» » » А. Скола - Богословская антропология


Авторские права

А. Скола - Богословская антропология

Здесь можно купить и скачать "А. Скола - Богословская антропология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Духовная библиотека»4a8c3274-9d75-11e4-b821-0025905a0812, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Скола - Богословская антропология
Рейтинг:
Название:
Богословская антропология
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-94270-034-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Богословская антропология"

Описание и краткое содержание "Богословская антропология" читать бесплатно онлайн.



В этой книге систематически изложено основное содержание курса лекций по богословской антропологии, в течение ряда лет читавшегося авторами в рамках программы подготовки магистров и лиценциатов Папского института проблем семьи и брака. Книга вышла в серии учебных пособий по католическому богословию АМАТЕКА и посвящена богословскому взгляду на человеческую личность. Авторы сделали акцент на систематическом подходе, обусловленном взаимосвязанностью входящих в богословскую антропологию тем и стремлением объединить последние с основными христологическими и тринитарными проблемами. Ведущей нитью здесь является событие Иисуса Христа, занимающее в методологическом плане центральное место. В Иисусе из Назарета человек встречает истину о самом себе, что, по мнению авторов, разрешает тайну человеческой свободы.






202

Ср. Scheffczyk, Cruation…cit., 164.

203

Ср. Scheffczyk, Cruation…cit., 185; J. F. Courtine, Le projet suaruzien de la mutaphysique, in «Archives de philosophie» 2 (1979), 253–274; A. Guy, L’analogie de l’ ktre selon Suбrez, ivi, 275–294.

204

Ср. C. Fabro, Introduzione a san Tommaso, Milano 1983; P. Gisel, La creazione. Saggio sulla liberta e la necessita, la storia e la legge, l’uomo, il male e Dio, trad.it., Genova 1987, 146–154.

205

См. выше, 18–19.

206

См. выше, 20–21.

207

В качестве примера можно привести B. Russel, Why I am not Christian, and others essays on religion and related subjects, London 1961.

208

Ср. Colombo, Creazione…cit., 206–207.

209

Божественная причинность в отношении тварной реальности должна мыслится «не только в том смысле, что Бог творит эту реальность actione sua [Своим действием – Прим. пер.], но и в том, что Он реализует ее communicatione sui [сообщением Себя – Прим. пер.], или ex parte rei creatae [действуя в тварном – Прим. пер.], то есть, что бытие тварной реальности установлено не только творческим актом Бога, но и присутствием самого бытия Божия – подобно квазиформальной причине, хотя и с учетом свойственных тварной реальности ограничений» (Colombo, Creazione…cit., 207)..

210

Если в трех перечисленных случаях использование понятия квазиформальной причины несло в себе критику предшествующих решений проблемы, то в еще большей степени эта критическая направленность выражена в его аналогическом применении для описания творческой причинности. См. ниже, 325–326.

211

Некоторые богословы утверждали, что можно говорить об Иисусе Христе как действующей причине в Творении. Далее этот тезис развивался в двух направлениях. Одни считали, что избегая говорить о человеческой природе Христа до Воплощения, все же можно утверждать, что Слово – действующая причина Творения, поскольку Оно воплотилось, и следовательно, желало в Творении приготовить то человечество, которое потом и восприняло: согласно изначальной логике божественного плана, человечество было создано в предвкушении Воплощения и действующую причину Бога можно понять правильно в свете примата Христа перед Адамом (Ср. Alszeghy, Fondamenti…cit., 39; Von Balthasar, Teologica. II…cit., 142–146. Другие же считали возможным утверждать творческое действие Иисуса Христа, исходя из решения тонкой проблемы Его предсуществования (Ср. Biffi, Tu solo…cit., 38–41; 84–102; Id., Approccio…cit., 51–74). Подробная трактовка проблемы предсуществования Иисуса дана в Bordoni, Gesщ di Nasareth…cit., 621–760.

212

См. ниже, 155–160.

213

См. ниже, 96–108.

214

Ср. Colombo, La teologia…cit., 57. О смысле этого утверждения в контексте современных богословских дискуссий уже говорилось в гл. 1, см выше.

