» » » Евгений Крушельницкий - Польша. Тысячелетнее соседство


Авторские права

Евгений Крушельницкий - Польша. Тысячелетнее соседство

Здесь можно купить и скачать "Евгений Крушельницкий - Польша. Тысячелетнее соседство" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Крушельницкий - Польша. Тысячелетнее соседство
Рейтинг:
Название:
Польша. Тысячелетнее соседство
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-4444-7734-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Польша. Тысячелетнее соседство"

Описание и краткое содержание "Польша. Тысячелетнее соседство" читать бесплатно онлайн.



Польша и Россия… Отношения между нашими странами веками складывались непросто. Но сегодня, когда разделяющие нас барьеры рухнули и в обеих странах происходят серьезные перемены, впервые за два с лишним века у двух народов появляется возможность взглянуть друг на друга без предубеждений.

Польша – одно из крупнейших государств Центральной Европы. Здесь сотни старинных городов и прекрасных природных заповедников. Краков, Варшава, Вроцлав, Крыница, Познань, Гданьск, Люблин и другие города знамениты своими историческими и культурными достопримечательностями. Варшавские и краковские художественные музеи славятся своими собраниями европейской живописи и скульптуры. Очередная книга серии приглашает читателей в увлекательное путешествие по Польше.

Книга издается в авторской редакции.






В 1980 г., когда 33-летний священник приступил к своим пастырским трудам в варшавском костеле Св. Станислава Костки, начался отсчет последних и главных четырех лет его жизни. По просьбе бастующих металлургов он едет на завод, чтобы помочь им молиться о победе. На заводской площади, где собрались тысячи людей, он говорил простые и понятные слова, которые прибавляли сил. Молитва закончилась, но такие встречи продолжались. Отец Ежи был вместе с теми, кто слушал его, и после забастовки, и во время военного положения. Когда начались преследования лидеров «Солидарности», Попелушко выступал в их защиту, организовывал помощь семьям. К нему домой шли те, кто нуждался в поддержке.


В последнее воскресенье каждого месяца в костеле звучали проповеди, где отец Ежи говорил не только о религиозных делах, но и о том, что волновало его соотечественников. Ведь несмотря на коммунистические времена, тысячелетняя история польской церкви не прошла бесследно, и девять из десяти поляков искали в костеле совет и помощь, силу и надежду. Попелушко призывал верующих отличать правду от лжи, когда цензура вымарывала слова правды даже в религиозных изданиях. Он говорил об обязанности христианина быть вместе с правдой, хоть за это приходится платить. Напоминал, что зерна правды дороги, бесплатна только мякина удобной лжи.

Власти, конечно, не оставили без внимания такие речи и пошли испытанным путем, развернув травлю священника в печати. Когда это не дало результатов, то за дело взялось специальное подразделение министерства внутренних дел.

В октябре 1984 г. ксендз собирался на свою последнюю проповедь, в Быдгощ, чтобы рассказать о том, как добро побеждает зло. Он был уверен, что об этом обязательно надо говорить, потому что «мрачны те времена, когда не слышно голоса справедливости». В тот же самый день собирались в Быдгощ и стражи государственной безопасности, прихватив с собой свои аргументы – палки и веревки, наручники и кляпы. Отец Ежи призывал сохранять человеческое достоинство, быть самим собой в любой ситуации, потому что свобода дается человеку как мера его величия, а убийцы тем временем дожидались, когда он наконец поедет домой…

Дальше все шло по отработанному сценарию: под видом милиции остановили его машину, ударили священника по голове, засунули в багажник. Его мучили несколько часов, прежде чем привязали к ногам камень и сбросили с моста в Вислу. Правда, в отличие от привычных нам сюжетов этот имел необычное продолжение: водителю, который был с Попелушко, удалось бежать. Властям пришлось судить убийц, и дело получилось громким.

С тех пор прошло немало лет, а к могиле ксендза, похороненного у того варшавского костела, где он служил, каждый день приходят люди.

Культура

Польшу называли когда-то форпостом и твердыней христианства: здесь пролегала граница между христианством и исламом, между православием и католичеством, здесь кончался Запад и начинался Восток. Естественно, что в этой стране соприкасаются разные культуры.

В искусстве, например, заметно итальянское влияние. И не только потому, что поляки – католики, а Рим – центр католицизма. Столетиями в Польшу приезжали итальянские мастера, оставляя здесь свои работы. Итальянские следы заметны в королевском парке Лазенки в Варшаве, в многочисленных скульптурах, архитектурных ансамблях. А поляки участвовали в национально-освободительном движении под командованием Гарибальди и во Второй мировой войне сражались за Анкону и Монте-Кассино. Да и польский гимн был написан на итальянской земле…

Тесны связи и с Францией, которая в свое время заметно влияла на здешнюю культуру и обычаи: шляхта предпочитала французские наряды и язык, кухню, к детям приглашали гувернанток-француженок, а молодежь ездила учиться во Францию.

Наука

После принятия христианства официальным языком Польши стала латынь. Наряду с минусами были в этом и плюсы: образованные люди Польши могли общаться с учеными Западной Европы, читать их книги. Поляки учились в университетах Падуи, Болоньи, Парижа, появились и свои знаменитости.

