Коллектив авторов - Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1"
Описание и краткое содержание "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1" читать бесплатно онлайн.
Этот учебник создан по авторской программе В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского «Русская литература XIX—XX веков (для 10—11 классов)», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. Он состоит из обзорных глав, в которых дается информация о литературном процессе определенных периодов истории литературы, и монографических, где рассматривается творчество наиболее ярких писателей XX века.
В каждой главе учащимся предлагаются вопросы для закрепления и повторения учебного материала, задания для самостоятельной работы, темы сочинений и список рекомендуемой литературы.
В комплекте с учебником выпускается двухтомная хрестоматия, составленная из программных произведений, и методическое пособие для учителей.
«По возвращении в Россию он нашел в ней много перемен, – пишет Роллан. – Это была уже не лихорадочная Россия времен Гражданской войны. Это была Россия фараонов. И народ пел, строя для них пирамиды… Сверхчувствительного Горького захлестнули эмоции.
Потонув в буре народных оваций, в волнах любви своей страны, окруженный гвардией политических друзей, членов сталинского правительства, захваленный и осыпанный знаками внимания самого Сталина… став при жизни святым покровителем своего родного города, переименованного в его честь, выдвинутый без всяких оговорок на роль чрезвычайного комиссара культуры СССР, он захмелел от затянувшей его круговерти общественной жизни…
Он позволил запереть себя в собственном доме… поддаваясь чрезмерно деятельному усердию своего секретаря Крючкова, которому удалось нейтрализовать его. <…> Крючков приложил немало усилий для того, чтобы изолировать Горького от собратьев по перу и от читателей. <…>
Я очень люблю его, и мне жаль его. Он очень одинок, хотя почти никогда не бывает один! Мне кажется, что если бы мы с ним остались наедине (и рухнул бы языковой барьер), он обнял бы меня и долго молча рыдал».
Думается, что тонкий дар художника помог Роллану и через языковой барьер, и через назойливое внимание «фараонов», и через фимиамы лести, курящиеся ими, распознать истинную внутреннюю трагедию Горького, предельно обострившуюся из-за внешних обстоятельств, в которых он оказался в последние годы своей жизни после возвращения в СССР.
В Горьком будто жили два человека: художник и публицист. И если публицист призывал своих собратьев по перу писать о сталинских лагерях и о труде заключенных на строительстве Беломорканала как о великом достижении новой власти в перековке заблудших и не замечал трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страшной действительности XX века, лишающей человека естественной для него социальной и творческой свободы. Именно эта тема – одна из основных в творчестве Горького 30-х годов. Дар художника оказывался как бы сильнее личности, несшей его в себе, заставляя преодолевать вольные или невольные заблуждения.
В художественном мире Горького мы не найдем, пожалуй, ничего, что требовало бы снисхождения будущих поколений читателей и извинялось бы ссылкой на страшные обстоятельства эпохи.
Художественный мир писателя
Проблема человеческой свободы или несвободы – вот центральная тема всего творчества Горького. В первых рассказах писателя она прозвучала как гимн романтически трактуемой полной свободе личности от всех оков внешнего социального мира, но уже тогда содержала в себе сомнения в ценности такой свободы для человека. Последнее произведение Горького – «Жизнь Клима Самгина» – подводит читателя к выводу о невозможности обретения личностной свободы в трагических условиях российской действительности XX века.
Вопрос о свободе – вопрос философский, и каждая эпоха, в том числе и литературная, трактует его по-своему, опираясь на господствующие философские положения.
Человек и история в эпосе ГорькогоВ конце XIX – начале XX века серьезные изменения произошли в реалистической литературе. Рядом с классическими реалистическими формами возникли новые, принципиально отличные от традиционных. Их новизна проявилась прежде всего в трактовке исконной для этого литературного направления проблемы взаимодействия характеров и обстоятельств.
В новом типе реализма, появление которого связано с именем Горького, формируется новая концепция личности: человек не просто реагирующий на окружающую его жизнь, но созидающий, реализующий себя не в сфере частной интриги, а на общественном поприще. Кроме того, в реализме нового типа в качестве типических обстоятельств, воздействующих на личность, утверждается историческое время, и человеку, герою новой реалистической литературы, доверено выступить творцом истории.
Исследование соотнесенности этих начал формирует проблематику творчества Горького, в том числе эпопеи «Жизнь Клима Самгина». Предметом изображения здесь оказывается конфликт личности и истории. Может ли, в праве ли человек сохранить свою независимость в столкновении с историческими катаклизмами? Обладает ли он собственной волей в решении своей судьбы или же он всего лишь песчинка, подхваченная ветром исторического времени? Плодотворно ли воздействие истории или же оно сродни насилию над человеком и губительно для него?
