Александр Черных - Русские народные загадки Пермского края

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русские народные загадки Пермского края"
Описание и краткое содержание "Русские народные загадки Пермского края" читать бесплатно онлайн.
В настоящем сборнике публикуются загадки, записанные фольклористами в разных районах Прикамья в XIX – начале XXI веков. Во вступительной статье раскрываются особенности загадки как жанра фольклора, приводится история собирания, публикации и изучения пермской загадки. Завершают издание комментарии к основному тексту, в которых авторы попытались раскрыть символику наиболее интересных и сложных для прочтения текстов загадок.
Сборник рассчитан как на специалистов в области народной культуры, так и на широкий круг читателей.
Исследование выполнено в рамках проекта № 029а-Ф Программы стратегического развития ПГПУ.
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (2012–2018 гг.).
Издание книги осуществлено при поддержке Министерства культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края.
Богатое фольклорное наследие (о чем свидетельствует активная публикация пермских загадок, собранных в начале XX в.) позволяет выявить и некоторые особенности современного бытования загадок. Чем отличаются современные записи загадок (немало их представлено в настоящем сборнике)? Двадцатый век характеризовался кардинальными изменениями в быту пермского крестьянства. Поэтому, с одной стороны, постепенно из активного бытования уходят загадки, связанные с теми реалиями крестьянского быта, которые либо исчезли совсем, либо подверглись серьезным трансформациям. Так, в собрании В. Н. Серебренникова целый цикл загадок посвящен конской упряжи, а в современных записях подобные загадки почти не встречаются (наоборот, появляются загадки о самолете, автомобиле). Исчезли загадки, характеризующие некоторые виды крестьянского труда. С другой стороны, в загадки проникают явления, отличающие быт нашего времени. Все чаще информаторы предлагают загадки про такие предметы как трактор, телевизор, книги, зонт и т. д. Конечно, изменилась и среда бытования загадки, принципиально сузился круг ее носителей. Исчезли посиделки, вечёрки, где, как уже говорилось выше, непременным было загадывание загадок; популярные книги с текстами загадок вытесняют ее устное бытование.
Бо́льшая часть загадок, помещенных в сборнике, записана во время диалектологических, фольклорных и этнографических экспедиций. Загадки, как и некоторые другие жанры фольклора, собирать в поле непросто. Вся сложность заключается в том, что трудно создать естественный характер состязательности. Нередко загадки записывались составителями от участников фольклорных ансамблей; в большом коллективе носителей традиции как раз и актуализируются фольклорные тексты и со всей естественностью создается атмосфера состязательности. Так, большое количество текстов загадок было записано составителями сборника от ансамблей исполнителей в селах: Урталга Куединского района, Ключи Суксунского района, Бияваш и Русский Сарс Октябрьского района (как правило, отгадывать загадки, т. е. проходить своеобразный тест на знание традиционной культуры, в таких ситуациях приходится самим собирателям).
Есть ли региональные особенности пермских загадок? В подавляющем большинстве случаев нужно говорить о преобладании общерусского начала. Загадки, подобные приведенным, можно встретить как в сводных сборниках по фольклору русского народа, так и в сборниках архангельских, воронежских, вятских и других загадок. Несомненны особенности пермских загадок в их лексике, в обращении к диалектизмам, которые ярко характеризуют специфику русских говоров Прикамья. Наконец, многие загадки, известные по другим публикациям, но включенные в настоящий сборник, выступают как интересные варианты других общерусских текстов. Некоторые загадки уникальны тем, что записаны только на территории Прикамья и не известны (или не фиксировались) в других регионах.
Настоящий сборник представляет собой антологию пермской загадки. В нем авторы попытались собрать и целостно представить весь корпус собранных на территории Прикамья текстов этого жанра фольклора за два столетия. Поэтому источниками для подготовки настоящего сборника стали как опубликованные тексты XIX – первой половины XX в., тексты, извлеченные из архивных собраний, так и загадки, собранные в ходе этнографических и фольклорных экспедиций.
Коллективом авторов предпринята попытка объединить разрозненные собрания современных записей загадок пермских этнографов и фольклористов и представить их в одном сборнике. Всего в издание вошло около двух тысяч текстов загадок. Для иллюстрации разнообразия местных вариантов авторы в ряде случаев размещали несколько схожих текстов. Варианты демонстрируют творческое обновление жанра, его современное состояние (в том числе, в ряде случаев, к сожалению, и разрушение). Показательны в этом плане загадки о печной трубе: Сидит баба на пече в белой епанче; Сидит баба на пече в белом дубасе; Сидит баба на печи в белой парче (последний вариант отражает изменения в традиционном прикамском костюме). Сборник отражает и достаточно частое явление – многозначность загадочного текста. Так, загадка Под полом-полом ходит барыня с колом может обозначать одновременно и кошку, и сметание метлой паутины; загадка Идет свинья из овину, на обех концах по рылу – ткацкий челнок и ночву (особый лоток для набирания сыпучих продуктов); загадка Стоит Петруха – соломенное брюхо – лапоть, стельки в котором делались из соломы, и крытое соломой гумно; загадка Стоит волчище, разинув ртище означает одновременно овин и колодец.
