» » » Наталия Гречук - Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников


Авторские права

Наталия Гречук - Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников

Здесь можно купить и скачать "Наталия Гречук - Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталия Гречук - Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников
Рейтинг:
Название:
Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-227-05533-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников"

Описание и краткое содержание "Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников" читать бесплатно онлайн.



В ваших руках книга с уникальными фотографиями из числа тех, что хранятся в петербургском Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов. На них предстает жизнь прежней российской столицы тех времен.

Интересны и короткие рассказы, сопровождающие эти архивные снимки. Материал для них автор разыскивала в петербургских газетах и журналах вековой давности и в еще более старинных книгах и документах. А факты и детали старалась выбирать такие, которые мало, а то и совсем не были известны любителям и знатокам истории города на Неве.

Книгу можно читать в любом порядке: хоть с начала, хоть с середины, а то и вовсе с конца книги. Это как с калейдоскопом: в одну ли сторону повернешь, в другую, а сложится цельная картинка.

Автором большинства снимков в этой книге является знаменитый фотолетописец петербургской жизни на рубеже XIX–XX веков Карл Карлович Булла. Есть там также работы его сыновей Александра и Виктора, которые в свое время и передали архив отца городу.






Упомянутые «ученые частные люди», конечно, не были первооткрывателями нового способа освещения: в Европе опыты со светильным газом шли уже давно, но секрет его получения тщательно оберегался. Соболевский же с соратником из своего изобретения тайны не делали. Они даже опубликовали в «Северной пчеле» «все подробности о своем способе получения газа – в надежде найти средства «на перевод опытов в практику». Но нет пророков в своем отечестве…

Для устройства газового освещения в Петербург позвали иностранцев. Однако раньше, чем на петербургских улицах, появилось оно в других местах. В 1817 году, по словам «Северной пчелы», осветили газом Александровскую мануфактуру, почти одновременно Петергофскую бумажную фабрику. А 16 февраля 1821 года газовые лампы загорелись в первых двенадцати комнатах в здании Главного штаба. Английский мастер Гриффит обещал, что в скором времени газовые лампы будут гореть во всех помещениях Штаба… Следом заменили свечи на газ некоторые модные магазины на Невском.

«Сообщаем известие, – писала та же «Северная пчела» в сентябре 1836 года, – о закладке здания для гасопроизводителя, происходившей 19-го числа текущего месяца… На берегу Мойки, близ дворцового Экзерциргауза и одним фасом к зданию Министерства иностранных дел ровно в полдень положен краеугольный камень…» Газета обещала читателям, что «в будущем году вся первая Адмиралтейская часть… на пространстве от Полицейского моста до Вознесенского, также Невский проспект до Императорской Публичной библиотеки… заблестят и осветятся яркими огнями, а там и другие части города, постепенно, одна за другою, обольются чистым светом горящего гаса».



Только по какой-то причине Общество по устройству освещения газом, затеявшее упомянутое строительство, планы свои переменило и решило строить «гасометр» – газовый завод – не на Мойке, а на Обводном канале.

Его здание характерного силуэта сохранилось и до сей поры – на этом, еще довоенном, снимке оно легко узнается. И даже теперь старожилы зовут его газовым заводом, хотя кто только не занимал его в последние годы.

Так что ждать нового света петербуржцам пришлось дольше, нежели было обещано. Он зажегся в столице только в 1839 году.

«С сего дня 30-го августа, – это опять информация из «Северной пчелы», – начнутся опыты освещения улиц посредством гаса в тех местах, где находятся устроенные для того фонари. Опыты сии имеют целию необходимое приспособление всего механизма заведения к практическому действию».

На «приспособление механизма» ушло больше трех недель. Лишь 22 сентября, после того как в Комитете министров был рассмотрен акт, подтверждающий удовлетворительное устройство предприятия, Николай I высочайше повелеть соизволил «разрешить гасовое освещение в Петербурге».

На Дворцовой площади, на обеих Морских, Миллионной и Михайловской улицах, на Невском от Адмиралтейства до Литейного и частично на Садовой и Гороховой вместо 215 масляных фонарей установили 204 газовых.

Восторгам не было конца. «Когда проезжаешь вечером, душе как-то весело, все представляется в очаровательном виде, потоки света образуют в воздухе светлую атмосферу в роде северного сияния». «Гас весело и красиво горит бриллиантовым огнем».

Разумеется, нашлись скептики и брюзги. Мол, и фонарей стало по числу меньше, да и не так уж они ярки, как ожидалось. Скептикам возражали, что называется, на живых примерах. «Силу гасового света можно видеть на Полицейском мосту: самый мост освещен четырьмя фонарями, да подъезды к нему тоже четырьмя; от восьми фонарей на этом пространстве светло, как в гостиной…» «Удаляясь от гасового фонаря, считайте шаги и, вынув из кармана письмо или печатный листок, попробуйте читать его; повторите тот же опыт при обыкновенном фонаре, и вы узнаете настоящую силу света фонаря гасового…»

Но уж в чем были правы противники «гаса», так это в том, что новый фонарь обходился впятеро дороже масляного. Видимо поэтому широкого распространения в столице уличное газовое освещение еще долго не имело: так, в 1845 году было только 400 газовых фонарей. Зато вовсю начали освещаться газом магазины, лавки, учреждения и квартиры.

