Игорь Соболь - Свободные лицензии в авторском праве России

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Свободные лицензии в авторском праве России"
Описание и краткое содержание "Свободные лицензии в авторском праве России" читать бесплатно онлайн.
Представленная вашему вниманию книга посвящена свободным лицензиям – новому для авторского права России правовому явлению, но перспективному и, судя по зарубежному опыту, востребованному.
На современном этапе развития человеческой цивилизации, который все чаще сопоставляется с постиндустриальной концепцией информационного общества, новые технологии создания медиаконтента и телекоммуникационные сети, предлагающие пользователям неограниченные возможности по его распространению, стали неотъемлемой частью частной жизни людей, необходимой организационной основой предпринимательства и формирования идеологии в общегосударственных масштабах. Все это стало серьезным испытанием для авторского права и обусловило потребность в новых подходах к обеспечению режима авторско-правовой охраны и в адекватных им правовых формах.
Свободные лицензии способствуют приспособлению и даже выживанию авторского права в изменившихся реалиях, гарантируя правообладателю возможность предоставить любому заинтересованному лицу в определенных им пределах право свободно и, как правило, бесплатно, использовать программы и произведения, в том числе, в целях их переработки (создания производных произведений, модификации).
Тема монографии является новой и малоисследованной. На основе законотворческого и правоприменительного опыта зарубежных стран, а также попыток введения свободных лицензий в гражданское законодательства России, автор предпринимает попытку конструирования концепции свободного лицензирования в авторском праве, а также предлагает читателям свой взгляд на пути совершенствования российского законодательства в данной сфере.
This book is devoted to free licenses – a new legal phenomenon in Russian copyright law. Though this phenomenon is new, it is rather demanded and promising, as foreign experience shows.
At the present stage of the human civilization development, that is usually compared with the post-industrial concept of the information society, new media and telecommunication technologies which offer users unlimited opportunities for content distribution have become an integral part of people’s private life, a necessary organizational basis for business and for ideology establishment nationwide. It is a serious challenge for copyright, which caused a need for new approaches for providing a regime of copyright legal protection and for new legal forms corresponding to the mentioned approaches.
Free licenses promote adaptation of copyright law and even more – its survival – in changed realities, providing rightholders with the opportunity to provide any person with a right to use programs and works, including its recasting (creation of derivative works, modification) freely within frames set by the rightholder and without charge, as a general rule.
The subject-matter of this book is new and insufficiently explored. The author makes an attempt of building up the theoretical concept of free licensing, and also offers readers to share his view to ways of improvement of the Russian legislation in this sphere on the basis of legislative experience and legal practice in foreign countries and previous attempts to introduce free licenses in civil legislation of Russia.
I. Неконкурентность потребления. С точки зрения экономики «интеллектуальная собственность как тиражируемый товар существует в потенциально неограниченном количестве, но имеет потенциально ограниченный спрос. Как капитал интеллектуальная собственность редка и уникальна, ее ценность в ее уникальности»[65]. Из нематериальной природы следует возможность одновременно использовать произведение неограниченным кругом лиц. Е. А. Моргунова подтверждает, что «особенностью этих объектов является то, что они нематериальны, поэтому не ограничены в пространстве и могут использоваться одновременно неограниченным кругом лиц»[66]. Будучи однажды выраженным вовне, произведение относительно беспрепятственно с помощью средств коммуникации может выйти из сферы фактического господства правообладателя. Гегель в «Философии права» писал: «Своеобразие духовной продукции может благодаря способу своего проявления непосредственно перейти в такую внешнюю сторону вещи, которая может быть затем произведена и другими»[67]. В. А. Дозорцев использует для объяснения этого интересную метафору: «Если у тебя есть яблоко, и у меня есть яблоко, и мы обменялись, у каждого из нас будет по яблоку. А если у тебя есть идея, и у меня есть идея, и мы обменялись, у каждого из нас будет по две идеи»[68]. При этом, как отмечает А. Н. Козырев, «…если охраноспособное произведение, которое может быть представлено в цифровом формате, уже существует, то потребление неконкурентно, то есть продукт не исчезает в результате потребления и может без ограничений потребляться другими»[69].
