» » » » Э. Урусова - Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам


Авторские права

Э. Урусова - Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам

Здесь можно купить и скачать "Э. Урусова - Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Марджани»f7b6f960-e1f0-11e4-afed-0025905a0812, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Э. Урусова - Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам
Рейтинг:
Название:
Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-903715-30-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам"

Описание и краткое содержание "Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам" читать бесплатно онлайн.



Первый специализированный библиографический указатель по мусульманскому и обычному праву мусульманских народов на русском языке. Указатель охватывает монографии, статьи и авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, опубликованные в период с конца XVIII в. по 2009 г. включительно. Значительный временной и тематический охват указателя позволяет использовать его максимально широко при проведении научных изысканий по различным аспектам мусульманского права. Большое число названий содержат краткие аннотации. Каждый раздел предваряет вводная глава, в конце указателя приведен глоссарий основных терминов мусульманского и обычного права, встречающихся в библиографии.






Данную структуру (с определенными модификациями) мы и положили в основу настоящей библиографии. Так, исходя из того, что наш библиографический указатель адресован прежде всего тем, кто интересуется правовыми аспектами шариата, мы сознательно не стали включать в него работы, затрагивающие раздел ‘ибадат. Вместе с тем мы посчитали возможным выйти за границы классической структуры фикха и выделить в качестве самостоятельного раздела мусульманское финансовое право. В Средние века и Новое время нормы, затрагивающие вопросы финансовых отношений, были разбросаны по разным разделам мусульманского права: ‘ибадат (порядок сбора и распределения очистительного налога – закята);му‘амалат (финансовые контракты); государственное право (правовые основы финансовой политики в мусульманском государстве). Выделение финансового права в особый раздел в настоящем библиографическом указателе обусловлено в том числе стремительным развитием исламских финансовых институтов в мире.

Не ограничивались мы классическим фикхом и при описании источников (корней) мусульманского права. В противном случае такой важный источник мусульманского права, как закон, остался бы без внимания.

Изучением источников мусульманского права занимается специальная наука – ‘илмусул ал-фикх – теория и философия фикха. В зависимости от того значения, которое им придает мусульманско-правовая доктрина, источники мусульманского права могут быть двух видов: 1) адилла ал-муттафак ‘алайхи (источники, признаваемые всеми правоведами в качестве непререкаемых), 2) адилла ал-ахкам ал-мухталафа фиха (источники, вызывающие разногласия среди правоведов). К первой группе относятся Коран, сунна, иджма’ (единодушное мнение мусульманских правоведов) и кийас (суждение по аналогии), ко второй – все остальные источники (истихсан, истислах, истисхаб, ‘урф, шариа‘ ман каблана и др.).

Коран и сунна сами по себе не содержат правовых норм, а включают прежде всего религиозные правила поведения, часть которых является источником конкретных норм мусульманского права благодаря признанию их со стороны государства.

В подходе к интерпретации источников мусульманского права шиитское направление ислама имеет ряд отличий от суннитского. Так, например, последователи джа‘фаритского (имамитского) мазхаба признают Коран в качестве главного источника права, придерживаясь при этом аллегорического толкования текста Священной Книги[5]. Что касается хадисов, то джафаритами признаются лишь те из них, которые переданы со слов родственников пророка Мухаммада (ахл ал-байт).

Значительное влияние на методологию решения правовых вопросов джафаритами оказали шафи‘иты[6]. Джафариты-усули-ты, как и шафи‘иты, признают иджма’ в качестве источника права, однако отвергают кийас, применяя вместо него другой корень (асл) фикха – ‘акл (разум).

По мнению специалистов, при решении частных вопросов права (фуру’), – в отличие от его основ (усул), – шииты-имамиты довольно близки к суннитам. Данное обстоятельство позволило некоторым ученым рассматривать джафаритский мазхаб в качестве 5-й суннитской правовой школы[7].

Что касается представителей другого шиитского мазхаба – зайдитского, то его последователи всегда считали существующий текст Корана полным, отличаясь тем самым от радикальных шиитов. Заслуживает внимания и отношение зайдитов к сунне. Зайдиты расходятся с последователями джафаритского мазхаба в том, что признают не только хадисы, переданные родственниками Пророка (ахл ал-байт), но и все другие предания, заслуживающие доверия. Так, при изучении высказываний (аквал) имама ‘Али эпоним зайдитского мазхаба Зайд отбирал только те предания, которые, по его мнению, не вызывали сомнений с точки зрения достоверности, и рассматривал их как составную часть сунны.

