» » » Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие


Авторские права

Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство Когито-Центр, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-437-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Книга отражает современное состояние и методологию исследований в области клинической арт-терапии – новой научно-практической дисциплины, тесно связанной с клинической психотерапией и психологией. Представлены не только принципы и ключевые тенденции развития современной арт-терапии, но и специфика отечественной арт-терапевтической школы. Описана оригинальная модель клинической системной арт-психотерапии, успешно реализованная автором и его последователями. Подробно изложены методики и программы арт-терапевтической работы в разных областях клинической медицины, в лечении и реабилитации пациентов из разных клинических групп, даны соответствующие рекомендации. Описание диагностических процедур и критериев оценки полученных материалов подкреплено многочисленными иллюстрациями и анализом рисунков пациентов. Рекомендуется как для начинающих, так и для опытных специалистов.






Таким образом, в рамках интерперсонального подхода к групповой психотерапии акцент делается не только и не столько на рассказе участников группы об имеющихся у них проблемах, сколько в проявлении этих проблем в их поведении и взаимодействии с другими в контексте «здесь-и-сейчас». С учетом этого, основное внимание обращается на те поведенческие особенности участников группы, которые проявляются непосредственно в ходе групповых сессий. В то же время это не исключает возможности обсуждения участниками группы тех событий, которые имели место в их жизни в прошлом или происходят за пределами группы в настоящем.

Характерное для групповой интерперсональной психотерапии самораскрытие участников в группе сближает их и ведет к ослаблению защит. Благодаря обратной связи друг с другом и психотерапевтом участники группы могут узнать о тех характерных для них особенностях своего поведения, которые заметны окружающим, но не всегда осознаются ими самими. Это делает корректную обратную связь и принятие участниками группы своих чувств и действий чрезвычайно важным инструментом психотерапевтических изменений.

Готовность участников группы брать ответственность за свои чувства и поступки в групповой ситуации на себя, а также их желание идти на связанный с использованием новых моделей поведения риск являются дополнительными условиями достижения этих изменений. И, наконец, еще одной значимой предпосылкой изменений является научение участников группы, которое становится возможным благодаря их активному межличностному взаимодействию в группе.

Аналитическая модель групповой психотерапии (Ezriel, 1952; Bion, 1961; Foulkes and Anthony, 1973) рассматривается как развитие традиции индивидуального психоанализа применительно к работе с группами. Первоначально групповой анализ был связан с попытками рассмотрения отношений ведущего с членами группы, проявляющихся, в частности, в реакциях переноса и контрпереноса. В дальнейшем стали учитываться и те отношения, которые складываются между участниками группы и между каждым из них и группой в целом. Основные отличия аналитической модели от интерперсональной заключаются в следующем:


1. Интерперсональная модель придает наибольшее значение текущему опыту участников группы, связанному с контекстом «здесь-и-сейчас», а аналитическая модель учитывает также их прошлый опыт.

2. Работающий в рамках интерперсонального подхода психотерапевт воспринимает себя в роли катализатора внутригруппового взаимодействия и использует свое поведение как образец, на который могут ориентироваться другие. Групповой аналитик занимает позицию независимого наблюдателя. Кроме того, если первый специалист рассматривает опыт группового взаимодействия как изначально позитивный и являющийся основой психотерапевтических изменений, то второй допускает, что, прежде чем изменения станут возможны, необходимо устранить имеющиеся у членов группы сопротивления этому процессу.

3. Общая продолжительность работы в рамках интерперсонального подхода, как правило, меньше, чем при использовании аналитической модели.


Общегрупповой подход (Bion, 1960; Ezriel, 1973; Foulkes, 1964 и др.) объединяет в себе несколько вариантов групповой психотерапии. Для всех них характерно преимущественное внимание к групповым феноменам и процессам, связанным с организацией и функционированием группы как единого целого. Являясь приверженцем гештальт-психологии, Фоулкс (Foulkes, 1964) рассматривал группу как нечто большее, чем сумму составляющих ее элементов. Рассматривая индивидуальную психологию в качестве фигуры, а группу – в качестве фона, он стремился уделять равное внимание, как членам группы, так и группе в целом.

Фоулкс рассматривает группу как открытую систему. Им также описаны разные групповые феномены – резонанс, зеркальное отражение и др. Основная задача психотерапевта, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать расширению и углублению групповой коммуникации, принимая при этом во внимание различные уровни психического развития членов группы и то, что в их взаимодействии друг с другом могут проявляться как осознанные, так и неосознанные потребности и переживания. Психотерапевт не является отстраненным наблюдателем, но активно участвует в групповых процессах. Используя направленные на разных членов группы интерпретации, он влияет на внутригрупповые отношения. Он также формирует модель коммуникации и помогает участникам группы самим использовать интерпретации в интересах активизации внутригруппового взаимодействия. Иногда отдельные участники являются выразителями потребностей, мнений и переживаний всей группы; иногда вся группа выражает потребности, мысли и переживания своих отдельных членов.

