Евгений Крушельницкий - Польша. Тысячелетнее соседство

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Польша. Тысячелетнее соседство"
Описание и краткое содержание "Польша. Тысячелетнее соседство" читать бесплатно онлайн.
Польша и Россия… Отношения между нашими странами веками складывались непросто. Но сегодня, когда разделяющие нас барьеры рухнули и в обеих странах происходят серьезные перемены, впервые за два с лишним века у двух народов появляется возможность взглянуть друг на друга без предубеждений.
Польша – одно из крупнейших государств Центральной Европы. Здесь сотни старинных городов и прекрасных природных заповедников. Краков, Варшава, Вроцлав, Крыница, Познань, Гданьск, Люблин и другие города знамениты своими историческими и культурными достопримечательностями. Варшавские и краковские художественные музеи славятся своими собраниями европейской живописи и скульптуры. Очередная книга серии приглашает читателей в увлекательное путешествие по Польше.
Книга издается в авторской редакции.
В Речи Посполитой не было правительства, хотя всевозможных чиновников при должностях имелось немало. Но они служили стране, а не королю и нередко вели самостоятельную политику. Король – всего лишь первый среди равных, он был обязан советоваться с сенатом в вопросах объявления войны и мира, четвертая часть королевских доходов шла на содержание армии… Сенаторы следили, чтобы действия короля соответствовали духу и букве закона. И принципы государственного устройства исходили не от него, а жили в сознании шляхты. В монархе же видели высшего судью, верховного вождя, олицетворение величия страны. Шляхтич в своей «загроде» (усадьбе) равен воеводе – есть у поляков и такая пословица. Такая система убеждала каждого шляхтича, что он участвует в управлении и от него зависит, в конечном счете, судьба государства.
Не все, конечно, было так благостно, как может показаться: ведь это благородное сословие хотело свободы только для себя, а не для своих крестьян. Тем не менее в конце XVIII в. шляхта, включая мелкую, составляла в Польше 45 %, остальные – безземельная «голота». Но этих процентов оказалось достаточно, чтобы повлиять на народное сознание.
Что еще часто отмечают в польском характере? Иностранцы считают, что поляки непосредственны, открыты. Они охотно вступают в знакомство и предупредительны по отношению к новым знакомым. Кроме того, они романтики, считают себя людьми чести, близко к сердцу принимают обиды и несправедливость.
К формированию национального характера поляков приложила свою тяжелую руку и Россия, и в результате в Польше столкнулись два противоположных начала: подчиненность личности государству и монарху – и традиция подданных выбирать своего монарха. А в русском языке отразилось неприятие польской психологии: гонор (честь) у нас превратился в спесь, стиль общения между равными и принятое обращение – пане браче – стало панибратством, синонимом фамильярной бесцеремонности.
Но имперская политика лишь обостряла национальные чувства поляков. Отсюда и восстания. И на Бородинском поле мы были по разные стороны окопов, да и в XX в. не раз доходило до вооруженных конфликтов…
Эти два разных взгляда на мир в свое время разделили первых поэтов России и Польши – Пушкина и Мицкевича. Польское восстание, которое для Пушкина было «домашним спором» «кичливого ляха» и «верного росса», для поляков – борьбой «за вашу и нашу свободу». Пушкин потом написал «Клеветникам России», Мицкевич – «Русским друзьям», с таким пожеланием:
Слезами родины пускай язвит мой стих,
Пусть, разъедая, жжет – не вас, но цепи ваши.
Снова вспомним Бердяева: «Народы родственные и близкие менее способны друг друга понять, чем далекие и чужие. Чужим многое прощают, но своим, близким, ничего не хотят простить».
Что же делать? Рецепт все тот же, очень старый – лучше узнавать друг друга и стараться понять.
Причуды топонимики
Если вглядеться в карту Польши, то можно заметить своеобразие народного творчества, давшего когда-то названия городам и селам. Похоже, судьба не позволила чиновничьим рукам пройтись по местной топонимии и привести ее в соответствие с модой текущего дня. Давно забыты поводы, по которым появились такие – явно к случаю – названия, как Незнанки, Дырки, Лапы, или неизвестно к кому обращенный призыв: Погоди. Остались и следы давнего, не очень обустроенного быта: во множестве представлены Халупки, есть Косодомки, Кривое Колесо, Кислое, Навозное. Вызывает вопросы название деревушки Конец, затерявшейся между Варшавой и Познанью. Чего – дороги, света? Нет, дорога идет себе дальше, оттуда даже до границы страны неблизко, не говоря уж о целом свете.
В Америку можно попасть, не пересекая границ
Некоторые саморазоблачительные названия наводят на размышления: скажем, Взятка, Кривда, Неслухи. Или Хреново, Хреновице, а то и откровенный Хрен. Есть две деревни Мокрая – Правая и Левая. Однако не все так уж и плохо, впечатление сглаживают села Умное, Хвалибогово и деревушка Наполеон. Есть еще Добрая Надежда и Добрые Новости, Добрый Гость и, без претензий, – Добрый День.
