Наум Перкин - Эпитафия без елея. Страницы воспоминаний партизана
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Эпитафия без елея. Страницы воспоминаний партизана"
Описание и краткое содержание "Эпитафия без елея. Страницы воспоминаний партизана" читать бесплатно онлайн.
Страницы воспоминаний партизана Наума Перкина (1912–1976), основанные на документальном материале, были одной из первых проб правдивого, без идеализации и приукрашивания, отражения партизанской борьбы. Но именно поэтому, по мнению рецензентов «эпохи застоя», в повести «нет правды про партизанскую войну» и книгу «ни в коем случае издавать нельзя».
Только после смерти Наума Перкина, благодаря усилиям Софьи Ефимовны, его жены, повесть (с многочисленными купюрами, переделками, такими, что и первоначальный текст почти неузнаваем) в 1982 г. под названием «Я стал партизаном» вышла в свет, как и другие книги автора. Настоящее издание представляет его повесть «Эпитафия без елея. Страницы воспоминаний партизана» (1967) без купюр.
Наша цель – напомнить литературным критикам, читателям, соотечественникам о литературном наследии Наума Перкина, показать ту его правду жизни, которая в силу обстоятельств и времени была скрыта от нас.
Наум Перкин
Эпитафия без елея. Страницы воспоминаний партизана
© Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства, 2013
© Перкин Н.С.,1967
© Оформление. ИПА «Регистр», 2013
Страницы из писательского архива
Коллеги Наума Соломоновича Перкина (15.02.1912–02.10.1976) по писательскому цеху знали, что он, теоретик и историк литературы, пишет партизанские воспоминания о войне. Слышали краем уха и о его неудачных попытках опубликовать написанное. Называли имена Василя Быкова и Алеся Адамовича как первых читателей, хорошо знающих настоящую цену таких воспоминаний из первых рук. Именно Быкову принадлежат вещие слова о том, что правдивую историю войны могут написать только участники ее и очевидцы, а все остальное следует отнести к разряду красивых легенд о воинской доблести и славе. Цена Победы была слишком дорогой, чтобы заниматься обычным сочинительством.
Наум Перкин пришел в литературу, зная всю правду окружения, когда на вопрос «Что впереди?» был один ответ: «Немцы взяли Брянск, Орел, Курск, мы оказались в тылу», и была одна задача – «Прорваться!» А разговоры об организации партизанских отрядов, по существу, о народной войне с оккупантом в толстовском ее понимании воспринимались как досужие домыслы.
«О, что я отдал бы, на что я был бы готов, если бы среди нас был старший, сильный, уверенный, твердый и умный, знающий, что делать, куда вести… Такой, который по праву взял бы на себя ответственность за все… Как было бы тогда просто и легко». Но таких личностей в тот момент не было рядом, а случайные попутчики были беспомощны и растерянны, как дети, неопытны и непредприимчивы, как новобранцы. Война раскрыла таких людей.
Крошин Николай Семенович, главный герой «страниц воспоминаний партизана» (так обозначен писателем жанр произведения «Эпитафия без елея») почувствовал, что товарищи по несчастью смотрят с надеждой на него, ищут опоры. Может потому, что именно у него оказалась карта европейской части СССР из школьного учебника и на ней удобно было разрабатывать, как это ни громко сказано, стратегические планы. А вскоре уже в партизанском отряде понадобился затрепанный немецко-русский словарь, предусмотрительно, «с ободряющей самого себя деловитостью, с надеждами и сознанием долга», прихваченный с собой в самом начале войны, и школьные познания Крошина пришлись к месту при допросе пленных, при необходимости перевести захваченный планшет врага с картами и описаниями тактики партизан. Стратегическое и тактическое мышление Крошина привело героя к тому, что он вскоре стал начальником штаба партизанской бригады на Брянщине.
Крошина выделило «не отчаяние, а именно злость, обида, ярость против всего того, что виною наших бед, нашего дурацкого положения, нашей растерянности и беспомощности. В этот момент все-все происшедшее с самого начала войны и до этого дня, все непонятное, мучительное и нелепое, виденное и пережитое, все горькое и обидное, накопившееся за долгие месяцы, – все это будто вдруг всплыло перед глазами и с криком вырвалось наружу. Почему так произошло?» Вопрос, которым задавались многие и в годы войны, и после войны, и до нынешнего времени, что и делает актуальным прочтение воспоминаний автора написанной еще в 1967 году и не изданной до сих пор книги Наума Перкина. Не изданной в «эпоху застоя», потому что и автор, и его современники «отставали от времени» (так называлась передовая статья в газете «Правда» за 1966 год) и потому что автор, по словам А. Адамовича, свою правду не захотел подгонять под расхожие представления некоторых так называемых черных рецензентов, и повесть осталась в писательском архиве.
Изданный после смерти прозаика с немалыми усилиями и уступками требованиям редактуры тех времен только в 1982 году второй вариант произведения под ни на что не претендующим названием «Я стал партизаном» рассказывал, рассказывал талантливо, искренне, заинтересованно, о процессе духовного становления молодого человека, недоучившегося аспиранта-гуманитария Крошина. На первом плане находится личность автора-рассказчика, проницательного психолога, наблюдательного бытописателя, иллюстратора батальных сцен.
