В. Лещинская - Альпинарии и камни в саду
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Альпинарии и камни в саду"
Описание и краткое содержание "Альпинарии и камни в саду" читать бесплатно онлайн.
Естественное стремление владельцев приусадебных участков создать на прилегающей к дому территории настоящие произведения альпийского ландшафта воплощается в строительство альпинариев в виде различных каменистых композиций. Это и каменистые горки, и альпийские мини-сады, и подпорные стенки, приподнятые клумбы, террасированные цветники, искусственные скалы, осыпи, овраги, рокарии, гравийные садики и т. д. Как правило, такие композиции (особенно, если они создаются в комплексе с водоемами, пусть даже самыми небольшими) становятся доминантами конкретного участка. Завершающий этап такого строительства – правильный подбор и посадка альпийских и субальпийских растений, которые украсят и эстетически завершат дизайнерский замысел.
Автор искренне надеется, что предлагаемая тема заинтересует читателей и поможет им войти в увлекательный мир альпийского ландшафта.
В. В. Лещинская
Альпинарии и камни в саду
Введение
Канули в Лету те времена, когда дачные участки воспринимались исключительно как несколько соток плодородной земли, предназначенной только для выращивания огурцов-помидоров и кое-какой зелени к столу. Сегодня владельцам загородных наделов захотелось большего – красоты и уюта. В конце концов, дача – это не просто подсобное хозяйство, но и место, куда убегают от городской суеты, чтобы отдохнуть телом и душой, набраться сил, воспрянуть духом. А для этого овощных грядок и случайных цветочных посадок недостаточно. Хочется, чтобы на твоем участке все было не так как у соседей, а по особенному. Журчали ручьи, порхали великолепные бабочки, резвились в пруду золотые рыбки, благоухали экзотические травы. Рай, да и только! Да как создать сей вожделенный рай, порожденный вашей фантазией, имея лишь горячее сердце да золотые руки?
Древние китайцы считали, для того, чтобы превратить обычный участок земли в райский уголок, необходимы всего четыре вещи: определенность, разнообразие, тайна и пристанище.
Определенность означает, что планировка сада должна помогать обитателям и их гостям ориентироваться в нем. Попав в чужой сад, вы не должны бояться, что не сможете выбраться из него. Садовые дорожки не должны быть хаотично разбросаны. Их назначение – привести туда, куда вам хотелось бы прийти самому или направить ваших гостей: к симпатичному водоему с кувшинками и золотыми рыбками, уединенной беседке, увитой плющом, или детской площадке с качелями. К тому же в саду обязательно должно быть нечто такое, что будет притягивать как магнит, – некий центр сада, его сердце. В качестве такого центра обычно выступает водоем, каменистая горка, террасированный цветник или аккуратный газон с живописной групповой посадкой ярких луковичных растений.
Разнообразие подразумевает такую организацию пространства, чтобы каждый уголок сада был по-своему привлекателен и живописен: каменистый цветник соседствовал с водой, а посадка деревьев – с открытым местом, засеянным газонными травами или почвопокровными растениями. Чтобы разноцветные соцветия сменялись зеленой листвой, которая оттеняет приглушенные краски натуральных камней. Однообразный сад не вызовет ничего, кроме скуки и желания покинуть его как можно скорее. В райском уголке нет места однообразию!
Под тайной китайцы понимали не простую неожиданность или банальный сюрприз, а нечто большее – загадку, требующую разгадки. Например, петляющую тропинку, теряющуюся среди листвы. Так и хочется узнать, куда она приведет! Или потаенный уголок сада, огражденный виртуозно обрезанным самшитом. Интересно, что находится за оградой? Заброшенная поляна, летняя беседка, а, может быть, специальный уголок для медитаций?
И, наконец, в райском саду ваши гости должны чувствовать себя как дома. Атмосферу уюта и теплоты помогает создать особое место – «пристанище», из которого не хочется уходить. Как выглядит это пристанище, решать вам самим. Для одних это большой камень под сенью деревьев, для других – скамейка на берегу горного ручья, для третьих – импровизированный домик на дереве.
Конечно же, у каждого человека собственное представление об идеальном саде. Одним подавай «запущенный» уголок с диким прудом. Другие видят себя только в окружении ровных каменных дорожек, геометрически выверенных клумб, на фоне помпезного фонтана. Есть и такие, кому по душе сдержанные и лаконичные линии японских садов. Книга, что вы держите перед собой, способна удовлетворить вкусы и тех, и других, и третьих, так как ни запущенный уголок, ни помпезная усадьба, ни японский садик не обходятся без камней. Камни необходимы для сооружения оград и садовых построек, камни незаменимы для создания декоративных цветников, камни хороши и просто как эффектный элемент сада, на котором замыкается вся композиция. А если вы к тому же верите, что «и на камнях растут деревья», а также кустарники, травы и цветы, то вам без этой книги не обойтись.
Вообще, камни почитались людьми издревле. Наших предков завораживала твердость и долговечность камней, противостоящая зыбкой и ускользающей жизни. Камни олицетворяли собой бессмертие, вечную жизнь. Если к тому же они падали с небес, как метеориты, то неизбежно становились объектами почитания. С некоторыми из камней связано множество легенд и таинственных страниц человеческой истории. Вспомнить хотя бы «обсерваторию друидов» Стоунхендж или каменные проспекты Карнака. Являясь воплощением вечной жизни, камни слишком часто становились могильными памятниками. Может быть, именно поэтому соседство мертвых камней с живыми растениями или бегущей водой не оставляет никого равно душным. Попытка соединить мертвое и живое, причем как можно в более красивой и гармоничной форме лежит в искусстве создания каменистых садов.
