Артем Четвериков - Банковская интеграция в ЕС и ЕЭП: возможности правовой трансплантации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Банковская интеграция в ЕС и ЕЭП: возможности правовой трансплантации"
Описание и краткое содержание "Банковская интеграция в ЕС и ЕЭП: возможности правовой трансплантации" читать бесплатно онлайн.
Монография представляет собой исследование возможностей правовой трансплантации, то есть адаптированного переноса европейской модели банковской интеграции в условия функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана (ТС/ЕЭП). В исследовании на основе опыта Европейского союза предлагаются рекомендации по гармонизации и унификации банковского законодательства государств – участников ТС/ЕЭП, развитию институциональных основ банковской интеграции в ТС/ЕЭП.
Монографическое исследование, выполненное учеными МГЮА им. О.Е. Кутафина и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, будет интересно ученым в области интеграционного права, финансового права ЕС и ЕврАзЭС, а также преподавателям, аспирантам и студентам, интересующимся актуальными вопросами межгосударственной финансовой интеграции.
В настоящее время группа состоит из 36 членов, а именно: 34 страны, две международные организации.
Рекомендации ФАТФ включают основные положения, которым предлагается следовать государствам в ходе борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма[81]. В 1990 г. были приняты первые рекомендации в ответ на растущий вызов распространения наркотических средств и легализации денежных средств добытых при совершении преступлений, связанных с их незаконным оборотом.
В 1996 г. 40 Рекомендаций впервые были пересмотрены в целях уточнения способов и методов, применяемых для отмывания денег.
В октябре 2001 г. были разработаны специальные Рекомендации, целью которых являлась борьба с финансированием терроризма.
В октябре 2004 г. была принята еще одна – 9-я специальная Рекомендация о контроле над перемещением наличных денежных средств физическими лицами[82].
В феврале 2012 г. ФАТФ пересмотрела ранее изданные рекомендации.[83] Теперь Рекомендации ФАТФ применяются к отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также к борьбе с коррупцией и налоговыми преступлениями.
Рекомендациями ФАТФ предусматривается необходимость мониторинга и оценки национальных систем требованиям ФАТФ.
С момента своего создания ФАТФ возглавила усилия по принятию и осуществлению мер, направленных на противодействие использованию финансовой системы в противоправных целях.
При выполнении этих мероприятий ФАТФ сотрудничает с другими международными организациями, участвующими в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Всего в мире существует несколько региональных организаций, подобных ФАТФ:
1) Asia Pacific Group (APG) – Азиатско-Тихоокеанская Группа (ATT)[84];
2) Caribbean Financial Action Task Force (CFATF) – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег Карибского бассейна (КФАТФ)[85];
3) Eurasian Group (EAG) – Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕГ)[86];
4) Eastern and Southern Africa Anti-Money Laundering Group (ESAAMLG) – Еруппа по борьбе с отмыванием денег Восточной и Южной Африки (ИСААМЛЕ)[87];
5) Moneyval – МАНИВАЛ[88];
6) Grupo de Accion Financiera de Sudamerica (GAFISUD) – Еруппа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ЕАФИСУД)[89];
7) Inter Governmental Action Group against Money Laundering in West Africa (GIABA) – Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА)[90];
8) Middle East and North Africa Financial Action Task Force (MENAFATF) – Еруппа по финансовым мероприятиям Ближнего Востока и Северной Африки (МЕНАФАТФ)[91];
Указанные организации также являются ассоциированными членами ФАТФ.