В повести «Эпитафия без елея. Страницы воспоминаний партизана», в соответствии со смыслом названия, в центре внимания автора находится комиссар Мальков, человек-легенда, которого немцы в своих сводках называли «Генерал Малькоф». Это именно тот самый герой, партизанский вожак, «сильный, уверенный, твердый и умный, знающий, что делать, куда вести…», «который по праву взял бы на себя ответственность за все…», о котором можно сказать словами Льва Толстого: «Храбрый тот, который ведет себя как следует». Почему именно он? Потому что герои рождаются в героическое время, когда их на первый план выдвигает сам народ, слагает о них легенды, видит в них образ будущего возможного вожака нации на ее путях и перепутьях. В повести много героев – командиров и рядовых партизан, жителей местных деревень, бывших военнослужащих, оказавшихся в окружении, пленных немцев, полицаев – людей разных судеб и характеров, образы которых художественно и психологически необычайно точно нарисованы писателем. Именно они и есть народ, тот самый народ, о котором Константин Симонов сказал: «О войне знает все только сам народ».
Повесть начинается с пролога «Диалог» и заканчивается эпилогом «Диалог». Спорят автор и его альтер-эго, теоретик и историк, сходятся на том, что «теоретический взгляд» нисколько бы не помешал художественному изображению войны. В повести много отступлений и лирико-философских рассуждений главного героя-рассказчика о проблемах, которые волновали людей, чувства и мысли которых пробудил трагический XX век. И они всегда к месту, ибо расширяют горизонты видения войны и мира. Главный предмет раздумий – это проблемы человеческой ценности и загадок человеческого характера. Мальков интересная личность, очень противоречивая, «непостижимая», вовсе не идеальный герой. Писатель действительно открывает «какую-то новую частичку правды о войне и людях войны… Род Мальковых будет продолжаться. Важнее, пожалуй, мальковская линия в самой жизни».
Читателю предоставляется право поразмыслить о ней.
Михась Тычина
Эпитафия без елея
Страницы воспоминаний партизана
Храбрый тот, который ведет себя как следует…
Лев Толстой. «Набег»Диалог
– Умер Мальков. Тот прославленный партизанский комиссар, о котором я немного рассказывал Вам. Немцы называли его «Генерал Малькоф». Почему-то легче думать, что он погиб, а не умер на больничной койке. Но думать можно всякое…
– Я вижу, у Вас есть о чем рассказать – о других и о себе. А Вы молчите. То есть, я хочу сказать, не пишете. Что мешает Вам это сделать?
– Столько лет прошло… После того, что написано, и хорошо написано за все это время, смогу ли я, грешный, сказать что-либо новое? Моя биография военных лет ничуть не богаче биографий тысяч и тысяч моих сверстников. Она, я бы сказал, не так примечательна, не так «исключительна», как многие другие. Мне не довелось познать то, что познали участники Сталинградской битвы или штурмовавшие Берлин в 1945 году.
– Но Вы пережили другое: трагизм первой поры войны, партизанство. И снова фронт… Разве этого мало?
– Горечь отступления и окружения пришлось испить – увы! – не единицам и не десяткам. Что говорить, было невесело. Но то, что мы тогда пережили, не идет все же в сравнение с испытаниями, которые выпали на долю узников Освенцима, Майданека, Дахау и других лагерей смерти.
– Мне ли Вам говорить, что не все дело в исключительности судьбы. И как еще понимать эту «исключительность»! Взглянем на вещи хотя бы с такой стороны: стоит иногда просто рассказать о пережитом – и уже это может взволновать, даже потрясти. Не допускаю, чтобы в Вашей военной биографии не было подобных обстоятельств.
– Были, конечно. Однако не в этом вижу главный смысл.
– Он, разумеется, в человеке. Вот и покажите своих друзей, себя, какими были тогда.
– Для этого надо быть настоящим художником. А мы с вами только исследователи. В лучшем случае – теоретики и историки…
– А не кажется Вам, что теоретический взгляд нисколько бы тут не помешал. Напротив… Вспомнить, рассказать – это и осмыслить! Так выскажите свои мысли, свое отношение к прошлому – мне, по крайней мере, это будет интересно. Мне и моим сверстникам, которые войну-то помнят по детским впечатлениям. Мало ли средств и форм передать виденное и пережитое!
– Не скрою, прошлое не перестает волновать и мучить. Волнует, помимо всего остального, проблемами человеческой ценности и загадками человеческого характера. Вот этот Мальков. Он главный предмет моих раздумий.
– Насколько я представляю себе, это личность интересная.
– Безусловно. И очень противоречивая.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эпитафия без елея. Страницы воспоминаний партизана"
Книги похожие на "Эпитафия без елея. Страницы воспоминаний партизана" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наум Перкин - Эпитафия без елея. Страницы воспоминаний партизана"
Отзывы читателей о книге "Эпитафия без елея. Страницы воспоминаний партизана", комментарии и мнения людей о произведении.