Коллектив авторов - Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 2

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 2"
Описание и краткое содержание "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 2" читать бесплатно онлайн.
Этот учебник создан по авторской программе В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского «Русская литература XIX—XX веков (для 10—11 классов)», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. Он состоит из обзорных глав, в которых дается информация о литературном процессе определенных периодов истории литературы, и монографических, где рассматривается творчество наиболее ярких писателей XX века.
В каждой главе учащимся предлагаются вопросы для закрепления и повторения учебного материала, задания для самостоятельной работы, темы сочинений и список рекомендуемой литературы.
В комплекте с учебником выпускается двухтомная хрестоматия, составленная из программных произведений, и методическое пособие для учителей.
В заключительной главе повести, своеобразном эпилоге, завершаются сюжетные линии Лувена, Хуа-лу, героя-рассказчика, это финал сказки о крае «неведанной природы», чудесной «Арсее», родине, которую создают себе герои. Точное время действия («Прошло десять лет… и еще год прошел… и еще год…» Если бы не последнее многоточие, то с уверенностью можно было бы утверждать, что действие происходит в 1917 году) особенно явно подчеркивает «сказочный» характер происходящего в повести, безусловной реальностью которого остается трагизм жизни и бесконечное становление человеческой личности, обращенной к творчеству «новой, лучшей жизни людей на земле».
Вопросы для повторения
1. В чем смысл предыстории героя-рассказчика в I главе повести?
2. Как в «Жень-шене» показан жизненный путь Лувена? Почему он назван «самым культурным отцом»?
3. Вспомните основные события в жизни Хуа-лу, Серого Глаза и Черноспинника. В чем, по-вашему, отличие и единство тех точек зрения (человеческой и оленьей), с которых писатель изображает их историю?
4. Как история «превращенной царевны» помогает понять героя-рассказчика и авторскую идею личности?
5. В чем смысл символического образа «предрассветного часа» и с какими другими символическими образами повести он связан и почему?
Задания для самостоятельной работыПрочитайте в хрестоматии избранные миниатюры из Дневника писателя и подумайте над следующими вопросами:
1. К. Янович-Страда, профессор Венецианского университета, назвала Пришвина великим писателем-экологом. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свою позицию.
2. В русской литературе от А. Пушкина до Н. Заболоцкого сложилось представление о существовании двух ликов природы: приветно-радостного, созидательного и разрушительного, смертоносного. Как, по-вашему, Пришвин включен в эту традицию?
3. Актуальна ли сегодня, по-вашему, идея Пришвина о том, что спасать мир надо согласованием творчества человеческого сознания с творчеством бытия?
4. Если бы вы вслед за Пришвиным и его книгой «Календарь природы» отправились в путешествие на планете Земля вокруг Солнца, какой дневник вы стали бы вести?
5. Согласны ли вы с писателем Ю. Казаковым, утверждавшим: «В каждом человеке есть свое тайное, запрятанное, и ни один из советских писателей не трогает так это тайное, как Пришвин»? Обоснуйте свою позицию.
6. Открыли ли вы в себе «неведомого друга», к которому обращено творчество писателя?
Темы сочинений1. Мир природы и поэтика пейзажа в творчестве Пришвина.
2. «Наука родственного внимания» в творчестве Пришвина.
3. «Календарь природы» в творчестве Пришвина: время и пространство.
4. «Так отчего же, если кругом так прекрасно, является эта как будто смертельная боль?»
5. «Лесная книга» Пришвина: «гул жизни» и «внутренняя тишина» человека.
6. «Темно? Значит скоро будет светать» (Тема добра и зла в творчестве Пришвина).
7. Тайна мгновения в прозе Пришвина.
8. Идея «творчества жизни» в прозе Пришвина.
9. Пришвин как «писатель-эколог».
10. Человек, увиденный «глазами земли» Михаила Пришвина.
Рекомендуемая литература
• Варламов А. H. Пришвин. М., 2003. Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 548.
Первая полная биография Пришвина, «гения жизни», крупнейшего русского мыслителя и художника XX века, созданная известным современным писателем и литературоведом А. Н. Варламовым.
Увлекательно написанная книга серии «ЖЗЛ» представляет собой один из первых опытов создания образа «нового», «неизвестного» Пришвина.
• Воспоминания о Михаиле Пришвине/ Сост. Я. 3. Гришина, Л. А. Рязанова. М., 1991.
Книга включает воспоминания писателей, художников, ученых и является своеобразной биографией Пришвина, рассказанной его современниками.
• Дворцова Н. П. Пришвин // Русские писатели 20 века. Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. М., 2000. С. 573–575.