С появлением еще одного занявшегося этим делом общества количество газовых фонарей в городе постепенно стало увеличиваться. Но даже и в 1905-м Дума обсуждала вопрос о том, где взять денег на освещение газом многих и многих улиц Петербургской и Выборгской стороны…

Ночь, улица, фонарь…

Одна позабытая теперь писательница М.М. Марьина, вспоминая Петербург еще 1860-х годов, с восторгом писала о столице начала века XX – с ее «усовершенствованными автомобилями, ярким электрическим освещением улиц, домов и магазинов, непрерывно быстро движущимся трамваем» и даже «автоматическими ресторанами»…

Но вот снимок как раз из этих замечательных времен технического прогресса. Столичные задворки: узкая улица с низенькими серенькими домами, на одном из них вывеска «Трактиръ». «Маршрутное такси» того времени – извозчичьи сани с табличкой на задке «ОХТА-ПОРОХОВЫЕ. № 3» (а на разбитой булыжной мостовой и снега-то не осталось)! Фонарь с указателем «Остановка вагоновъ» – конка все-таки туда добралась…




Фонарь, между прочим, керосиновый. Их на 1 января 1914 года в столичном Санкт-Петербурге насчитывалось 3731. Этой цифре можно смело доверять, подсчет делал техник отдела по освещению столицы Г.Л. Семенович.

Опыты по освещению городских улиц «минеральным маслом», то есть керосином, начались у нас в середине XIX века. Занимались ими сразу четыре конкурента: Общество минерального масла, американец Шандор, купец Берман и Торговый дом «Нобель». Они и установили в декабре 1862 года первые керосиновые фонари – по десять от каждой фирмы, для испытания. Именно в ходе тех испытаний и родилась всем нам знакомая бытовая «единица» света – за нее была принята четвериковая стеариновая свеча, изготовлявшаяся на Невском заводе (как объясняет ее название В.И. Даль в своем словаре, таких свечей шло четыре на фунт веса).

Самый большой керосиновый фонарь светил, как 10,5 стеариновых свечей, вдвое сильнее спиртового, не говоря уж о масляном. Естественно, что он прижился в столице, может, даже и слишком: перед первой мировой войной керосиновых фонарей на улицах было больше, чем электрических.

В январе 1914 года «Петербургская газета» писала: «На многих улицах столицы, несмотря на интенсивное трамвайное движение, мерцают газовые и керосиновые ночники… Явилось предположение устроить на таких улицах электрическое освещение и совершенно упразднить газ и керосин».

Дума даже ассигновала 4000 рублей на соответствующий проект. Впрочем, осуществление его задержала война. Так что главным столичным «осветителем» в те времена по-прежнему оставался фонарщик, переходивший от фонаря к фонарю и в нужный час его зажигавший или гасивший. Вот так он выглядел – специально был запечатлен когда-то для серии «Петербургские типы»! А отчет о деятельности комиссии по надзору за освещением за 1910 год сохранил для нас любопытную информацию. Только за зажигание и тушение керосиновых фонарей в том году фонарщикам было уплачено 16 242 рубля 95 копеек, да на спички они получили 451 рубль 01 копейку – эта статья расхода так и называлась: «спичечные». А самого керосина ушло на 122 868 рублей 27 копеек. Отмечено, что трата эта для не очень богатого городского бюджета значительная!

Кстати, осветительный сезон и в старину длился столько же, сколько и нынче: всего-то и перерыву – с середины мая до середины июля…

В свете «бальной люстры»

Была на дворе весна всего-навсего 1848 года, когда «Литературная газета» объявила читателям: «Слух носится, что на зиму Петербург осветится электрическими фонарями». Слух этот так и остался слухом, но через полтора года некоторым петербуржцам все-таки довелось увидеть замечательный «солнцеобразный» свет… В последний день 1849 года, за час до полуночи, на башне Адмиралтейства зажегся электрический фонарь.

«Адмиралтейская площадь, – сообщала «Северная пчела», – более нежели до половины освещена электрическим светом… по всему фасу Адмиралтейства». Правда, лучи его не достигали ни Невского проспекта, ни Гороховой, и увидели новое освещение только те из жителей столицы, которые оказались поблизости. То была проба. И понадобились годы, чтобы электричество начало свое постепенное, не очень скорое вхождение в жизнь северной столицы.

«Вчера, 17 января, в средней комнате магазина белья Жюля Флорана на Б. Морской происходило первое практическое применение изобретенного г. Лодыгиным способа…» – писал в 1875 году «Голос».

Три лодыгинских лампы соревновались там с восемнадцатью газовыми рожками и победили, так что потом по примеру Жюля Флорана многие петербургские модные магазины и лавки стали заводить у себя электрическое освещение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников"

Книги похожие на "Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталия Гречук

Наталия Гречук - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталия Гречук - Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников"

Отзывы читателей о книге "Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.