» » » А. Сазонов - Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития


Авторские права

А. Сазонов - Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития

Здесь можно скачать бесплатно "А. Сазонов - Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство Издательский Дом «Наука», год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Сазонов - Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития
Рейтинг:
Название:
Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития
Автор:
Издательство:
Издательский Дом «Наука»
Год:
2013
ISBN:
978-5-9902335-0-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития"

Описание и краткое содержание "Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена актуальным проблемам молодежи современного московского мегаполиса. В круг рассматриваемых вопросов вошли: анализ структуры ценностей молодых москвичей; социальные и экономические проблемы, волнующие молодых людей; их социальное самочувствие, жизненные планы, стратегии; уровень жизни и социальной защищенности; потребность и доступность для молодежи культурных благ, досуговых предпочтений; образовательные и профессиональные тенденции в молодежной среде; вопросы, связанные с любовью, семьей; общественно-политическая активность молодежи Москвы; опыт политической социализации, политические предпочтения и протестный потенциал; инновационные типы адаптации молодежи; диагностика миграционных настроений и выявление в их структуре эмиграционных векторов, ориентаций; культура толерантного/интолерантного поведения молодежи в мультиэтнической среде столицы; образ службы в российских Вооруженных силах у допризывной молодежи столицы.

Книга предназначена для специалистов по проблемам молодежи, субъектов социальной (особенно демографической и молодежной) политики, управленцев-практиков, преподавателей социологии и социальной работы, аспирантов и студентов, всех интересующихся данной проблематикой.






В сфере профессионального образования за последние годы наметились явные диспропорции и дисбалансы в подготовке специалистов востребованных современным состоянием российской экономики. Резко упала необходимость в некоторых специальностях при занятии вакансий в промышленности (по традиционным специальностям), что сказывается на уменьшении приема студентов в ВУЗы технического профиля. В то же время большое число вакансий имеется в сфере обслуживания и торговли, в органах управления, в области юриспруденции и в финансовых структурах. Наметилось явное перепроизводство специалистов в области экономики, управления и финансов, а также юриспруденции.

Социально-профессиональная деятельность: мотивации, удовлетворенность, перспективы. Об уровне социально-профессионального статуса молодого человека и о характере интеграционных стратегий в трудовой сфере можно судить по таким показателям как наличие или отсутствие у молодого человека профессиональной подготовки, а также по степени соответствия профессионального образования настоящей работе. Анализ данных социологического исследования позволил обнаружить три статусные группы в составе работающей молодежи (табл. 2.1).


Таблица 2.1. Соответствие выполняемой работы образованию, профессии, квалификации (в % от числа работающих респондентов)


Первая группа. Молодые работники (около 30 %), кто работает в полном соответствии с профессиональным образованием и специальностью. Представители данной группы демонстрируют наиболее активную включенность в профессиональную деятельность и высокий уровень самоидентификации с ней. Они, как правило, не только в целом удовлетворены, но и гордятся своей профессией. По данным показателям эта группа характеризуется наибольшей устойчивостью и сравнительно высоким социально-профессиональным статусом.

Вторая группа (около 40 %) включает в себя молодых людей, работающих как по совершенно другой специальности, не соответствующей образованию, так и вообще не имеющих профессионального образования. Объединение их в одну группу обусловлено неопределенностью их профессионального статуса. Лишь немногие представители второй группы отличаются успешной интеграцией в конкретную профессиональную среду. Молодежь без профессиональной подготовки вынуждена продолжать поиск сферы деятельности, демонстрируя повышенную текучесть и не имея возможности закрепить свой профессиональный статус. Следовательно, они чаще других занимают нижние этажи социально-профессиональной иерархии, их положение характеризуется неустойчивостью.

Наконец, к третьей (еще около 30 %), могут быть отнесены молодые люди, которые трудятся по близкой, схожей специальности. Степень их интеграции в профессиональную деятельность различная. Они не всегда до конца идентифицируют себя с другой профессией.

Содержанием социально-профессионального положения, как второй, так и третьей групп является его фактическая нестабильность. Молодые люди, принадлежащие к этим группам, с большей легкостью, чем первые, покидают прежнюю профессиональную группу, а их мобильность имеет, как правило, горизонтальный характер и часто склонна к снижению.

Корреляционный анализ показал, что адекватность исполняемой работы образованию, профессии, квалификации является значимой детерминантой хорошего социального самочувствия (хотя это достаточно банально). Например, среди молодых людей 1-й группы почти в 2 раза больше удовлетворенных своей жизнью, уверенных в завтрашнем дне, чем во 2-й. А среди респондентов 2-й группы в 2 раза выше эмиграционные настроения (желание жить вне России) по сравнению с 1-й.

