Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Оптина Пустынь. Духовный оазис России"
Описание и краткое содержание "Оптина Пустынь. Духовный оазис России" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена знаменитым великим старцам и малоизвестным подвижникам Оптиной Пустыни. Повествование охватывает разные периоды истории российской обители: и время ее возрождения в начале XIX столетия, и «золотой век» Оптинского старчества, и предгрозовую пору разорения и запустения. Во все эпохи своего существования Оптина была и осталась тем святым, благодатным местом, которое по праву называют духовным оазисом России. Здесь искали молитвенного благословения Гоголь, Достоевский, Толстой…
Храмов три: в честь Воскресения Христова, в честь Святой Троицы и во имя Иоанна Предтечи. В Воскресенском храме обращает на себя внимание шитая золотом плащаница, присланная сюда императором Александром I. К числу святынь относятся местночтимые иконы Смоленской Богоматери, великомученицы Екатерины и царевича Димитрия.
Монастырь многолюден. Управляется игуменией.
Летом по Шексне ходят пароходы; пристань Горицы у самого монастыря. (Православные русские обители. СПб., 1910 г.)
* * *Предисловие оптинского иеромонаха Климента (Зедергольма) к подготовленному изданию писем старца Антония (Путилова) помечено 9 марта 1868 года. А ровно через год из московской Синодальной типографии, что на Никольской улице, вышел довольно объемистый том старческих писем – общим числом 314. Из множества писем, которые батюшка отправлял в пустынные Горицы, к подвизавшейся там «возлюбленной сроднице» – монахине Нектарии (Великосельцевой), в изданное собрание попало только одно. Но и в нем преподанное старцем назидание – на пользу и душ наших.
Что касается самой сродницы, батюшкиной горицкой племянницы – «убогой Нектарии», то, конечно же, она своих писем не издавала. И, тем не менее, одно из них попало в поле нашего любознательного зрения, и вот каким образом.
Царевна Ксения, дочь Бориса Годунова, в 1606 году была сослана с пострижением в иночество в Горицкую обитель. И. Винцман. Ксения Годунова рассматривает изображение своего жениха
В 1857 году бытописатель оптинской жизни времен досточтимых братьев Путиловых, настоятеля обители о. Моисея и скитоначальника о. Антония, иеромонах Евфимий (Трунов) внес однажды в свои «Келейные записки» следующую запись: «Отцом игуменом Антонием получено было на этих днях письмо от присной ему духовной дочки, монахини Нектарии. В утверждение немощной веры моей и молитвенную память об этой рабе Божией хочу я это письмо выписать себе в назидание».
С благодарной признательностью о. Евфимию – воспользуемся его «Записками» и, также укрепляясь в вере, перелистаем странички горицкого послания. А предварим его письмом из Оптиной…
Из Оптиной Пустыни – в ГорицыПочтенная и возлюбленная сродница моя!
Спасайся в Господе!
Во-первых, приношу нам благодарность мою за письмецо ваше, которое получил я исправно, и, читая его, я порадовался о том, что госпожа игумения ваша благоволила представить тебя к монашеству, с каковою милостию Божиею и приношу вам поздравление мое. Приятно то, что вы усердно молились Покрову Божией Матери и благоверной княгине Ефросинии, но не похвально то, что госпоже игуменье своей не поклонились вы в ножки. Как деревья плодовитые, то сени яблони, ветвями своими с плодами приклоняются до земли, а горькая и бесплодная осина и ель вздираются с ветвями своими кверху, так и ты, возлюбленная моя, по скудости смирения похожа немного на осину, то есть не хочешь поклониться в ножки госпоже игуменье своей; и если игуменье не поклонишься, то кому же будешь кланяться? – Никому. А посему, если желаешь ты видети дни свои благи, то смиряй себя пред Богом и пред людьми благоговейными – и обрящеши благодать пред всеми и спасешься.
Вы просили, чтобы прислать тебе о монашестве книжечку; а посему как батюшка отец архимандрит Моисей, так и я посылаем тебе в дар на благословение десять книжечек, которые приими с любовию и читай со вниманием, и питай ими свою душу так же, как питаешь и свое тело каждый день различною пищею и питием, и возрастай и упремудряйся во благое, и Бог милосердый не оставит тебя.
Ноября 21, 1856 года.
Из Гориц – в Оптину ПустыньВаше высокопреподобие, всечестнейший отец игумен!
Письмецо Ваше, писанное в прошлом году, я получила в новом. С наступившим венцом благости Господней, с новым годом, поздравить мне Вас благословила матушка игумения и от нее. Они благодарят Вас за память Вашу и впредь просят не забывать Вашими святыми молитвами.
На письме Вашем адрес, вместо Нектарии, Вы написали Марии; но Великосельцева одна: матушка прямо мне и прислала. Суеверия не имею, кажется, а подумалось: что это батюшка меня переименовал? Не изгладится ли имя Нектарии из книги живых? Буди воля Божия.
Час от часу хуже живется. Только читаю с большою радостию Ваши назидательные письма и каждую строку применяю к себе, где есть что-нибудь доброе. Нет у меня ни поста особенного, ни молитвы, ни правила; часто и малым правилом сплошь остаюсь в долгу: слава Богу, погордиться нечем. Не знаю, больна ли я или ленива? Точно против воды плыву; только в церкви мне ровно посвободнее и хожу полегче, а внутренно-то все сплю; и будто так и быть должно. Большое будет мне, батюшка, горе за лень и нерадение.
