Николай Шмагин - Как провожают пароходы…
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Как провожают пароходы…"
Описание и краткое содержание "Как провожают пароходы…" читать бесплатно онлайн.
Третья часть романа-тетралогии «Алатырь», в которой главный герой Иван – уже юноша, заканчивающий восьмилетку, затем рабочий, учащийся ШРМ.
Николай Шмагин
Как провожают пароходы…
Девятая глава
Здравствуй, юность. Весна-красна
Под весенним солнцем снег осел, почернел, сквозь проталины проглядывала земля, журчали ручьи, пели птицы, а Ванька стоял рядом с матерью и бабушкой Маресьевой, зябко ёжась в своём старом пальтеце с собачьим, облезлым воротником, из которого давно уже вырос, и смотрел на усохшее личико бабушки Шмариновой, лежащей в гробу среди венков.
Смотрел, и с трудом представлял себе, что это та самая бабушка, которая одаривала его конфетками, давала на кино и мороженое. Не скупясь, делилась последним, была живая и ласковая со всеми, а теперь?..
Гроб стоял на двух табуретках, перед домом, вокруг собрались родные, соседи; старушки утирали слёзы, отец с дядьями стояли у изголовья, и Ванька впервые видел, как плачет отец.
Дядя Юра встал на скамеечку, чтобы быть повыше, вровень с братьями и фотограф щёлкнул своей лейкой, делая фото на память.
Мать с бабушкой тоже утирали слёзы платочками, им было жаль усопшую. Ванька с трудом сдерживался, чтобы не заплакать вместе с ними, но слёзы предательски наворачивались на глаза.
Рядом Вовка в шубейке вертел головой, с любопытством озираясь по сторонам. Поглядев на плачущих взрослых, тоже затих.
Отец с дядьями поцеловали мать в лоб по очереди, мужики подхватили гроб и понесли по улице, стараясь не оступиться в весенней грязи, к похоронному автобусу, чтобы ехать на кладбище.
Немногочисленная процессия шла следом, всё, как и полагается на похоронах обыкновенной старушки. Ванька с Вовкой шагали рядом с родителями, и Ванька во второй раз в своей юной жизни хоронил родных и близких ему людей…
В восьмом «а» классе шёл урок военной подготовки. Военрук в форме майора стоял у доски и объяснял классу устройство противогаза, тыча указкой в схему на плакате.
Ванька сидел в среднем ряду за третьим столом и слушал в пол-уха, поглядывая на сидящую рядом с ним Галю Петрову. Теперь она, Галя, была предметом его восхищения.
Внимательно слушая педагога, как и положено первой отличнице в классе, она, тем не менее, чувствовала пламенные взгляды соседа, и они ей были не неприятны, а даже наоборот.
Вместо привычной формы на заметно подросшем Ваньке был новый пиджак, да и вообще весь класс стал старше; девочки почти превратились в девушек, мальчишки в юношей, вместо пионерских галстуков на груди у них поблескивали комсомольские значки.
Класс поубавился; нет Симака, Пудова на камчатке, теперь его место облюбовал Боря Зубаренко, прочно расположившийся за последним столом.
Небрежно облокотившись на спинку сиденья, он поглядывал оттуда на остальных с видом превосходства и значимости к собственной персоне.
К Ваське присоединилась Люда Архангельская, и они оба внимали словам учителя, онемев от усердия.
Виктор Марков с Таней Журавлевой были теперь – не разлей вода, и шушукались о чем-то, уютно посиживая на своих местах.
Устинова с Юклутовой, за ними Глазырин с Кулагиной, Серенкова с Киселевой у окна, Саня Борискин, как всегда, один за столом, и другие, не менее знакомые лица – то есть класс за годы учебы превратился в настоящий коллектив, хотя и разный как по составу, так и по уровню знаний.
– Так, а сейчас Шмаринов продемонстрирует нам свое умение пользоваться противогазом. Хватит мечтать, идите к доске, – военрук вручил подошедшему Ваньке противогаз и засек время:
Ванька довольно ловко и быстро напялил противогаз на голову и встал по стойке смирно, вдыхая и выдыхая воздух, как положено.
Класс оживился, наблюдая за товарищем. Военрук был доволен:
– Уложился в срок, Шмаринов. Молодец, отлично. Кто следующий?
– Можно мне? – вскочил со своего места Васька и тоже на отлично сдал норматив. За ним выстроилась целая очередь из желающих показать свое мастерство. Военрук только успевал засекать время.
– Теперь все по местам. Приступаем к изучению стрелкового оружия. Сначала теория, и только потом практические занятия, – прервал он восторги мальчишек и вывесил на доску плакаты со схемами оружия: автоматы, винтовки, карабины, пистолеты предстали перед взорами восхищенных юношей, и тут прозвенел звонок, возвещая о начале перемены.
Мальчишки обступили военрука.
– А правда, что мы будем строевой подготовкой заниматься? – поинтересовался у педагога Славка Климов, весельчак и хитрован.