215

Во всей полноте эта параллель, имеющая решающее значение для понимания связи между антропологией и христологией, была воспринята Иринеем Лионским. «Поэтому даже Адам был назван Павлом“ образом будущего”. Ведь Слово, Создатель всего, прообразовало в Нем будущую икономию человечества, принятого Сыном Божиим: Бог установил вначале человека животного, очевидно чтобы тот был спасен человеком духовным. Так как предсуществовал Спаситель, то должно было прийти к существованию и спасаемое, дабы Спаситель не был бесполезен» (Ireneo di Lione, Contro le eresie, III,22,3,in Id., Contro le eresie e gli altri scritti, introduzione e traduzione di E. Bellini, Milano 1981, 289–290 [SC 211,438]). Перевод этого знаменитого текста противоречив. О его истолковании см. A. Orbe, Antropologнa de san Ireneo (Biblioteca de Autores Cristianos 286), 491–493; J. A. De Aldama, Adam, typus futuri (San Ireneo, Advers. haer. 3, 22, 3), in «Sacris Erudiri» 13 (1962), 266–279. См. также другие тексты: Ireneo, Contro le eresie…cit., II, 2,4, 126 (SC 294,38); III,21,10,287–288 (SC 211,426–431); V, 1,1,411–412 (SC 153, 16–21); Id., Esposizione della predicazione apostolica, in Id., Contro le eresie…cit., 22, 497.

216

Ср. 1 Кор 15, 45–49; 2 Кор 5, 17; Гал 6, 15; Рим 5, 12–21; 8, 19–24; Кол 3, 9–10; Еф 2, 14–16; 4, 2–24.

217

Von Balthasar, Teodrammatica.III…cit., 33–39; 233–242.

218

Ср. Von Balthasar, Epilogo…cit., 151–152. О богословской интерпретации спасительной смерти Христа см. Moioli, Cristologia…cit., 154–192; G. Biffi, Soddisfazione vicaria o espiazione solidale? in Id., Tu solo…cit., 42–67; Von Balthasar, Teodrammatica. IV…cit., 213–3336; Scola, Questioni…cit., 14–19.

219

Ср. Z. Alszeghy – M. Flick, Gloria Dei, in «Gregorianum» 36 (1955), 361–390.

220

«Si quis (…) mundum ad Dei gloriam conditum esse negaverit: a.s.» [ «Если кто отрицает (…), что мир создан ради славы Божией, – да будет анафема» – Прим. пер.] (DS 3025).

221

То же у Фомы. Ср. 2ST, q.2, a.3.

222

Ср. G. Kittel – G. von Rad, doўca, in GLNT II, coll.1348–1398.

223

См. также Исх 16,7; Ис 35,1–4 и Числ 14.21, где явно указано на Творение: «и славы Господней полна вся земля». Ср. L. Boyer, Cosmos. Le monde et la gloire de Dieu, Paris 1982.

224

См. также Исх 33, 18; Втор 5, 22сл; Лев 9, 6. 23–24; 1Цар 8, 10сл; Иез 9–11.

225

То же в Ин 2, 11; 11, 40; 17, 22.24; 2 Кор 3, 18; Тит 2, 13.

226

Ср. Ireneo, Contro le eresie…cit., IV, 14,1,330 (SC 100, 538–543). Фундаментальное значение имеет также следующий текст: «Потому Слово ради людей стало подателем благодати Отца. Для них Оно установило великое домостроительство, являя им Бога и представляя человека Богу: соблюдая незримость Отца с тем, чтобы человек не стал пренебрегать Им и всегда имел цель, к которой должно стремиться, но в то же время через многие устроения показывая людям и видимого Бога, дабы человек не перестал существовать, полностью лишившись Его. Ведь слава Божия – человек и его жизнь – Богоявление» (Ibid., IV, 20, 7, 349 [SC 100, 646–649]); Ср. A. Orbe, Gloria Dei vivens homo, in «Gregorianum» 73 (1992), 205–268.

227

Ин 15, 8; 16, 14; 2 Кор 3, 18.

228

Ср. Scola, La logica…cit.

229

Ср. C. Westermann, Teologia dell’Antico Testamento, trad. it., Brescia 1983, 54–61.

230

О центральной роли понятия Завет в библейском откровении см. P. Beauchamp, Propositions sur l’alliance de l’AT comme structure centrale, in «Revue des Sciences Religieuses» 58 (1976), 161–194 и Id., L’uno e l’altro testamento. Saggio di lettura, trad. it., Brescia 1985; B. Renaud L’alliance: un mystиre de misericorde, Paris 1998.

231

Следует отметить, что объектом божественной инициативы, а следовательно, избрания и заключения Союза в Ветхом Завете, является в первую очередь народ и избрание отдельных людей происходит уже в рамках этого первоначального выбора. Так в случае Аврама (Быт 12, 1–3 и Неем 9, 7) и Моисея (Исх 3, 1–12 и Пс 106, 23); ср. LG 9 и ККЦ 781. Нужно также помнить, что Ветхий Завет не знает вопроса о конечном предназначении отдельного человека, также из-за того, что идея воздаяния после смерти появляется только в конце периода его создания (2 Макк 12, 38–45). Ср. G. Quell – G. Schrenk, e(kle/gomai, in GLNT VI, coll. 403–487.