Альпинарии и каменистые сады – относительно молодое, но очень перспективное направление садово-паркового искусства. Возникшие на Востоке еще в стародавние времена, каменистые сады были включены в профессиональный арсенал европейских садоводов только во второй половине XVIII века. К этому времени натуральные камни вовсю использовались в оформлении садово-парковых ансамблей, но никогда до этого их не рассматривали в качестве среды для разведения декоративных растений. Прорыв произошел благодаря изучению альпийских и субальпийских растений, для которых камни – естественная среда обитания. В дальнейшем садоводы обнаружили, что в каменистых садах можно разводить не только альпийские растения. И движение выращивать цветы среди камней стало набирать силу.
В настоящий момент огромное разнообразие каменистых садов и альпинариев не ограничивается банальными горками из камней или гравием, рассыпанным среди цветов. При помощи одного только каменистого сада вы можете превратить свой дачный надел в прекрасный образчик райского уголка. Так, каменистая горка способна стать центром вашего сада, сложный террасированный рокарий внесет в него требуемое разнообразие, уединенный японский садик создаст атмосферу уюта и пристанища, а прерывистые каменные дорожки с растениями среди плит придадут вашему садовому участку аромат завораживающей тайны.
Глава 1
Из века в век, от сада к саду
Истоки европейского садоводства
Так как европейская цивилизация зародилась на Ближнем Востоке, то истоки садоводства Европы нужно искать именно там. Предположительно, первые сады появились несколько тысячелетий назад в Шумере. И представляли они собой, ни много, ни мало, деревья, посаженные по обе стороны оросительных каналов. Легендарные висячие сады Вавилонии возникли значительно позже при царе Навуходоносоре II (VI в. до н. э.), превратившем страну в центр международной торговли. Самыми знаменитыми были «висячие сады Семирамиды» – одно из семи чудес Света. Вавилонские традиции садоводства проникли в Европу через персидскую и древнеегипетскую культуру. Подобно своим восточным предкам древние греки, а позже и римляне, предпочитали сады симметричной композиции, основу которых составляли деревья. Древесные аллеи украшались многочисленными колоннами, скульптурными композициями и фонтанами. При создании садов учитывались особенности естественного рельефа, который во многих регионах Средиземноморья был каменистым. Вообще, о достижениях античного садоводства можно судить по сохранившимся античным, преимущественно древнеримским, трактатам, содержащим подробные описания существовавших в то время садов.
После столетий средневекового застоя новая волна увлечения садово-парковым искусством возникла в эпоху Возрождения, ознаменованную обращением к античному прошлому. В это время сформировался стиль так называемого «террасного итальянского сада», отличительной особенностью которого были многоуровневые террасы из подпорных стенок, сложенных без раствора на основе камня, гравия и грунта. Террасы Возрождения создавались не столько ради красоты, сколько по практическим соображениям. Они не только укрепляли крутые склоны, по и позволяли приспособить их под сады, храмы, пахотные земли и даже целые поселения. Особенно богаты были террасными садами такие регионы, как Тоскана и Лация, гористый рельеф которых буквально располагал к созданию подпорных стенок. Типичные образцы террасного стиля эпохи Возрождения – творения знаменитого Дж. Виньола, автора садов Ланте и Капрарола.
Важным этапом в становлении садово-паркового искусства Европы стал XVII век. Именно тогда во Франции зародился регулярный, или классический, стиль, который еще называют французским. По сути, французский стиль не был чем-то уникальным, а продолжал многовековую традицию, берущую начало еще в античности. Возникновение стиля связывают с именем А. Ленотра, создавшего знаменитые парки Тюильри, Марли, Сен-Клу и, конечно же, Версаля – загородной резиденции Людовика XIV. Роскошные и подчеркнуто торжественные сады Ленотра полностью соответствовали духу французского абсолютизма. Его сады имели ценность не сами по себе, а в качестве важной составляющей огромного архитектурного ансамбля. Дворец с примыкающим садом представлял собой совершенно обособленный уголок, отгороженный от остального мира непроходимой живой изгородью или высокой чугунной оградой. Главный вход на территорию ансамбля находился в нижней части сада, откуда вид на дворец и прилегающие к нему цветники производил наиболее величественное впечатление. Весь архитектурно-парковый ансамбль был выстроен вдоль центральной оси, на которой располагались дворец и водный канал или бассейн геометрической формы с многочисленными фонтанами, фонтанчиками и каскадами. От центральной оси отходили прямые аллеи, ведущие лучами в глубь сада. Вся территория сада была поделена низкими партерами и высокими боскетами (стенками из ровно подстриженных деревьев и кустарников) на небольшие «залы». В центр такого «зала» обычно ставили песочные часы или куст падуба (лавра). Кроны деревьев и кустарников имели форму правильного куба, шара, конуса или пирамиды. Симметричные террасы соединялись между собой посредством аккуратных каменных лестниц. Для создания садовых дорожек использовалась каменная крошка или смесь гравия с песком. Цветной песок и гравий нередко шли и на оформление цветников. Вообще, камень в регулярных садах использовался исключительно в качестве исходного строительного материала, подлежащего тщательной и кропотливой обработке в соответствии с задумками архитектора. К типичным признакам регулярного сада относились геометрическая безупречность и симметрия цветников, четкие линии партеров, боскетов и мощеных дорожек, обузданная стихия одетых в камень водоемов. Никакой небрежности! Природная естественность приравнивалась к вульгарности. Из-за тщательно просчитанной симметрии, засилья правильных геометрических форм и обилия декоративных элементов французские сады выглядели предельно искусственно и театрально.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Альпинарии и камни в саду"
Книги похожие на "Альпинарии и камни в саду" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Лещинская - Альпинарии и камни в саду"
Отзывы читателей о книге "Альпинарии и камни в саду", комментарии и мнения людей о произведении.