Зайдиты считают иджма’ третьим источником права (включая единодушные решения сподвижников Пророка). Что касается кийаса, то, формально не признавая его, зайдиты используют различные сходные с кийасом умозрительные конструкции. Четвертым источником права в зайдитском мазхабе является ‘акл.

Таким образом, в зависимости от того, каким источникам отдает предпочтение мусульманский правовед, можно судить о мазхабе (школе мусульманского права), к которому он принадлежит.

По мнению целого ряда исследователей, первый (по времени появления и по значимости) мазхаб – это мазхаб самого Пророка, поскольку Мухаммад был первым, кто на основе толкования текста Корана стал выводить новые правовые нормы. Позднее, в годы правления праведных халифов Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али, господствовали мазхабы этих выдающихся сподвижников Пророка. Объясняется это тем, что последнее слово при решении важных правовых проблем оставалось за халифом.

В правление Омейядов мусульманские правоведы суннитского направления разделились на две группы: ахл ар-рай’ (сторонников независимого суждения) и ахл ал-хадис (сторонников предания)8. Позднее последователями ахл ал-хадис и ахл ар-рай’ были сформированы все известные нам суннитские мазхабы9.

Так, например, основатель самого крупного по влиянию в современном мире ханафитского толка Абу Ханифа, ученик величайшего богослова и знатока хадисов своего времени Хаммада б. Аби Сулаймана, был сторонником независимого суждения. Вплоть до середины IX в. представителей ханафитского и маликитского мазхабов именовали ахл (асхаб) ар-рай’.

Однако до того, как в суннизме и шиизме окончательно оформились мазхабы, сохранившие свое значение до наших дней, в процессе развития толков произошли не только качественные, но и количественные изменения.

Согласно преданию, уже к началу III в. хиджры исчезло 500 мазхабов. Фактически же мы можем говорить примерно о 19 правовых школах, возникших в период с середины I до IV века хиджры.

В настоящее время в мусульманском мире сохранили свое влияние четыре суннитских мазхаба (ханафитский, маликитский, шафи‘итский и ханбалитский) и два шиитских (джа‘фаритский и зайдитский). Некоторые исследователи выделяют также в качестве самостоятельных правовых школ современности исма‘илитский и ‘ибадитский мазхабы. Однако еще в Средние века при решении многих правовых вопросов последователи двух указанных толков стали ориентироваться на джа‘фаритский и другие мазхабы.

Как показывает история развития мазхабов, среди основных факторов, оказавших влияние на укрепление авторитета мусульманско-правовых школ, выделяются прежде всего два:

1) наличие у основателей толков выдающихся учеников, которые развили и популяризировали их идеи;

2) поддержка со стороны государства. [8] [9]

Однако последний фактор, на наш взгляд, не является определяющим. Например, ханбалитское учение долгое время не признавалось в качестве самостоятельного мазхаба правоведами других толков, а сами ханбалиты нередко преследовались властями (вплоть до почти полного истребления при монголах). Тем не менее ханбалитской правовой школе удалось сохранить свое значение в качестве одного из четырех канонических суннитских толков до наших дней.

Уже более века в мусульманском мире наблюдается процесс консолидации мазхабов. Так, начиная примерно со второй половины XIX столетия, читая работы того или иного автора, непросто установить, какого толка он придерживается.

Монографии

Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье / Пер. с араб. А. Нирша. – Н. Новгород: Медина, 2007. – Кн. 4: Семейно-брачные отношения (ахвал шахсийа). Бракосочетание (никах). – 169, [3] c.

Брак в исламе – с. 8–37; заключение брака, условия – с. 58–101; права супругов: жены – с. 119–145; мужа – с. 146–161.

Батыр Р. Абу Ханифа: Жизнь и наследие. – Н. Новгород-Яро-славль: Медина, 2008. – Ч. 1. – 212 с.

Берг Л.В.С. ван ден. Основные начала мусульманского права, согласно учению имамов Абу-Ханифа и Шафии / Пер. В. Гир-гас. – СПб.: Тип. Г. Шахт и К, 1882. – XVI, 214 с.

Берг Л.В. ван ден. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии / Пер. с гол. В. Гиргаса, предисл. Л.Р. Сюкияйнена. – М.: Наталис, 2005. – 240 с.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам"

Книги похожие на "Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Э. Урусова

Э. Урусова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Э. Урусова - Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам"

Отзывы читателей о книге "Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.