» » » » Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе


Авторские права

Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе

Здесь можно купить и скачать "Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Садра»a5cd683a-31ad-11e3-bfee-002590591ea6, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе
Рейтинг:
Название:
Образование и воспитание в исламе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-906016-06-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Образование и воспитание в исламе"

Описание и краткое содержание "Образование и воспитание в исламе" читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание представляет собой сборник лекций, прочитанных автором на конгрессе преподавателей религиозных дисциплин и в «Исламском обществе врачей». Восемнадцать лекций посвящены принципам и связанным с ними факторам мусульманского воспитания. На примерах из Корана, сунны и притч рассматриваются основные вопросы исламской этики и морали. В сопоставлении с разработками в области педагогики выдающихся философов, мыслителей, знаменитых учителей автор раскрывает основные исламские подходы к религиозному воспитанию и образованию.

Несмотря на академическую форму изложения, книга рассчитана на широкую аудиторию читателей, интересующихся историей и культурой мусульманского Востока.






Следовательно, можно сделать следующий вывод: когда человек выполняет какую-либо работу, он получает от этого удовольствие или не получает. Но если данная работа не выполняется, он испытывает огорчение или его не испытывает. И если он не испытывает удовлетворения от выполнения работы и не чувствует огорчения от того, что она не выполнялась, то к этой работе он скорее всего не приблизится. В этой связи интересно, испытывал ли, например, ‘Али б. Аби Талиб в глубине души удовлетворение, когда вполне искренне ратовал за выгоду других? Если бы он не испытывал удовлетворение от успеха своей работы в этом направлении и не почувствовал огорчения от неудач на этом поприще, то вряд ли бы взялся за подобные дела.

Суть вопроса кроется именно в ощущении удовлетворения от проделанной работы или огорчении себя от не совершённого действия, что не зависит от того, извлёк ли он выгоду и оградил ли себя от убытков. Человек – такое существо, которое может испытывать удовлетворение, способствуя тому, чтобы другим досталась выгода, и даже более того, может достичь такого состояния, когда оказание услуги другим людям доставляет ему большее наслаждение, чем забота о себе.

Материалисты утверждают, что все действия человека всегда направлены на получение личной выгоды. Ислам же считает возможным достижение такого положения, когда верующий будет готов работать на пользу другим. Он будет чувствовать удовлетворение от любой выполненной им работы, что не будет обусловлено получением личной выгоды. Чувство радости и удовлетворения от оказания услуги другим лицам – свидетельство его совершенства.

Относительно утверждения Канта о том, что действия человека являются этическими, если они ничем не обусловлены, следует сказать, что если под отсутствием обусловленности он подразумевает отсутствие личной выгоды в проделанной им работе, то с этим философом вполне можно согласиться. Но если Кант имеет в виду то, что действия человека должны быть лишены пользы для других, то есть они не были обусловлены тем, чтобы служить другим людям, а человек должен ограничиться исключительно выполнением своих обязанностей, не почувствовав при этом удовлетворённость, то это не похоже на правду.

Таким образом, мы разъяснили основные положения теории, в которой утверждается, что «мерилом нравственности является принесение пользы другим», а также разобрались в рассуждениях учёных, которые считают, что «действие человека может быть абсолютным». Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в одном аспекте действия человека могут носить абсолютный характер, в другом плане – нет. Действие может быть абсолютным, если оно свободно от оков эгоизма, и не может быть таковым, если оно свободно от оков альтруизма, и когда человек не испытывает от него удовольствия.

Кроме того, некоторые лица признают наличие у человека природной моральной совести, другие же опровергают существование подобной, утверждая, что человек сотворён для того, чтобы искать, в чём его польза. Таким образом, определение моральной совести по версии Канта не очень-то и точно. Поэтому доводом в пользу достоверности нашего взгляда на этот вопрос являются этические действия, цель которых состоит в принесении пользы другим людям, и при совершении которых человек чувствует удовлетворение и радость.

Лекция 6: Этическое действие (2)

Мы рассуждали о нормах этического действия, отличающих его от естественных видов действий. Как было отмечено, все единодушны в признании того, что человек совершает (или желает совершить) некоторые дела, стоящие выше уровня естественных или животных действий, к которым инстинктивно способны и животные. Подобные действия именуются человеческими или этическими действиями. Здесь имеется в виду то обстоятельство, что эти действия совершаются на уровне человека, но ни в коем случае не на уровне животного.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как некоторые дела характеризуются как «человеческие» или как «нечеловеческие», при этом делается акцент на прилагательное «человеческий». Соответственно, нам следует выяснить, что представляют собой этические действия, совершаемые на уровне человека и отличающиеся от поведения животных и даже от бессознательных действий самого человека.