Вопрос о будущих перспективах («Насколько Вы связываете свою будущую трудовую деятельность, профессиональную карьеру с выбранной специальностью») в срезе дает нам примерно схожую картину анализа – самой массовой становится третья группа молодых людей, связывающая свою профессиональную деятельность с выбранной специальностью лишь частично. Показательно, что связь работы со специальностью и профессией у старших возрастных групп проявляется более отчетливо, чем у младших. Так, если в возрастной группе 19–22 года выполняемая работа соответствует профессии и специальности у 25,6 % опрошенных, то в возрастной группе 27–30 лет – соответственно у 51,6 %.


Рис. 2.4. Взаимосвязь будущей профессиональной карьеры с выбранной специальностью (в % от числа ответивших учащихся, n = 1163)


Разрушение многих отраслей производства и неадекватная оплата труда в разных секторах экономики до предела ограничили сферы приложения сил молодежи. В условиях несоответствия системы профессиональной подготовки структуре производства трудно и бесполезно было бы искусственно удерживать молодых работников в рамках определенной профессиональной группы, руководствуясь только приверженностью полученной профессии.

Нет ничего удивительного в том, что профессиональные ориентации, направленность и устойчивость профессиональной интеграции современной молодежи зависят от реальных возможностей, предоставляемых той или иной специальностью.

Более половины работающей молодежи оценивает перспективы своего карьерного роста в целом как «прекрасные» или «неплохие» – 14,9 % и 37,9 % (рис. 2.5), но 11,1 % не видят для себя вообще никаких, 27 % оценили их как «незначительные», а еще почти 20 % затруднились в оценках.

Здесь, к тому же, надо добавить, что оптимистичность в оценке перспектив карьерного роста специалиста тает с возрастом. Если в группе 19–22 года перспективу своей карьеры оценивают как хорошую и неплохую 63,7 %, то в группе 27–30-летних уже 53,1 %. Вполне естественным и очевидным, является стремление молодого человека не только улучшать свое мастерство, но и больше зарабатывать, продвигаться по службе. Таким образом, вследствие неудовлетворенности отсутствием перспектив происходит интенсивное перераспределение рабочей силы из сферы материального производства в сферу распределительных отношений – так называемый отток в сферу услуг.


Рис. 2.5. Перспективы карьерного роста (в % от числа ответивших работающих, n = 1302)


Анализируя сферу постоянной занятости работающей молодежи Москвы, мы находим этому фактическое подтверждение и видим, что доминирующим, сектором занятости молодежи (как и следовало ожидать) является сфера услуг (24,2 %), второе место занимает торговля и общественное питание (15,9 %) и только потом – государственная служба (9,1 %), промышленность (9 %) и (что особенно печально) сфера науки и образования (7,9 %).

Обращаясь к данным о формах собственности предприятий и организаций, на которых занято молодое население, можно определенно говорить о преобладании частной формы – 43,5 % молодых респондентов работают на данный сектор экономики. 39,4 % опрошенных занято в госсекторе. В этом усматривается всеобъемлющая «маркетизация» московского экономического пространства – государственный сектор постепенно отходит на второй план в структуре занятости молодых москвичей. Показательно в этой связи, что не более половины работающей ныне на госпредприятиях и в учреждениях молодежи остались бы в них трудиться, имея возможность выбора. Государственная сфера экономики продолжает ассоциироваться в молодежном сознании с неприемлемой командно-административной системой, с которой российская молодежь не желает идентифицироваться. Не последнюю роль в этом, на наш взгляд, сыграло и изменение в системе трудовых ценностей, смещение предпочтений от нематериальных ценностей к материальным.

Также противоречиво протекает интеграция молодежи и в негосударственную сферу российской экономики. Анализ данных исследования указывает на сохранение ею лидирующего положения в трудовых ориентациях молодежи.

Однако заполнение экономических ниш является на сегодняшний день свершившимся фактом. Следовательно, подавляющая часть молодежи в данной сфере может выступать лишь как наемная рабочая сила, что в условиях нецивилизованного рынка практически является синонимом бесправия и отчуждения.

И еще. Каждый четвертый из всех опрошенных молодых людей обозначил как одну из наиболее острых, лично для себя, проблем «Невозможность найти прилично оплачиваемую работу «по душе»; 18,4 % – «Сложности с трудоустройством, боязнь потерять работу; 15,7 % – «Невозможность реализации своего личностного потенциала.

3. Уровень жизни

Об уровне жизни молодежи московского мегаполиса можно судить по данным приведенным на рис. 3.1–3.3 и табл. 3.1–3.3.


Рис. 3.1. Среднедушевой доход (в % от числа ответивших, n = 1947)


Таблица 3.1. Источники доходов (в % от числа ответивших)


Окончание таблицы 3.1


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития"

Книги похожие на "Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Сазонов

А. Сазонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Сазонов - Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития"

Отзывы читателей о книге "Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.