Перечитываю Ваши письма, но в одном, простите, что-то не совсем схожусь с Вами: Вы как-то точно не одобряете порядка нашей проскомидии – замечаете, что она слишком большая: сотни помянников, тысячи имен, толкотню наших сестер, груду частиц… Это все справедливо. Но возьмите во внимание просьбы просящих донести до жертвенника их помяннички (это святое послушание исполняет многогрешная Нектария) – тут что делать? Несколько пихают просфор и говорят в одно и то же время по нескольку имен; а как просят-то! “Ради Бога, матушка, не забудь того и того!” А памятцов накладут столько, что войду в алтарь, и положить нельзя – целая ноша! Да и не забыть нельзя. Ну, – говоришь себе, – Ангел Господень, донеси их усердие! Как же тут быть, батюшка, моей пребестолковости?..
Боюсь, батюшка, писать, да давно хочу у Вас спросить: так ли, по пути ли мои мысли? Агнец на дискосе – это Младенец Вифлеемский; частицы мы, сухое сенцо. Придет весна вечная; оживотворимся все заслугами Богочеловека: кто – цвет, кто – маленький цветочек или листочек; а иной – большой стебель… Господи! Хоть бы самой-то маленькой былиночкой воскреснуть! Сено-то сухое вспыхнет зараз… Ах, как страшно-то будет!.. Я во сне немножко видела это давно. Если помнить этот страх всегда, так надо зарыться в пещеру. Или, видно, по грехам моим не дает Господь мне этой памяти!..
Вы помните ли, батюшка, у нас в Горицах празднуют Смоленской Царице Небесной? Большое бывает стечение народу; и вот тут-то проскомидия, сказать, что большая. Другой год тому назад пришлось мне стоять, по тесноте в церкви, у самых пономарских врат. Смотрю, недостойная, – как поставили священнослужители Дары на Престол, вижу – над дискосом, поверх звездицы – дымок или пар тонкий.
Откуда это? – думаю. Смотрю в сторону, в другую – неоткуда этому быть, а дымок стоит. Только вдруг в Чаше-то точно что закипело, и вино в Чаше поднялось кверху и покропило над звездицею. Вдруг прежний маленький дымок вспыхнул как пламя; по частицам на дискосе запылало, а вино обратно вернулось в потир. Я со страху к земле припала и только говорю: “Боже, милостив буди мне, грешной!” и “Господи, помилуй!..” Что пели и читали, я не слыхала в ту минуту: видела только пламя, такое прозрачное… Недостойная видеть благодать, поядающую грехи наши… Поднялась с земли; двери пономарские уже закрыты; а на них написан Архангел Михаил с пламенным мечом. Я обрадовалась тому, что он между мною, грешницей, и алтарем предстал… Вы, батюшка, приносите бескровную Жертву: помяните убогую Нектарию, Вашу племянницу горицкую.
Вот и еще недоумение: имела глупость положить обещание в первый год моей жизни в монастыре съездить в Тихвин[23] и не знала, что это не должно. Матушка схимница Маврикия тогда мне говорила, что она будет просить матушку игумению, чтобы отпустила. После десяти лет я просилась у матушки игумении Арсении; но она сказала, что берет мое обещание на себя, и не отпустила. А я и рада была. Теперь же что-то прихожу часто к мысли: ну, если я не выполню, умру? Не спутать бы мне души своей этим? Что Вы, батюшка, на это мне скажете? Боюсь и мыслию надолго выйти из обители, также беспокоить и матушку, всечестнейшую игумению Филарету. Я так привыкла к доброй своей матушке: всякий день меня перекрестит; поцелую ее ручку – и весело мне, и радостно! Дай ей, Господи, пожить подольше! Дай, Господи, и Вам, батюшка, терпения побольше читать бестолковые строки! Я верую, что Вы поймете меня. Осените Вашим всемощнейшим благословением пустую голову многогрешной Нектарии.
* * *Известный русский духовный писатель Сергей Александрович Нилус, с 1907 по 1912 год живший в Оптиной Пустыни и разбиравший монастырский архив, обнаружил в «Келейных записках» иеромонаха Евфимия (Трунова) это письмо горицкой монахини. Небезынтересным будет и сегодня для нас своеобразный нилусовский «комментарий» но поводу столь достопамятного письма из Гориц. Вот что записал он тогда же в своем дневнике под впечатлением прочитанного.
«Простое и в подлиннике малограмотное письмо это поразило меня: какая простота, какая любовь, какая вера! Какое, наконец, оправдание веры! Не говоря уже о важнейшем в этом письме откровении чудесного видения, которое могло быть дано только истинно облагодатствованной душе, – что за дивное смирение, что за чистота сердечная сквозят и дышат в каждой строчке, в каждом слове этого послания окормляемой к своему духовному руководителю и старцу! Подумать только: “обрадовалась” тому, что Архангел Михаил своим изображением на закрытых пономарских (северных) вратах закрыл от ее “недостойных”, но удостоенных очей видение Страшной Тайны, – это ли не глубочайшее смирение детски-чистого сердца?.. А эта картинка сокровенных недр монастырской жизни, монашеской любви, незримой, да и непонятной миру: матушка игумения Филарета крестит ежедневно, как дочку, свою послушницу; послушница целует, как у родной, любимой матери, ручку; и над всей этой чистейшей любовью – веселье и радость как хрусталь прозрачной и светлой души! Как же не зреть таким Бога и всей Его присносущной светлейшей славы и в сем еще веке, и в будущем!.. Внимай, монах, внимай, благоговей и поучайся!»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Оптина Пустынь. Духовный оазис России"
Книги похожие на "Оптина Пустынь. Духовный оазис России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России"
Отзывы читателей о книге "Оптина Пустынь. Духовный оазис России", комментарии и мнения людей о произведении.