II. Парадокс ценообразования. Цена использования произведения как денежное выражение меновой стоимости, формируемая традиционным способом учета расходов (себестоимости) на изготовления экземпляра (копии) произведения или программы, оказывается заведомо несправедливой для правообладателя. Да и могут ли они безоговорочно учитываться в цене, если закон, называя соответствующий объект нематериальным, исключает возможность его денежной оценки? Кроме того, при ценообразовании необходимо учитывать ценовые ожидания пользователей, то есть то, сколько они готовы заплатить за экземпляр (материальный носитель), чтобы потребление было для них эффективным. Таким образом, возникает парадокс, когда цена, сформированная традиционным способом и учитывающая расходы на изготовление копии, может не покрыть затрат на создание самого нематериального объекта, зафиксированного на соответствующем материальном носителе. По этому поводу А. Н. Козырев отметил, что «парадокс возникает… если считать, что потребители получают продукт по цене поставки, которая может быть очень низкой. В таком случае вырученной суммы не хватит на то, чтобы покрыть затраты на создание исходного продукта. Эффективное потребление оказывается несовместимо с эффективным производством»[70].
III. Несоразмерность расходов на охрану и расходов на неправомерное использование. По свидетельству экономистов, охрана произведений и программ от неправомерного использования осуществляется в первую очередь техническими средствами, причем затраты на их совершенствование постоянно растут. Так, А. Н. Козырев отмечает, что «затраты на охрану растут, так как копирование осуществляется анонимными лицами вне организованных рынков, а скопированные изделия почти совершенны. Это уже не копии в традиционном смысле, а клоны. Наконец, сам акт копирования уже не требует затрат. Разумеется, в такой окружающей среде авторское право теряет свою эффективность как институт правовой охраны»[71]. С утилитаристских позиций, наиболее понятных экономистам (от лат. utilitas – «польза, выгода»: принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели), необходим баланс между «экономическими выгодами» и «издержками вследствие распространения ограничений». Экономические выгоды заключаются в том, что защита интеллектуальной собственности важна для благоприятствования инвестициям в творческий процесс изобретателей, авторов, художников. Без такой защиты другие смогут копировать результаты интеллектуальной деятельности, не неся затрат на их разработку, тем самым исключая или существенно затрудняя компенсацию произведенных расходов для истинных авторов и ставя последних в невыгодное положение на рынке.
Все это позволило некоторым экономистам выдвинуть тезис о том, что «вред от чрезмерных усилий по защите авторских прав может превышать вред от возможных нарушений. Его надо соизмерять, причем делать это желательно в количественных показателях… Более того, речь может идти о замене самого института авторского права чем-то другим, если в результате получится вывод не в пользу авторского права»[72]. Другими словами, экономисты, исходя из утилитаристских ценностей, приходят к анархическим воззрениям на авторское право.
3. Конфликт тенденции к бескомпромиссной коммерциализации и социального назначения авторского права. С одной стороны, действующее законодательство РФ следует пути создания наиболее благоприятных условий для коммерциализации прав на объекты авторского права. Эту цель в первую очередь призвана достичь концепция интеллектуальных прав. Поставленные задачи реализуются путем замены объекта «произведение» на объект «исключительное право» в возникающих по поводу произведения отношениях имущественной природы и, как следствие, придания первому фиктивной меновой стоимости (которая, напомним, в экономической теории выражается количеством других благ, на которые можно обменять на рынке единицу данного блага). В связи с этим все больше говорят о новом этапе коммерциализации интеллектуальной собственности – этапе практически полного отрыва произведения от личности автора. Как отмечает А. С. Касьянов, «…условием оборота исключительных прав является наличие у них соответствующего правового режима. Суть его заключается в том, что законодатель, с одной стороны, определяет условия принадлежности прав субъектам гражданских прав, а с другой – предоставляет возможность ими распоряжаться»[73]. Как справедливо заметил С. А. Бабкин, само право создало новую категорию товаров, очевидно, «для того чтобы обеспечить фактическое присвоение нематериального результата, чего без помощи права добиться невозможно: если владелец вещи может защищать свое владение как правовыми, так и внеправовыми способами, то автор или изобретатель лишены каких-либо внеправовых средств защиты. Перед нами не рефлекторная реакция права на объективную экономическую действительность, а серьезное преобразование последней»[74].
