов оплаты: наличные денежные средства, с помощью банковских карт, отправки SMS-сообщений, а также с помощью средств на лицевом счету абонента мобильной связи с применением технологии бесконтактной оплаты (NFC) и др.
8
См., например: Стеценко С. Мобильный кошелек // http://moneynews.ru/9422/; Иванов В.Ю. Мобильные платежные услуги операторов связи в рамках законодательства о национальной платежной системе // Банковское право. 2012. № 6. С. 29–36.
9
Регулирование мобильных платежей в рамках ст. 13 Закона «О национальной платежной системе» будет рассмотрено в 2-м параграфе настоящей главы.
10
Следует отметить, что до принятия Закона «О национальной платежной системе» на рассмотрении Государственной Думы находился законопроект № 405325-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности"» и статью 45 Федерального закона „О связи", который был направлен на создание правовых условий для развития института мобильных платежей. Указанный законопроект был отклонен по причине принятия Закона «О национальной платежной системе». Тем не менее этот факт является одной из иллюстраций попыток регламентации процесса совершения мобильных платежей. См.: http://asozd2.duma.gov.ru/ main.nsf/%28SpravkaNew%29? OpenAgent&RN = 405325-5&02
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Электронные деньги в коммерческом банке. Практическое пособие"
Книги похожие на "Электронные деньги в коммерческом банке. Практическое пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Антон Пухов - Электронные деньги в коммерческом банке. Практическое пособие"
Отзывы читателей о книге "Электронные деньги в коммерческом банке. Практическое пособие", комментарии и мнения людей о произведении.