– Непременно, во дворе школы отличный плац получится. Мы и в тире постреляем, – подзадорил он еще больше будущих солдат.
– Я вам о победах русского оружия расскажу: о Суворове, Кутузове, маршале Жукове. О Сталинграде, Курске. Вы должны быть всесторонне подготовленными к службе в нашей родной Советской армии, как будущие призывники. Защитники Родины.
Девочки с интересом прислушивались к диалогу мужчин, но звонок на урок прервал их диспут и военрук удалился, нагруженный плакатами.
Урок труда был менее увлекательным, зато полезным; девочки под руководством опытной мастерицы стали осваивать азы кройки и шитья, увлекшись настолько, что позабыли обо всем на свете, рассматривая образцы одежды и усваивая все необходимые навыки в работе.
Мальчишкам в производственном цехе было сложнее; посматривая на верстаки с инструментами, станки, они стояли перед мастером в ожидании заказов – что же на сегодня придумал для них этот неугомонный трудоголик в синем рабочем халате?
– Сегодня мы займемся столярным мастерством. Есть умельцы?
– У меня дед столяром был, – выступил вперед Ванька.
– Вот и чудно. Посмотрим, чему ты у него научился, – оживился мастер, подводя ребят к заготовкам на верстаках. – Разбирайте инструменты, бруски, вот вам чертеж на изготовление табурета, и за дело.
Вначале дело не клеилось, но мастер показывал, подсказывал, и вскоре ребята так увлеклись, что спустя некоторое время вместо брусков и дощечек в их руках были почти готовые табуретки…
Ванька забил последний гвоздь и, отложив молоток в сторонку, попробовал свое изделие на прочность: табурет стоял не шатаясь.
– Федор Мокеич, готово! – объявил он первым.
Мастер подошел и придирчиво осмотрел работу своего подопечного. Изъянов почти не было, и он одобрительно похлопал Ваньку по плечу:
– Неплохо для начала. Выйдет из тебя столяр, школа чувствуется.
– Я тоже сделал, посмотрите у меня, – подскочил к мастеру Васька.
Ребята обступили мастера и он начал оценивать их труды, пряча улыбку в усы, дабы не обидеть расстаравшихся работников…
– Наш Ваня на демонстрацию собирается, и мы с тобой пойдем, будем ему флажками махать, – успокоила собравшегося, было, заплакать Вовку мать, продолжая гладить утюгом белую рубашку.
Ванька чистил ботинки, прислушиваясь к их разговору. На душе у него было празднично и светло. Он взял брюки и подошел к столу:
– Мам, брюки я сам поглажу, – он взял поданный матерью утюг и начал старательно гладить брючины через мокрую марлю, так, чтобы была четкая стрелка.
– Наряжаться ты научился, как я погляжу, а вот в дневнике троек полно. Когда исправлять думаешь? – мать была, как всегда, в своем репертуаре, даже на праздник. Но Ванькино праздничное настроение незыблемо на сей раз, как никогда.
Он встал перед зеркалом и причесал свой кок; в новом темно-сером пиджаке, белой рубашке и брюках со стрелками, начищенных ботинках – Ванька выглядел почти как взрослый, и мать с Вовкой невольно залюбовались им.
Поправив, театральным жестом, воображаемый галстук на рубашке, Ванька напыжился и нарочито важно прошествовал к выходу из комнаты, сопровождаемый смехом развеселившихся от его яркого представления родственников.
Вся школа № 10 собралась во дворе; классы построились в колонну, ученикам раздали бумажные цветы, транспаранты. Ваньке достался большой красный флаг, и одноклассники подшучивали над ним. Но такого шутника, как Симак, больше не было, и шутки получались бледными.
Вот ворота школьного двора распахнулись, и классы стройными рядами потянулись на улицу.
Девчонки шли с букетами бумажных цветов в руках, за ними – мальчишки: Борька Зубаренко нес портрет Ленина, Ваське достался портрет Гагарина, а впереди класса с флагом в руках шествовал Ванька.
Красное полотнище развевалось под порывами весеннего ветра и знаменосцу приходилось нелегко, но он не сдавался…
Колонна школьников во главе с учителями довольно быстро миновала Стрелецкую улицу и вышла на Старо-Базарную площадь, где уже собрались представители заводов, фабрик, учреждений города.
Грянул духовой оркестр, впереди колонн, и шествие началось: множество цветов, транспарантов, флагов и флажков, веселые и счастливые лица демонстрантов, идущих стройными рядами.
Ванька тоже воодушевился и флаг в его руках уже не казался ему таким тяжелым, как в начале пути.
Впереди показался горсад, у ворот которого, на выстроенной к празднику трибуне стояло начальство и общественность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Как провожают пароходы…"
Книги похожие на "Как провожают пароходы…" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Шмагин - Как провожают пароходы…"
Отзывы читателей о книге "Как провожают пароходы…", комментарии и мнения людей о произведении.