К женщинам, как и принято в Польше, – особое отношение, и деревушка Евы появилась на карте, скорее всего, не случайно. Кому-то даже показалось, что сказано недостаточно тепло – и вот возникли села Евунин и Евусин (есть, впрочем, Натальин и Марысин, Зосин и Малгожатка, Маринка и… всех не перечесть). Не забыто и старшее поколение – Бабий Дол, Бабий Двор, а еще Лес, Гора тоже, естественно, бабьи.
Не меньшей симпатией, чем женщины, пользуются домашние любимцы. Есть Кошачий Лесок, Кошачий Замок, гора их имени, есть Котово и, наконец, просто Коты. Не обойдены и их соседи – Собачки. У тех тоже – свое Поле, Дол, Остров. Есть даже Собачьи Головы. Но куда большего внимания удостоены хозяева: Псарьков и Псарей немалое количество, причем псари эти и Малые, и Большие, и Польские, и каких только нет. Да и вообще поляки к животным неравнодушны – Чижики и Наседки, Кобылы и Кобыльники, Телята и Утка… А чтобы охватить всю скотину разом, одну из деревень так и назвали: Худоба.
Еда тоже дело не последнее, но зачем именовать деревню Клецки – непонятно. Правда, есть и Фляки (это такой суп из рубцов), и Жир, а уж Колбасин, Колбаски и Колбасы в этом списке, конечно, не на последнем месте.
Впрочем, порой поляки отвлекаются от местных реалий, предпочитая далекую экзотику. Вот и появляются Абиссиния и Вавилон, Египет и Голландия, Чехия и Мексика. Но, посылая в такую деревню письмо, надо точно указывать индекс, потому что одних только Америк в Польше наберется около десятка.
Не менее любопытны названия городских улиц. Вот наугад несколько краковских: улица Босяков, Окулистов, Бабьего лета. Райская, Скромная и Пыльная, Улыбки и Радуги. Есть Судебная и улица Сберкассы. Есть улицы Барбары, Исаака, Леха. Некоего Мачка с Богданьца и Сиротки Марыси (это уже литературный персонаж). Увековечены битвы – от Грюнвальда до Бзуры, святые – от Агнешки до Фомы. И, конечно, популярны владыки минувших веков, их именами не только улицы, но и многие города названы: в честь Владислава и Болеслава, Казимира и Августа, Пшемысла и Сигизмунда. При этом народ не поскупился на меткие прозвища: Кривоустый, Кудрявый, Тонконогий, Старый, Локоток (за невысокий рост), Изгнанник (был вынужден бежать за границу от своих опасных младших братьев). Оценивались и личные качества вождей: Храбрый, Смелый, Восстановитель, Великий (Казимир Великий изображен на купюре в 50 злотых). В России тоже на прозвища не скупились – был и Долгорукий, и Грозный, и Тишайший. Великие тоже были, но вот Справедливого, как Казимир, что правил в тех краях в XII в. – ни одного. Так что полякам в этом смысле повезло (впрочем, его отравили во время одного из пиров).
Своя колея
Поезд Москва – Варшава прибывает в Брест на Московскую сторону вокзала. На этой станции он будет стоять два часа, пока во всем составе не сменят колесные тележки. После чего поезд продолжит движение с Варшавской стороны вокзала, но уже по другой, европейской колее, ширина которой меньше отечественной на 89 мм. Откуда взялся такой разнобой?
Движение по российской «чугунке» между Санкт-Петербургом и Царским Селом открылось в 1837 г., спустя 12 лет после пуска первой в мире железной дороги с паровой тягой, которую построил в Англии Джордж Стефенсон. Стефенсон выбрал колею 1435 мм, взяв за основу ширину угольной вагонетки, которая, в свою очередь, восходит к ширине колеи римских колесниц. Его конкурент Исамбард Кингдом Брюнель в 1833 г. предложил почти в полтора раза большую ширину. Он полагал, что широкая колея в перспективе позволит увеличить скорость движения и поднять пропускную способность дорог. Он даже построил дорогу такой ширины, и в результате возникла неизбежность стандартизации. Специальная комиссия установила, что расходы на строительство широкой колеи выше, но не смогла убедительно показать, как это окупается в дальнейшем. Поэтому в 1846 г. британский парламент принял «Билль о ширине колеи» и утвердил стефенсоновский стандарт.
Первая российская железная дорога, построенная чешским инженером Францем Герстнером, была шириной 6 футов (1829 мм), однако никакого хозяйственного значения не имела. В 1843 г. началось строительство дороги Санкт-Петербург – Москва. Для нее ширину колеи выбрали 5 футов (1524 мм), что и стало российским стандартом. Соображения были практические и сиюминутные: решили, что прямое железнодорожное сообщение с Европой приведет к наплыву дешевых европейских товаров в ущерб нашим. То есть защитили отечественного производителя…
В Европе нестандартная колея сохранилась только в Испании (5 футов 6 дюймов). 75 % железных дорог мира проложены по стандарту Стефенсона, 11 % имеют более широкую колею, остальные – более узкую.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Польша. Тысячелетнее соседство"
Книги похожие на "Польша. Тысячелетнее соседство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Крушельницкий - Польша. Тысячелетнее соседство"
Отзывы читателей о книге "Польша. Тысячелетнее соседство", комментарии и мнения людей о произведении.