В словарной статье можно найти все необходимые сведения о биографии, художественных произведениях и творческой судьбе Пришвина.
• Пришвина В. Д. Путь к Слову. М., 1984.
Биография, созданная женой писателя с широким использованием неопубликованного Дневника Пришвина. Путь писателя рассматривается в контексте русской культуры рубежа XIX–XX веков.
Критические статьи и литературоведческие исследования• Гачев Г. Д. Пришвин // Гачев Г. Д. Русская Дума: Портреты русских мыслителей. М., 1991. С. 98—104.
Оригинальный и небесспорный «портрет» Пришвина, «лешего русского Логоса», воссоздает неповторимость лица художника и его значение в истории «Русской Думы» от Пушкина, Тютчева до Блока и Бахтина.
• Дворцова Н. П. Экстерриториальный писатель (О литературной репутации Михаила Пришвина) // Вопросы литературы. 2004. № 1. С. 49–69.
В статье рассматривается литературная репутация Пришвина в эпоху серебряного века, в советский и постсоветский периоды, в границах официальной и неофициальной культуры (от «великого Пана» к «экстерриториальному писателю»).
• Кожинов В. В. Время Пришвина // Пришвин и современность / Сост. П. С. Выходцев. М., 1978. С. 67–76.
Пришвин показан как писатель, в творчестве которого совершился характерный для XX века «всемирно-исторический перелом в художественном видении» человека и природы.
• Пришвина В. Д. Круг жизни: Очерки о М. М. Пришвине. М., 1981.
В книге главное внимание уделено творчеству Пришвина советского периода.
• Ремизов А. М. М. М. Пришвин // Ремизов А. М. Огонь вещей. М., 1989. С. 480–482.
Творчество Пришвина рассматривается в контексте традиций русской литературы XIX века, которые он развивает и с точки зрения его места в русской литературе XX века.
Владимир Набоков
(1899–1977)
Биография писателя
В русской литературе XX века В. В. Набоков занимает особое место по ряду причин. Во-первых, его писательская биография, начавшаяся на исходе серебряного века русской поэзии, охватывает почти все хронологические этапы литературы XX века вплоть до 70-х годов. В этом отношении именно набоковское творчество обеспечивает преемственность современной русской литературы по отношению к литературе начала XX века. По степени воздействия на стилевые процессы в русской, да и мировой литературе последней трети XX века В. Набоков – один из самых современных, самых эстетически влиятельных художников. Во-вторых, творчество Набокова причастно истории сразу двух национальных литератур – русской и американской; причем и русскоязычные, и англоязычные произведения писателя – выдающиеся художественные явления, подлинные литературные шедевры. В-третьих, В. Набоков больше, чем кто-либо из его современников, сделал для знакомства западной читательской аудитории с вершинами русской литературной классики. Именно он по-настоящему «открыл» для Запада русских классиков первой половины XIX века, особенно А. С. Пушкина.
Владимир Владимирович Набоков родился 22 (10 по ст. ст.) апреля 1899 года в Петербурге. Семья Набоковых принадлежала к кругу столичной аристократии. Его дед был министром юстиции в 1878–1885 годах, а отец, отказавшийся от блестящей государственной карьеры, преподавал в начале века уголовное право в Императорском училище правоведения, а позднее стал одним из лидеров партии кадетов.
Домашнее начальное образование, полученное Набоковым, было исключительно разносторонним. Во-первых, велось оно на трех языках (английском, французском, русском). Во-вторых, непривычно большое для русских интеллигентных семей внимание обращалось на занятия спортом – теннис, велосипед, бокс, шахматы. В-третьих, поощрялись естественнонаучные штудии, и мальчик всерьез увлекся энтомологией. Если добавить к сказанному, что уроки рисования давал юному Набокову художник М. Добужинский, что стены набоковского петербургского дома украшали творения других мастеров «Мира искусства» – Л. Бакста, А. Бенуа, К. Сомова и, наконец, что частыми гостями этого дома бывали замечательные музыканты начала века, – то представить лучшую для развития его таланта среду, пожалуй, невозможно.
В 1911–1917 годах Набоков учился в Тенишевском училище. Уже в это время в характере Набокова проявляется завидная уверенность в себе – психологическая черта, которая в будущем послужит залогом его непоколебимой сосредоточенности на творчестве даже в неблагоприятных жизненных условиях. Под стать этой уверенности – стиль поведения: корректная сдержанность и чувство дистанции в отношениях с окружающими, нелюбовь к демонстративным проявлениям эмоций, стремление оградить свою частную жизнь от вмешательства других – все то, что могло истолковываться со стороны как снобизм или даже эгоизм.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 2"
Книги похожие на "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 2"
Отзывы читателей о книге "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.