Системный подход к групповой психотерапии (Astrahan, 1970; Agazarian, 1997 и др.) опирается на общую теорию систем, которая служит общей концептуальной платформой для понимания внутриличностных, межличностных и общегрупповых процессов, а также социальных аспектов функционирования группы. Достоинством общей теории систем применительно к групповой психотерапии является то, что она позволяет рассматривать группу в качестве живой, саморазвивающейся, открытой системы, находящейся в процессе роста и изменений. Основной акцент при использовании данного подхода делается на изучении структурно-функциональных особенностей группы и ее ресурсов, в частности, такого значимого аспекта, как проницаемость ее внешних и внутренних (личных) границ. Наблюдая за этими границами и используя те или иные вмешательства, психотерапевт может усиливать или, наоборот, снижать их проницаемость.

Использование данного подхода позволяет также учесть иерархический характер отношений в группе, что требует разноуровневого анализа, учитывающего общегрупповые, межличностные и внутрипсихические процессы и феномены, а также анализа процессов и феноменов на уровне подгрупп. Агазарян (Agazarian, 1997) считает, что задача психотерапевта заключается в том, чтобы, активизируя разноуровневые коммуникативные процессы, помочь участникам группы осознать сопротивления и принять отчужденные аспекты своей личности.

Интегративное направление в групповой психотерапии (Durkin, 1964; Glatzer, 1953; Gustafson, Cooper, 1979, 1992) связано с попытками соединить теорию индивидуальной и групповой психотерапии. Интегративное направление имеет много общего с концепцией иерархической интеграции О. Кернберга (Kernberg, 1975). По мнению этого автора, общегрупповые вмешательства позволяют воздействовать лишь на одну группу невротических расстройств, а именно те, которые связаны с предэдипальной фазой развития. В отличие от этих расстройств, переносы индивидуального характера, так же как и сопротивления, связаны с более зрелыми фазами развития, а потому проявляются главным образом в диадических и триангулярных конфликтах. Групповой психотерапевт при этом использует те вмешательства, которые в большей степени подходят конкретной группе и отвечают уровню развития ее членов.

3.2. Формы интерактивной групповой арт-терапии

Используются следующие основные формы интерактивной групповой арт-терапии:


• динамическая (аналитическая) группа,

• тематическая группа,

• студийная открытая группа, сочетающаяся с элементами динамического подхода.

3.2.1. Динамическая арт-терапевтическая группа

Динамическая арт-терапевтическая группа, как правило, функционирует как закрытая, что означает, что на протяжении всего процесса работы состав ее участников остается постоянным. Динамической (или аналитической) она называется в связи с тем, что в процессе работы с такой группой важную роль играет фактор групповой динамики. Ведущий стремится поддерживать взаимодействие между участниками и развитие группы как социальной системы, активно используя для этого изобразительные средства и иные формы невербальной экспрессии.

Динамическая группа предполагает как индивидуальную, так и совместную изобразительную работу членов группы, а также их вербальную коммуникацию. Занятия имеют в основном трехчастную структуру и включают: (1) начало в виде подготовки группы к работе посредством краткого обсуждения, выяснения потребностей и состояния участников и выполнения упражнений невербального характера; (2) основную часть, содержание которой в значительной мере определяется материалом предыдущих занятий и начального этапа текущего занятия, но, как правило, включает индивидуальную или совместную изобразительную деятельность участников с последующим обсуждением процесса и результатов работы (3) заключительную часть, предполагающую подведение итогов и возможное планирование содержания следующего занятия.

В связи с различиями в составе и этапах работы такой группы в ходе занятий могут проявляться различные аспекты психического опыта участников, начиная с ранних переживаний и регрессивных позиций и заканчивая текущим опытом участников. Могут также проявляться переживания перинатального и трансперсонального уровней. Внутренние границы такой группы могут динамично меняться даже в ходе одного занятия. Идентификация участников с группой, друг с другом и психотерапевтом отличается значительной подвижностью. В то же время терапевтически используя регрессивные позиции участников, ведущий стремится поддерживать их психологическую автономность и самостоятельность, формирует групповую культуру с высокой степенью принятия участниками друг друга и ориентирует их на то, чтобы они брали инициативу в свои руки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Книги похожие на "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Копытин

Александр Копытин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.