Муртаза Мутаххари - Правовой статус женщины в исламе
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Правовой статус женщины в исламе"
Описание и краткое содержание "Правовой статус женщины в исламе" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга составлена из статей Муртазы Мутаххари на тему «Женщина и исламское право», опубликованных в журнале «Зан-и руз» («Современная женщина») между 1345–1346 х. с. / 1966–1967 гг. Высказанные в этих статьях соображения ничуть не устарели и по-прежнему представляют большой интерес.
Муртаза Мутаххари рассматривает такие вопросы, как сватовство, временный брак (мут‘а), женщина и социальная независимость, ислам и обновление жизни, Коран о положении женщины, человеческое достоинство и право, естественные основы семейного права, различия между женщиной и мужчиной, махр и иждивение, наследство, развод, многожёнство.
Муртаза Мутаххари – один из самых выдающихся учёных в области исламской философии, мистицизма (‘ирфан), схоластики, юриспруденции, автор большого количества трудов. Его книги и по настоящее время числятся в Иране среди самых популярных по исламской тематике.
Настоящее издание рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся духовной культурой мусульманского мира.
Муртаза Мутаххари
Правовой статус женщины в исламе
Настоящее издание выпущено под эгидой Фонда исследований исламской культуры
Предисловие
Согласно реалиям нашей эпохи, многие вопросы следует рассматривать заново, не ограничиваясь прежними анализами. Правовой статус семьи и семейные обязанности относятся к этой категории вопросов.
В наши дни по многим причинам, которые далее нами будут указаны, предполагается, что основными вопросами в этом плане являются «свобода женщин» и их «равные права» с мужчинами, все же остальные вопросы считаются производными от этих двух.
На наш взгляд, основной вопрос или хотя бы один из основных вопросов относительно «правового статуса семьи» заключается в том, является ли система семейных прав независимой от других социальных систем и обладает ли специфической логикой и особыми нормами – подобно другим социальным институтам?
Или никакого отличия между системой семейных отношений и другими общественными институтами не наблюдается? Другими словами, в этой системе царствуют та же философия и те же нормы, которые наблюдаются в других общественных институтах?
Корнем подобного сомнения служит «бинарная природа» двух основных компонентов данной системы (или этой социальной единицы), с одной стороны, и непрерывность поколений от родителей к детям – с другой. Замысел Творца поставил компоненты этой единицы в «неидентичные» и «неоднородные» положения, придав им различные качества. Семейный коллектив является «естественно-договорным» сообществом. Это нечто промежуточное между пчелиным или муравьиным сообществом с инстинктивным началом, в котором все правила установлены самой природой и обязательны для всех, с одной стороны, и определённым договорным сообществом, таким как гражданское общество, с меньшим естественным и инстинктивным аспектом – с другой.
Как нам известно, древние философы считали философию семейной жизни самостоятельной частью «житейской мудрости» и были убеждены, что этой части человеческой жизнедеятельности присущи отдельная логика и отдельные нормы. Платон в своей книге «Республика», Аристотель в своём произведении «Политика» и Ибн Сина (Авиценна) в «Китаб аш-Шифа» («Книге исцеления») рассмотрели данный вопрос именно с этого ракурса.
Относительно прав женщин в обществе также возникает вопрос: аналогичны ли между собой или, может быть, даже и идентичны естественные и человеческие права женщины и мужчины или наоборот? То есть Природа или Творец, предоставившие людям систему прав, сделали эти права однополыми или разнополыми? Проникли ли в систему прав и социальных обязанностей такие понятия, как «мужское» и «женское», или нет?
* * *В западном мире начиная с XVII в. вслед за научными и философскими движениями началось ещё и социальное движение под названием «права человека». Авторы и мыслители XVII и XVIII вв. с заслуживающим всяческой похвалы упорством распространяли среди людей идеи о естественных, врождённых и неотъемлемых правах человека. Представителями данной группы авторов и мыслителей являются Жан Жак Руссо, Вольтер и Монтескье. Эти учёные оказали человечеству великую услугу. Наверное, можно утверждать, что оно обязано этим мыслителям не меньше, чем великим первооткрывателям и изобретателям.
Основной принцип, которым руководствовались эти учёные, состоял в утверждении того, что человек на основе веления природы и Творца обладает определёнными правами и свободами. Никто и никакая группа людей ни в коем случае и ни под каким предлогом не могут лишить человека этих прав и свобод. Даже сам носитель этих прав и свобод не может добровольно передать их другому лицу, лишив себя их. И все люди – как правители, так и управляемые, как белые, так и чёрные, как богатые, так и бедные – пользуются такими правами и свободами на равных основах.
Упомянутое идейное и социальное движение дало желаемые результаты. Вначале произошли общественные изменения в Англии, затем в Америке, а позднее во Франции, после чего были подписаны соответствующие декларации.
В XIX в. на почве экономических, социальных и политических вопросов зародились новые мысли о правах человека, а также произошли другие преобразования, которые завершились возникновением социализма и осознанием необходимости определения интересов трудящихся масс, а также передачей власти от класса имущих защитникам рабочего класса.
Всё сказанное или совершённое до конца XIX и начала XX вв. касается прав народа по отношению к властям или прав трудящихся по отношению к работодателям и хозяевам. Лишь в XX в. наряду с «правами мужчин» был конкретно поставлен вопрос о «правах женщин». И после Второй мировой войны, в 1948 г., впервые в истории в принятой Организацией Объединенных Наций Декларации о правах человека был отчётливо сформулирован вопрос о равных правах женщин и мужчин.
