Галина Строева - Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных"
Описание и краткое содержание "Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных" читать бесплатно онлайн.
Монография посвящена проблеме самоисправления взрослых осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Рассматривается гуманитарно-образовательная система (концептуальная модель) самоисправления этих лиц. Предлагаются теоретические позиции моделирования системы самоисправления и педагогические основы организации этого процесса.
Адресована научным работникам в области образования, преподавателям, студентам и аспирантам высших учебных заведений, всем интересующимся вопросами исправления осужденных, а также может быть использована сотрудниками исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций как в рамках повышения профессионального мастерства, так и в процессе организации воспитательной работы с осужденными различных категорий.
Но в практике исполнения наказаний в США (как и в Европе) стремились реализовать и подход двойной детерминации. С одной стороны, исправление детерминировалось извне (со стороны сотрудников), с другой – заключенным предоставлялась возможность проявлять инициативу и самостоятельность в участии в ряде необязательных программ самопомощи (self-help) либо самоизменений (self-change).
К концу 90‑х годов XX в. позиции подхода самодетерминации стали незначительными, равно как и задача исправления (хотя американские юристы еще выделяли среди целей наказания исправление – rehabilitation [80, с. 61–62]). В основном же расширялось влияние психологического и психиатрического подходов внешней детерминации с одновременной декларацией активности заключенного. Продолжалось и финансирование теоретических изысканий различными фондами, в том числе фармацевтическими.
Исследование показывает, что в 80‑90‑х годах XX в. поднимались вопросы саморегулирования поведения заключенных, их самоизменений, самоконтроля и пр. Но собственно разработок проблемы самоисправления взрослых заключенных (за исключением работ, направленных на лечение токсикомании, наркомании, сексуальных расстройств) нами не выявлено. Основная часть теорий, а также практических программ (даже если они и были названы программами самопомощи либо самоизменений) находилась в русле двойной детерминации, что обосновывалось комплексным построением исправительного процесса.
Постепенно укрепили свои позиции вернувшиеся концепции воздаяния и устрашения [80, с. 64]. Потерпев поражение в деле исправления осужденных, исследователи начали дискуссии об излишнем многообразии целей системы и необходимости их сократить. Так, ученые Принстонского университета писали: «…если мы не хотим обречь систему на неудачу, мы должны назначить для тюрем вполне выполнимые функции и миссии. И они должны быть достаточно узкими и соответствовать по своим масштабам тюрьмам, а не объединять в себе функции других социальных институтов, таких, как школы и социальные службы… Наконец, миссия тюрьмы должна иметь внутреннюю… ценность. То есть, она должна определить мероприятия, которые имеют значение внутри» [355, с. 24]. Одной из основных миссий предлагалось представление тюрьмы как агента справедливости, а не индивидуальных или социальных изменений [355, с. 26].
Подобные теоретические предпосылки способствовали дальнейшему уходу от вопросов собственной детерминации исправления/самоисправления со стороны каждого конкретного заключенного.
Интересно, что в области общей педагогики разрабатывались проблемы самоисправления несовершеннолетних. В основе предлагаемых подходов самоисправления подростков лежало соединение идей экзистенциализма[162] и прагматизма[163] [78, с. 162]. Учеными было определено, что нельзя осуществить исправление, действуя извне [78, с. 60]. Однако изучение предлагаемых подходов позволяет причислить их к подходу двойной детерминации.
Таким образом, конец XX столетия и в США характеризовался отмеченным нами ранее педагогическим парадоксом: проблема самоисправления поднималась в общей педагогике по отношению к несовершеннолетним и практически не рассматривалась касательно взрослых заключенных (за исключением нуждающихся в лечении).
Предлагаемые в настоящее время теории и программы в основном относятся к двум подходам: внешней детерминации (биологический, генетический, физиологический, психиатрический подходы) или двойной детерминации (психологический, социальный, экономический и другие подходы).
В исправительных учреждениях проводятся многообразные программы различной теоретической основы, но большинство – психологические, психиатрические либо смешанные (психолого-социальные, психолого-психиатрические, психолого-образовательные и пр.). При этом уменьшается количество собственно образовательных программ из-за различных проблем, включая уменьшение бюджетного финансирования. В исследованиях снижается доля педагогических подходов, а предлагаются новые методы исправления заключенных за счет использования непедагогического инструментария. Например, усиливается идея связи преступности и болезни (с назначением медикаментозного лечения), расширяются разработки в области арт-терапии[164] с декларацией направленности на повышение активности заключенного. Выделим, что первый эксперимент по арт-терапии на заключенном был проведен английским психологом К. Тисдейлом (1998). В эксперименте участвовал один человек, занятия проводились 2 часа в неделю в течение 44 недель. В качестве результата было сообщено, что заключенный был переведен в менее строгую тюрьму. На основе этого К. Тисдейл рекомендовал использовать арт-терапию как метод лечения личности преступников [358, с. 72].