Здесь надо остановиться на двух вопросах. Во-первых, что такое этическая норма, а, во-вторых, что является гарантом совершения человеческих действий. Нам известно, что мерилом или нормой естественного действия является требование общего для человека и животного инстинкта. Фактором реализации подобных действий является сама природа.

А что выступает в качестве мерила этического действия и гаранта его выполнения?

Некоторые говорят, что этическое действие – это такое деяние, которое основано на чувстве благорасположения к другим людям. Если мы согласимся с этим выводом, то тем самым признаем его в качестве определения этического действия и даже до определённой степени в качестве фактора осуществления подобных действий. Это означает, что дело, выполняемое человеком для себя (ибо человек, как правило, сильно любит своё естество и действует с учётом собственных интересов), этическим действием не является. И как только действие выходит за пределы индивидуальных рамок и выполняется для принесения пользы другим, оно становится этическим.

Данное определение, конечно, опровергается и тем соображением, что в подобном случае приходится определённую совокупность естественных действий признать в качестве этических. В качестве примера здесь можно упомянуть о материнском поведении (как людей, так и животных). Мать обладает ярко выраженным чувством любви к ближнему, и этот «ближний» – её чадо. Под влиянием материнских чувств к нему она выполняет определённую вереницу дел, проявляя показательный альтруизм. Конечно, всё это своего рода величественные чувства, но называть их этическими не следует. Ибо они осуществляются под влиянием своего рода естественной направленности и определённой системы инстинктов, когда мать проявляет любовь и нежность только к своему ребёнку или детёнышу, но вовсе не к чужим.

Действительно, её поведение нельзя назвать ничем иным, как любовью к своему ребёнку, но подобное поведение не может быть отнесено к этическим действиям, ибо круг этических действий гораздо шире.

Любовь к ближнему

Некоторые другие авторы при определении этического действия использовали понятие любви к другим людям в более широком смысле этого слова, в частности, отметили, что этическое действие – это деяние, основанное на чувствах гуманизма. И сегодня данная трактовка является одной из центральных. Но здесь возникает вопрос о факторе осуществления подобного действия.

Действительно, обладает ли человек чувством любви к ближнему или нет? Из числа учёных древности Аристотель с учётом общественной природы человека считал его цивилизованным по природе и верил в существование двух видов инстинктов – индивидуального и социального. Философ утверждал, что человек под воздействием своих родовых инстинктов стремится к тому, чтобы соответствовать обществу, он проявляет к судьбе общества такой же интерес, как к собственной судьбе.

Среди философов новой эпохи в этом плане наиболее известен Роджер Бэкон. Он придерживается почти той же позиции, что и Аристотель, и признаёт наличие у человека подобного инстинкта. Тем не менее вопрос о наличии у человека подобного рода инстинктов не находил у обоих чёткого научного определения. В любом случае, это – отдельно взятая теория, по которой мерилом морали является то, что исходит из чувств любви к ближнему. И гарант его осуществления находится в самом человеке. Но данное воззрение с научной точки зрения ещё не доказано.

Дарвинизм

Согласно теории Дарвина, философскую основу которой составляет борьба за существование (таназу’-и бака), каждое живое существо создано своекорыстным, стремится к самосохранению. По этой причине данное стремление завершается борьбой за существование, естественным и наилучшим отбором. А это – основа эволюции. Согласно этой философии, индивидуальные и социальные инстинкты человека с социальной точки зрения становятся бессмысленными. Многие авторы в своих нападках против Дарвина говорят, что его философия вредна и угрожает устоям нравственности и взаимопомощи. На основе философии Дарвина чувство взаимопомощи как подлинное чувство существовать не может. Оно способно проявляться лишь в качестве следствия борьбы за существование, то есть подлинным является только борьба за существование, а взаимопомощь может существовать в качестве производного аспекта. Например, когда человек старается укрепить свою позицию (каждый индивид видит себя в состоянии противостояния другим, ибо он по всем параметрам отличается от них) на основе принципа борьбы за существование, он вступает в союз с другими индивидами – чтобы возможно было противостоять другим группам. Но подобный союз зиждется на борьбе за существование; взаимопомощь между ними устанавливается не потому, что они питают друг к другу чувства дружбы; она вызвана необходимостью бороться против других, которых хотят уничтожить или хотя бы устрашить своей сплочённостью. Следовательно, взаимопомощь между людьми не имеет подлинной основы и является следствием борьбы за существование. Сам Дарвин предпринимал немало попыток, чтобы создать для своей теории моральные основы, а сторонники его философии стремились оправдать его мировоззрение в моральном плане. Но это им не удалось.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Образование и воспитание в исламе"

Книги похожие на "Образование и воспитание в исламе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Муртаза Мутаххари

Муртаза Мутаххари - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе"

Отзывы читателей о книге "Образование и воспитание в исламе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.