С XVII в. по настоящее время во всех западных общественных движениях в качестве основной оси выступают два вопроса: «свобода» и «равенство». С учётом того, что движение, связанное с правами женщин, на Западе было продолжением всех других движений, а также что история с правами женщин в Европе с точки зрения свободы и равенства была связана с неимоверными трудностями, предпочтение и в данном случае было отдано преимущественно утверждениям о «свободе» и «равенстве». Пионеры этого движения считали свободу женщин и их равные с мужчинами права дополняющим и совершенствующим фактором борьбы за свободу человека, продолжавшейся с XVII в.; они утверждали, что без обеспечения женщинам свобод и равноправия с мужчинами говорить о свободе и правах человека бессмысленно и что, помимо того, все семейные неурядицы связаны с отсутствием свободы женщин и равных с мужчинами прав, а со снятием этой проблемы все семейные трудности будут разрешены одновременно.
Под термином «права женщины» подразумевались исключительно «естественные, врождённые и неотъемлемые права человека». Все слова сводились к единому утверждению о том, что женщина – такой же человек, как и мужчина, и, будучи полноценным человеком, она должна наравне с мужчиной пользоваться теми же естественными, врождёнными и неотъемлемыми правами.
В некоторых частях данной книги приведены относительно подробные рассуждения об «источниках естественных прав», доказано, что основой естественных и врождённых прав является сама Природа. То есть если человек пользуется особыми правами, которых лишены лошади, овцы, птицы и рыбы, то это объясняется Природой и актом Творения. И то, что люди равны в своих естественных правах и что все они должны жить «свободно», объясняется не чем иным, как велением, заложенным в замысле Творца. Учёные – сторонники равенства и свободы также обосновывают естественные права человека с использованием именно подобной аргументации.
Теперь мы должны выяснить – почему вопрос, который нами был назван основным в системе семейных прав, остался вне поля зрения? Разве в свете достижений современных наук было установлено, что различие между мужчиной и женщиной есть простое анатомическое разнообразие и что различие полов не имеет воздействия на их физическое, духовное строение и принадлежащие им права, а также сферу возложенной на них ответственности? Современные школы социальной философии оставили этот вопрос без рассмотрения.
Фактически дело обстоит по-иному, в свете открытий и достижений современных биологических и психологических наук отличия между полами определились более отчётливо и более аргументированно, и мы в некоторых разделах настоящей книги рассуждали по данному вопросу, опираясь на исследования биологов, физиологов и психологов. Несмотря на всё это, упомянутый нами основной вопрос был предан забвению, что является весьма удивительным.
Может быть источником подобного забвения является то, что упомянутое движение происходило слишком поспешно? Следовательно, освобождая женщину от многих бедствий и несчастий, данное движение вместе с тем преподносило ей и всему человеческому сообществу новые беды и несчастия. В различных разделах этой книги мы замечаем, что до начала XX в. женщина на Западе была лишена самых элементарных прав. И только начиная с первой декады XX в. там стали думать о том, чтобы наверстать упущенное. Но так как данное движение последовало за другим движением, основанным на «равенстве» и «свободе», они начали искать в содержании этих двух слов панацею от всех бед. При этом они не обратили должного внимания на то, что равенство и свобода относятся к области межчеловеческих отношений и по той простой причине, что люди являются членами человеческого сообщества. Женщина, как и все другие люди, создана свободной и пользуется теми же правами. Но женщина – это человек со своими специфическими качествами, а мужчина – человек с иными своими качествами. Женщина и мужчина в смысле человечности равны, но представляют собой два вида человечества, с разного рода особенностями и отличными друг от друга психологиями. Данное противоречие исходит не из географических, социальных или исторических факторов, оно заложено в смысле Творения. Природа этой двойственности преследовала свою цель. А всякое действие, направленное против природы и естества, чревато нежелательными последствиями. Мы в своих утверждениях относительно свободы и равенства людей – в частности, равенства мужчин и женщин – вдохновляемся природой. Опираясь на такое же вдохновение, берём у природы уроки «однородности» или «разнородности» («двоякости») прав женщин и мужчин, а также того, что семейный коллектив представляет собой сообщество людей как минимум наполовину естественное. Или в этом плане мы не должны вдохновляться природой? Заслуживает рассмотрения хотя бы вопрос о том, является ли разделение животных и людей на разные половые категории частью акта Творения, или оно представляет собой случайное явление? Разве различия между полами являются полностью поверхностными, простыми анатомическими различиями или, как утверждает Алексис Каррель[1], в каждой клетке человека имеются признаки его пола? Разве в каждом языке и при каждом логическом подходе природа и естество каждой женщины и каждого мужчины обладают особой миссией или наоборот? Право является однополым или разнополым? Нравственность и воспитание суть однополые или разнополые явления? И как быть в данном случае с наказаниями, а также с ответственностью и миссиями?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Правовой статус женщины в исламе"
Книги похожие на "Правовой статус женщины в исламе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Муртаза Мутаххари - Правовой статус женщины в исламе"
Отзывы читателей о книге "Правовой статус женщины в исламе", комментарии и мнения людей о произведении.