232

Он присутствует во всех четырех новозаветных текстах: Мк 14, 24; Мф 26, 28; Лк 22, 20; 1 Кор 11, 25.

233

ККЦ 1334; 1340.

234

ККЦ 652; 654.

235

Prow/risen. Глагол предопределять (proori/zw) в новом Завете появляется только шесть раз и, за исключением Деян 4, 28, только в посланиях Павла: Рим 8, 29–30; 1 Кор 2, 7; Еф 1, 5.11.

236

О понятии тайна в посланиях Павла см. Bornkamm, Muste/rion, in GLNT VII, coll. 645–716.

237

Действительно, Он Тот, «Который родился от семени Давидова по плоти и открылся (o(risqe/ntoj) духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим 1, 3–4). Отметим здесь использование греческого глагола o(ri/zw, усиленной формой которого является proori/zw (предопределять).

238

Выражение полнота времен указывает на то, что это событие следует понимать не только как начало нового исторического периода, но также и как утверждение наступления новой, окончательной эпохи. См. Schlier, Linee…cit., p. 104.

239

«Чтобы сделать, чему быть предопределила (prow/risen) рука Твоя и совет Твой» (Деян 4, 28). «Сего, по определенному совету (th=? w(risme/nh? boulh=) и предведению Божию (prognw/sei tou= Qeou=) преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» (Деян 2, 23). «Которого Бог предложил (proe/qeto) в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его и прощении грехов, соделанных прежде» (Рим 3, 25).

240

История богословия показывает, что начиная с Августина, употребление этого термина было ограничено проблемой отношения всемогущей благодати Божией к свободе человека в контексте его конечного спасения или осуждения (см. ниже, 287–298). Важно не упускать из виду это обстоятельство и, прежде всего, не подменять частным значением этого понятия более широкий горизонт смысла, присутствующий в Новом Завете. К. Барт впервые в современном богословии логически строго связал вопрос о месте Иисуса Христа в Божием плане с понятием предопределения (ср. Bart, Kirchliche Dogmatik. II/2…cit.). Тем самым он вышел за пределы августинианской ограниченности богословия предопределения и заложил основы нового взгляда на вековой спор о цели воплощения. История начала этого спора рассмотрена в работе J.-F. Bonnefoy, La question hypotutique: Utrum Adam non peccasset…au XIII siecle, in «Revista Espaсola de Teologнa», 14 (1954), 327–368; анализ современного состояния дискуссии дан в Id., Il primato di Cristo nella teologia contemporaneo, in Aa. Vv., Problemi e orientamenti di teologia dogmatica, 2, Milano 1957, 180–213, см. также G. Biffi, Alla destra del Padre, Milano 1970, 64–85; Id., Tu solo…cit., 32–40; Id., Approccio…cit., 17–49: этот автор показал методологическую слабость многовекового диспута между последователями Фомы Аквинского и Дунса Скота. Действительно, вопрос о том, что делало бы Слово, если бы Адам не согрешил, «внутренне абсурден», ибо «это попытка узнать“ будущее Бога”, то есть то, что совершит Бог в зависимости от свободного выбора человека… Истина же состоит в том, что понятие“ будущее Бога” противоречиво, поскольку выбор Богом одного, а не другого действия обуславливает поведение тварей, но сам ничем не может быть обусловлен» (Tu solo…cit., 24). Тогда имеет смысл подойти к этой проблеме, должным образом утверждая особую важность события появления Христа и в рамках такого подхода восполняя односторонний характер позиций обеих богословских школ (в этом направлении уже двигался P. Galtier, Les deux Adam, Paris 1947; на эту тему см. P. Giappi, Il motivo dell’Incarnazione e «Les deux Adam» di P. Galtier, in «Sapientia» 3 (1950), 92–107). С другой стороны, то, что «томисты» и «скотисты» более всего спорили о конечной цели Воплощения, позволяет утверждать, что они, по крайней мере в лице своих наиболее умеренных представителей, не исключали полностью значение противоположного тезиса. В связи с этим полезно напомнить анализ богословия Бонавентуры в A. Gerken, Theologie… cit.: для францисканского богослова Логос есть Спаситель от греха, но Его Воплощение в конечном итоге обусловлено не этим, а превосходящей всякую человеческую меру свободной и щедрой любовью Божией.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Богословская антропология"

Книги похожие на "Богословская антропология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Скола

А. Скола - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Скола - Богословская антропология"

Отзывы читателей о книге "Богословская антропология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.