Отдельно необходимо выделить Труппу Эгмонт[92] – организацию, объединяющую подразделения финансовой разведки (ПФР) 120 государств. Признавая преимущества, присущие развитию сети ПФР, в 1995 г. подразделения финансовой разведки (ПФР) встретились во дворце Эгмонт Аренберг в Брюсселе и постановили учредить неофициальную группу, цель которой будет заключаться в содействии международному сотрудничеству
Теперь группа, известная как Группа Эгмонт, проводит регулярные встречи для поиска путей сотрудничества, особенно в области обмена информацией, обучения и обмена опытом. Основная задача Группы Эгмонт заключается в обеспечении форума для ПФР по всему миру в целях улучшения сотрудничества в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и содействии осуществлению национальных программ в этой области. Эта поддержка включает:
• расширение и систематизацию международного сотрудничества в области взаимного обмена информацией;
• повышение эффективности ПФР через обучение и развитие персонала, обменов для улучшения навыков и умений персонала, занятого в ПФР;
• содействие организации лучшей и безопасной связи между ПФР за счет применения технологий, таких как Эгмонт Secure Web (ESW);
• содействие усилению координации и поддержки со стороны оперативных подразделений членов ПФР;
• содействие оперативной автономии ПФР
Кратко необходимо упомянуть Вольфсбергскую группу и разработанные ею Вольфсбергские принципы – принципы политики по оценке возникновения в деятельности финансовых организаций риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Одиннадцать ведущих банков мира, список которых, по сведениям, изложенным в указании оперативного характера Банка России от 08 апреля 2003 г. № 53-Т «О внесении изменений и дополнений в Вольфсбергские принципы»[93], выглядит следующим образом: (ABN AMRO N.V., Bank of Tokyo-Mitsubishi Ltd., Barclays Bank, Citigroup, Credit Suisse Group, Deutsche Bank AG, Goldman Sachs, HSBC, J.P Morgan Private Bank, Santander Central Hispano, Societe Generale, UBS AG), инициировали разработку и 30 октября 2000 г. подписали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы).
Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. В основе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими принципами должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Вместе с тем Вольфсбергские принципы предполагают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка.
По мнению автора, имеющего практический опыт работы в подразделении российской кредитной организации по борьбе с отмыванием (легализацией) доходов, полученных преступным путем, Вольфсбергские принципы имеют большое значение. Оно заключается в том, что данные принципы разработаны кредитными организациями, т. е. непосредственно правоприменителями законодательства о борьбе с отмыванием (легализацией) доходов, полученных преступным путем, несущими ответственность за его исполнение. Их практика работы с клиентами и опыт взаимодействия с надзорными органами имеют решающее значение.
Однако ведущая роль в формировании общепризнанных принципов и стандартов в этой области принадлежит ФАТФ. ФАТФ не имеет определенного срока деятельности. Группа периодически пересматривает свою миссию. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег была создана G-7 (Большой семеркой) на саммите, который состоялся в Париже в 1989 г., в ответ на растущую озабоченность по отмыванию денег.
В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005)[94] Рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами – членами ООН. Так, согласно п. 7 документа Совет Безопасности настоятельно призывает все государства-члены соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, воплощенные в рекомендациях ФАТФ.
В борьбе с отмыванием преступно нажитых доходов ЕС также ориентируется на Рекомендации ФАТФ. В частности, рекомендациями предписывается проведение надлежащей проверки клиентов. Согласно Рекомендации 10 ФАТФ (ранее Рекомендация 5) финансовые организации обязаны принимать меры по надлежащей проверке клиентов при:
– установлении деловых отношений;
– совершении разовых операций (сделок): на сумму, превышающую установленное пороговое значение (15 000 долл. США/евро);
– наличии подозрений в отмывании денег или финансировании терроризма;
– наличии у финансовой организации сомнений в достоверности или достаточности полученных ранее данных о личности клиента.
При этом Рекомендацией 10 ФАТФ предусмотрены следующие меры, которые необходимо принимать:
– идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных документов, данных или информации;
– определение бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кто является бенефициарным собственником. Для юридических лиц и образований это должно включать получение информации финансовыми учреждениями о структуре управления и собственности клиента;
– понимание и, когда это необходимо, получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений;
– проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений, для того чтобы убедиться в соответствии проводимых сделок сведениям финансового учреждения о клиенте, его хозяйственной деятельности и характере рисков, в том числе, когда необходимо, об источнике средств.
Финансовые организации обязаны применять каждую из мер надлежащей проверки, но им следует выбирать степень применения этих мер с помощью риск-ориентированного подхода. Финансовые организации должны проверять личность клиента и бенефициарного собственника до или в ходе установления деловых отношений или совершения операций (сделок) с разовыми клиентами. Устанавливается возможность завершить проверку клиентов в разумно сжатые сроки после установления деловых отношений в том случае, если риски отмывания доходов и финансирования терроризма практически сведены к минимуму и если это крайне важно для бесперебойного осуществления нормальной деятельности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Банковская интеграция в ЕС и ЕЭП: возможности правовой трансплантации"
Книги похожие на "Банковская интеграция в ЕС и ЕЭП: возможности правовой трансплантации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Артем Четвериков - Банковская интеграция в ЕС и ЕЭП: возможности правовой трансплантации"
Отзывы читателей о книге "Банковская интеграция в ЕС и ЕЭП: возможности правовой трансплантации", комментарии и мнения людей о произведении.