Писатель намечает два возможных типа взаимоотношений личности и исторического времени: контакт с ним и отчуждение от него. Эти полярные позиции, представленные в творчестве Горького, как бы формируют поле огромного идеологического напряжения. С одной стороны, жизнь в произведениях Горького осмысляется под углом позитивного, созидающего сознания (Алеша Пешков в автобиографической трилогии, повествователь в цикле рассказов «По Руси»). С другой стороны, писателем исследуется негативное сознание, как бы разрушающее реальность («Жизнь Матвея Кожемякина», «Жизнь Клима Самгина»). Если герой первых его произведений преодолевает отчуждение, становится вровень со временем, то в последнем он отчужден от времени, враждебен ему. Писатель в своих произведениях как бы создал два полюса, два гигантских разнозаряженных магнита, между которыми и формируется его концепция человеческой личности, во многом определившая те представления о человеке, что были предложены русским реалистическим романом XX века.
В «Жизни Клима Самгина», главной книге Горького, ставшей его завещанием, как бы два предмета изображения: историческое время и все отрицающее сознание, стремящееся отгородиться от его тлетворных влияний. Таким образом, в романе налицо глубокое эстетическое противоречие: между историческим временем и частным временем героя.
В самом деле, перед читателем проходят сорок лет русской истории, вместившей в себя несколько эпох, две революции, «Ходынку», взлет русского капитализма, 9 Января… Хроникальное изображение времени, отсутствие ретроспекций позволяет передать с максимальной полнотой объективность исторического процесса, его неподвластность воле человека, который хотел бы замедлить его ход, остаться вне его течения. Противоречие между объективным характером исторического времени и его субъективным восприятием Климом Самгиным определяет главный конфликт романа: это конфликт между героем и его эпохой.
В художественном мире Горького взаимодействие частного и исторического является общеобязательным и непременным. Герой горьковского романа, по словам современного исследователя С. Бочарова, «подвергается воздействию исторического процесса в целом, несравненно более широкому, чем воздействия среды. В этом «рандеву» с историей человек выступает прежде всего не как составная часть класса, а как личность, имеющая непосредственный контакт с ведущей исторической закономерностью. История больше не позволяет замкнуться в рамках среды, что ослабляло бы субъективную ответственность человека, властно выволакивает человека из этих рамок, заставляет встать к себе, так сказать, в личное отношение».
Традиционные пропорции взаимоотношений человека и времени в горьковском романе смещены. Теперь любому человеку, в том числе и Самгину, тесно в узких рамках среды, и он выходит один на один со своей эпохой, хочет он того или нет. Из-за этого в сознании героя возникает неразрешимый внутренний конфликт: с одной стороны, он желает уклониться от прямого контакта с действительностью, с другой – ощущает невозможность сделать это. Неведомая сила втягивает героя в свой оборот: «События, точно льдины во время ледохода, громоздясь друг на друга, не только требовали объяснения, но и заставляли Самгина принимать физическое участие в ходе их».
Иногда эта сила выступает как нечто иррациональное, чуть ли не как рок, довлеющий над Самгиным: «Всю жизнь ему мешала найти себя эта проклятая, фантастическая действительность, всасываясь в него, заставляя думать о ней, но не позволяя встать над ней человеком, свободным от ее насилий». Самгину доступно понять и очень точно охарактеризовать причины внутренней драмы, постигшей его. «Истина с теми, – рассуждает он, – кто утверждает, что действительность обезличивает человека, насилует его. Есть что-то… недопустимое в моей связи с действительностью. Связь предполагает взаимодействие, но как я могу… вернее: хочу ли я воздействовать на окружающее иначе, как в целях самообороны против его ограничительных и тлетворных влияний?»
Одна из особенностей художественного мира Горького такова, что в его эпических произведениях всегда присутствует герой, занимающий композиционно центральное положение. Ему дано осмыслить пестрый калейдоскоп событий, свидетелем которых он является. Таков автобиографический герой в ранних романтических рассказах и более позднем цикле «По Руси», Клим Самгин в эпопее «Жизнь Клима Самгина», Алеша Пешков в автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Таким образом, в эпосе Горького присутствуют два предмета изображения: реальная действительность, с одной стороны, и воспринимающее сознание, приемлющее или отрицающее реальность, – с другой. Взаимодействие этих двух предметов изображения всегда формирует конфликт между реальностью и ее восприятием и в конечном итоге – проблематику произведения. Способность героя принять время, а не отвергнуть его, становится для Горького важнейшим критерием оценки личности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1"
Книги похожие на "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1"
Отзывы читателей о книге "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.