Однако следует учитывать, что такой подход таит в себе скрытую угрозу, поскольку транслирование институтов вещного и обязательственного права на нематериальные блага может привести к коммерциализации духовных ценностей. Как отмечал Р. Саватье, «абстрактные права, имеющие определенную стоимость, выраженную в деньгах, – это результат развития юридической техники… Юридико-технические абстракции потеснили телесные вещи. Реальные вещи выступают в юридической жизни только через посредство прав, которые осуществляются в отношении этих вещей, – это права вещные либо обязательственные… Каждое из этих прав может стать предметом сделки. С того момента, когда возникает возможность такой продажи, права становятся имуществом»[75].
С другой стороны, как это ни парадоксально, но зачастую требования коммерческого оборота идут вразрез с интересами автора. Далеко не все авторы жаждут оплаты своего труда – и это, без сомнения, их право. Г. Ф. Шершеневич писал, что «духовное творчество не имеет своею целью материальные выгоды, и такая постановка цели способна только подорвать ценность продуктов такого творчества… Хозяйственный принцип неприменим к труду ученого, поэта или художника. Но общество считает себя обязанным доставить материальную обеспеченность представителям духовного творчества по связи с их деятельностью»[76]. Однако такая общественная обязанность нужна не всем авторам. Так, поэт Иван Елагин пишет: «…Все права сохранены за автором! Будьте трижды прокляты слова! Вот он с подбородком, к небу задранным по-есенински, осуществил права! Вот он, современниками съеденный, у дивана расстелил газетины, револьвер рывком последним сгреб – и пускает лежа пулю в лоб. Вот он, удостоенный за книжку звания народного врага, валится под лагерною вышку доходягой на снега. Господи, пошли нам долю лучшую, только я прошу Тебя сперва: не забудь отнять у нас при случае авторские страшные права»[77].
С позиций теории droit d’auteur, пошедшей по пути признания естественности и первичности прав автора, последнего нельзя рассматривать только как производительную силу в отношении произведений, поскольку любой объект авторского права неразрывно связан с личностью создавшего его лица. Как отметил проф. Н. М. Коршунов, «истоки права на результаты интеллектуальной деятельности всегда лежат в творчестве, личностном начале. Автор является исходным, изначальным звеном системы правообладателей… Только автору в наиболее полном объеме принадлежит право на интеллектуальный продукт. Эти права неотчуждаемы и непередаваемы… Исключительные права всех иных лиц являются производными от прав автора»[78]. Несмотря на это, законодатели разных стран считают необходимым навязать авторам охрану произведений, придать им тем самым меновую стоимость, а автору предоставить лишь право опубликовать или не опубликовать произведения либо отозвать его. Обосновывается это, как правило, необходимостью защиты прав человека, обеспечения международных гарантий прав авторов, правообладателей и т. п., хотя очевидно, что речь идет о правовом регулировании отношений по вовлечению объектов авторского права в оборот, их коммерциализации. На наш взгляд, стоит согласиться с мнением Н. М. Коршунова, отметившим, что «в действительности же права человека, вероятнее всего, служат удачным моральным оправданием защиты доходов, доставляемых вовлечением в общественное производство и оборот нематериальных продуктов человеческой деятельности»[79]. Таким образом, возникает абсолютная с правовой точки зрения или монопольная с экономической точки зрения правовая охрана произведений от любого несанкционированного использования. Но она не только защищает, но и связывает автора обязательностью такой правовой охраны, поскольку последний не имеет легального дозволения к их свободному распространению.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свободные лицензии в авторском праве России"
Книги похожие на "Свободные лицензии в авторском праве России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Соболь - Свободные лицензии в авторском праве России"
Отзывы читателей о книге "Свободные лицензии в авторском праве России", комментарии и мнения людей о произведении.