В 2005 г. К. Смитом была защищена диссертация «Значение изоляции: современные тюрьмы и искусство уходить от реальности» (The Meaning of Solitude: Modern Prisons and the Art of Escape). Исследователь обратил внимание на вопрос самоисправления [360]. Изучая категорию «субъектности», идею одиночного заключения, К. Смит противопоставил два подхода: самодетерминации и внешней детерминации самоисправления/исправления. В новых (по сравнению с XIX–XX вв.) социально-экономических условиях подход внешней детерминации подвергся критике. Сам же исследователь развивал идею о том, что заключенный является самостоятельной единицей («самостоятельной душой»), обращение с которой требует уважения, заботы, предоставления свободы.
В 2007 г. в США было открыто исправительное учреждение нового типа (The Mine Rehabilitation Program Center), в котором среди задач определялось поощрение активности взрослых заключенных по реабилитации самих себя (to rehabilitate themselves) [357]. Но изучение режима функционирования тюрьмы (полный контроль) и предоставляемых программ (в основном лечебного профиля) позволяет констатировать, что в тюрьме не реализуется подход самодетерминации самоисправления.
В 2009 г. вышла книга К. Смита «Тюрьма и американские представления» (Prison and the American Imagination), в которой резкой критике подвергалась существующая исправительная система США. Исследователь писал, что, несмотря на прошедшие столетия, тишина и одиночество остаются признаками американского лишения свободы. Быстро увеличивается ассигнование на супермаксы (тюрьмы с очень строгими условиями) в целях безопасности [361]. В целом, по мнению К. Смита, собственный импульс человека к исправлению происходит изнутри. Однако современные научные и практические подходы в основном рассматривают заключенного в качестве объекта (тела), на которое разрешено оказывать внешнее воздействие. Тело заключенного стало представляться чистым экраном, на который проецируются чьи-то фантазии о плене, свободе, справедливости и спасении. Это приводит, на взгляд исследователя, к тому, что в тюрьму заключенный входит как преступник, но то, что с ним там делают, добавляет к этому роль жертвы. Другими словами, заключенный становится объектом притеснения [361].
Общей же целью современной исправительной системы США, полагает К. Смит, является увеличение строительства новых тюрем, в которые можно будет поместить больше людей на длительное время. Пенитенциарная система, как «промышленность», проявляет все меньше и меньше интереса к производству исправившихся душ, поскольку чем больше заключенных, тем больше бизнес, больше прибыли, более высокая стоимость акций. И это является постмодернистским[165] поворотом от внутренней жизни самого заключенного [359].
Хотя в настоящее время в практике исполнения наказаний предлагаются программы самоисправления, а исследователи отмечают, что количество средств самопомощи (prisoner self-help tools) для лечения, обучения «сидельцев» повышается, анализ программ дает основание заключить, что они представляют собой психологические или психиатрические программы на основе подхода внешней либо двойной детерминации (обусловленность преступности болезнью, химическим дисбалансом мозга и пр. с декларацией активности самого заключенного).
Так, в начале XXI в. распространилась самотерапия перенаправления гнева (redirecting self-therapy – RST), которая предлагалась как самопомощь для исправления и реабилитации заключенных (self help for correction and rehabilitation of prisoner). Терапия была разработана еще в 60‑е годы XX столетия. По мнению ее создателя, перенаправление прошлого гнева через погружение заключенных внутрь самих себя позволяет восстановить химический дисбаланс в теле, что способствует улучшению состояния [350]. Статистика об исправлении заключенных на основе этой методики отсутствует.
Расширяется предоставление психолого-религиозной тюремной программы самостоятельной реабилитации (разработчик – Jacques Verduin). Программа (начатая еще 1997 г.) направлена на развитие способности заключенного отделять (отличать) самого себя от своего преступления (с использованием медитативной техники). В ходе программы разработчик предлагает заключенному забыть, кем он был, какое преступление совершил и когда. И вспомнить, кто он есть. Сейчас начальная программа расширилась и стала включать три основные программы: «ГППЖ – группы просвещения правонарушителей, имеющих жертвы на своем счету», «Объединение разума и тела (включая йогу и медитацию, весьма подходящие для мест лишения свободы)», «Предотвращение насилия» (Victim Offender Education Groups – VOEG, Mind Body Integration /including a highly regarded prison yoga program and meditation/, Violence Prevention), имеется и ряд дополнительных курсов [346]. Официальные заключения об успешности программы отсутствуют [353].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных"
Книги похожие на "Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Строева - Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных"
Отзывы читателей о книге "Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных", комментарии и мнения людей о произведении.