Жанр загадки, как показывают представленные в сборнике материалы, демонстрирует близость его к другим малым жанрам фольклора. Некоторые тексты загадок функционируют (в силу своей затемненной внутренней формы) и как поговорки: Пошел – молчит, пришел – молчит, одна шуба шабарчит; эта загадка о венике в других ситуациях может быть использована как ироническая оценка немногословного, необщительного человека. Поговорка о комаре Не зверь, не птица, а нос – как спица используется как оценка внешне некрасивого. Загадка об овсе Брось в грязь – будет князь используется и как крестьянская примета о лучшем времени для сева. Принципом размещения материала авторы избрали тематический (тексты загадок размещены по разделам, традиционно выделяемым в подобных публикациях: «Природа», «Человек, его труд и быт», «Разное»). Так как загадки записывались на территории всего Пермского края, причем одинаковые неоднократно фиксировались в разных районах, в публикации авторы отказались от указания на географическую привязку каждого конкретного текста. Авторами специально разработан раздел комментариев к текстам загадок, в котором предпринята попытка раскрыть символику и происхождение некоторых наиболее «темных» для современного читателя загадок (комментируемые тексты обозначены значком*). В публикации представлен также (в виде подстрочных сносок) небольшой словарик местных слов и выражений, облегчающий понимание загадок.
Раздел I
Природа
Небо и земля. Явления природы
Голубая простыня весь свет одевает.
(Небо)
Синяя шубка весь мир одела.
(Небо)
Голубой шатер весь мир накрыл (покрыл).
(Небо)
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух с рожком.
(Звездное небо)
Один пастух тысячу овец пасет.
(Месяц и звезды)
Полное поле овец, а пастух рогат.
(Звезды и месяц)
Поле селиванско[20], кони обратански[21], сам пастух, как ягодка.
(Небо, звезды, месяц)
Постлан ковер, рассыпался горох,
Ни ковра не поднять, ни гороху не собрать.
(Небо и звезды)
Рассыпался горох на четырнадцать дорог.
(Звезды на небе)
Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никому не собрать – ни попам, ни дьякам, ни нам – дуракам.
(Небо и звезды)
Рассыпался горох по сту дорог,
Никто его не соберет – ни царь, ни царица, ни красна девица,
Ни бела рыбица.
(Небо и звезды)
Рассыпался стакан по всем городам,
Никому не собрать – ни попам, ни дьяконам.
(Звезды)
Рассыпался ковер, ни нам собрать,
Ни попам, ни дьякам, ни серебренникам[22].
(Звезды)
Рассыпан горох по чистому полю,
Никому его не собрать:
Ни попам, ни дьякам, ни серебренникам.
Пришла бурая корова, хвост содрала, весь горох собрала.
(Звезды, заря)
Рассыпался горох, никому не собрать:
Ни царю и ни царице, ни красной девице,
И не мне, и не нам с тобой.
(Звезды)
Рассыпался стакан по всем уголкам,
Никому не счесть: ни попам,
Ни дьякам, ни ученым людям.
(Звезды)
Рассыпался горох, никому его не собрать:
Ни попам, ни дьякам, ни богатым мужикам.
(Звезды)
Рассыпаны самоцветы по голубому бархату;
Кто их рассыпал, тот и собирает.
(Звезды)
Шла девица из Питера, несла кувшин бисера.
Она его рассыпала, никто не соберет –
Ни царь, ни царица, ни красна девица.
(Звезды)
За нашим за двором рассыпан горох:
Ни лопатой не сгрести, ни метлой не смести.
(Звезды)
Рассыпался черкас на сто дорог,
Никто его не соберет: ни царь,
Ни царица, ни красна девица[23].
(Звезды)
Все дорожки обсыпаны горошком.
(Звезды)
Написана грамотка по синему бархатку,
А не прочитать ее ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам.
(Небо и звезды)
Синяя шапка – вся в заплатках.
(Небо в звездах)
У нас под окошком полно репы лукошко.
(Небо в звездах)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русские народные загадки Пермского края"
Книги похожие на "Русские народные загадки Пермского края" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Черных - Русские народные загадки Пермского края"
Отзывы читателей о книге "Русские народные загадки Пермского края", комментарии и мнения людей о произведении.