В 1364 г. был создан Краковский университет; среди его выпускников немало известных ученых, в том числе и Николай Коперник. Польская наука развивалась, и имена ее первопроходцев хорошо помнят не только в Польше. П. Страториус в 1568 г. написал первую грамматику, врач П. Струсь был автором первой работы о пульсе, а И. Семенович в 1650 г. издал труд об артиллерии и построении многоступенчатых ракет.

В середине XVIII в. начался подъем духовной культуры. Открылась первая национальная библиотека, где было собрано около 30 тысяч книг; основана первая польская военная академия – Рыцарская школа, и там в свое время учился Т. Костюшко. С 1800 г. работало Варшавское общество друзей науки, положившее начало коллективной научной работе. Председателем общества был С. Сташиц, автор труда «О геологическом строении Карпат», основатель Горного института в Кельце.

После подавления восстания в 1831 г. многие польские вузы были закрыты, Ягеллонский университет подвергся германизации, ученые эмигрировали. Впрочем, это не помешало львовянину И. Лукасевичу в 1858 г. выделить керосин из нефти, а год спустя сконструировать керосиновую лампу.


Историк И. Лелевель разрабатывал идеологические основы польского освободительного движения. В эмиграции он опубликовал воззвание «К братьям русским», где призывал вместе бороться против царизма.

Несмотря на запреты поляки продолжали учиться. Появились тайные курсы самообразования, которые вскоре превратились в нелегальный «летучий университет». В начале прошлого века мировую известность получили пионеры физики низких температур З. Врублевский и К. Ольшанский из Ягеллонского университета, которым удалось впервые получить жидкий кислород. Своими работами в области радиоактивности прославилась лауреат Нобелевской премии М. Склодовская-Кюри. Позже, в независимой Польше, работал Л. Гиршфельд, один из основателей учения о группах крови, тогда же открыл противотифозную вакцину Р. Вейгель. В 1939 г. польские ученые расшифровали и передали союзникам шифр «Энигмы», немецкой шифровальной машины.


Во время фашистской оккупации, когда вузы были закрыты, исследования запрещены, а многие ученые погибли в лагерях или сражениях, в Варшаве, Кракове и некоторых других городах тайно продолжали действовать высшие учебные заведения.

Сегодня в Польше насчитывается около полутысячи научно-исследовательских институтов и более трехсот вузов.

Николай Коперник

Один из крупнейших физиков нашего века Макс Борн писал, что Коперник лишил Землю ее центрального положения во Вселенной, и она превратилась в рядовую планету, несущую в пространстве копошащихся на ней людей. Этого церковь простить не могла, и еще долго во многих университетах Европы профессора клятвенно обещали, что в своих лекциях не будут вспоминать о системе Коперника.



Истина открывалась не сразу и не вся. Коперник полагал, что орбиты, по которым движутся планеты, – круговые. Лишь спустя три четверти века немец Кеплер доказал, что на самом деле они эллиптические. Но если земля движется, то почему неподвижны звезды, возражали сторонники птолемеевской системы. И нужно было обладать завидным научным предвидением, чтобы за три века до того, как люди научились определять расстояние до звезд, предположить, что смещения все-таки есть, но из-за огромных расстояний они просто незаметны.

В 1543 г. вышел его главный труд – «Об обращении небесных сфер». В нем он освободил естествознание от теологии. Его гелиоцентрическая система вела последователей к новой идее – о единстве мира, о том, что небо и земля подчиняются одним и тем же законам. Когда Галилей и его ученики развили философские идеи Коперника, церковь объявила книгу опасной и инквизиция внесла ее в «Индекс запрещенных книг». Запрет действовал свыше двух веков, пока церковники не поняли, что законы природы не считаются с человеческими запретами. Но и в 1829 г., когда в Варшаве открывали памятник великому астроному, представители церкви отказались участвовать в торжествах.


Он уже умирал, когда друзья вложили ему в руки первый экземпляр его книги, отпечатанный в далеком Нюрнберге, потому что типографии тогда были лишь в немногих европейских городах.

Последние тридцать лет жизни провел в Фромборке, рыбачьем городке на севере Польши. Жил в одной из башен крепостной стены, где и устроил свою обсерваторию. Там он смотрел на небо и думал о Земле.

Литература

Первым начал писать исключительно по-польски поэт М. Рэй, живший в XVI в. В те времена среди шляхты была в ходу латынь, и поэтому приходилось повторять очевидные истины: «Поляки не гуси, у них есть свой язык». Его дело продолжил Я. Кохановский, крупнейший поэт польского Возрождения. Занятия поэзией он возвысил до дела национального значения, изложив в стихах библейские псалмы. Но все же для многих польская поэзия начинается с Адама Мицкевича, который, подобно Пушкину, открыл новую страницу в отечественной литературе. Ярче всего, пожалуй, в ней выделяются два слова – романтика и патриотизм.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Польша. Тысячелетнее соседство"

Книги похожие на "Польша. Тысячелетнее соседство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Крушельницкий

Евгений Крушельницкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Крушельницкий - Польша. Тысячелетнее соседство"

Отзывы читателей о книге "Польша. Тысячелетнее соседство", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.