Ольга Козарезова - Таинство Слова и Образ Троицы. Бословие исихазма в христианском искусстве

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Таинство Слова и Образ Троицы. Бословие исихазма в христианском искусстве"
Описание и краткое содержание "Таинство Слова и Образ Троицы. Бословие исихазма в христианском искусстве" читать бесплатно онлайн.
В монографии рассматривается догматический аспект иконографии Троицы, Христа-Спасителя. Раскрывается символика православного храма, показывается тесная связь православной иконы с мистикой исихазма. Книга адресована педагогам, религиоведам, искусствоведам, студентам-историкам, культурологам, филологам.
Но какими бы не были типы изображения Иисуса Христа, все они свидетельствуют о Воплощении Сына Божия. Через икону Иисуса Христа раскрывается догмат Никейского и Халкидонского Соборов. Об этом говорят слова Соборного Постановления II Никейского Собора, утвердившего иконопочитание: «Чем чаще мы взираем на них (Христа, Пресвятую Деву, Святых ангелов) чрез иконы, тем более они через зрение образов напоминают нам о первообразах и учат любить их, и прикладываться к ним, и почитать их, но не в поклонении, но тем же видом, как мы почитаем честной и животворящий крест, священное Евангелие и прочие священные предметы… Ибо честь, воздаваемая иконе, восходит к первообразу. Стало быть, кто почитает икону, почитает Лицо, изображенного на Ней»[59].
4. Иконография и символика православного храма
Как было сказано выше, православный храм, его архитектура и символика неразрывно связаны с христианской догматикой. Так, еще Е. Н. Трубецкой отмечал, опираясь на христологию Максима исповедника, что храм есть символ грядущего соборного человечества: «В том господстве архитектурных линий над человеческим обликом выражается подчинение человека идее собора, преобладания вселенского над индивидуальным. Здесь человек перестает быть самодовлеющей личностью и подчиняется общей архитектуре целого»[60]. В этом отношении, храм представляет собой единство – собор всей твари, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание. К этому утраченному единству и стремится человечество, – входя в храм Божий, мы как бы входим в чертог небесного Отца, объемлющего весь мир Своей безграничной любовью. Здесь нам приоткрывается Его невидимая красота, просвечивающая сквозь тонкую завесу тварного мира…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Н. Чернышев. Некоторые вопросы нынешнего иконопочитания и иконописания // Проблемы современной церковной живописи. – М., 1997. – С. 34.
2
П. А. Флоренский. Собр. соч. в 2 т. – Т. 1. – Париж, 1985. – С. 57.
3
И. Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М., 2002. – Гл. 2. -С. 38.
4
Там же. С. 40.
5
Симеон Новый Богослов. Гимны. – М., 2012. – С. 38.
6
И. Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М., 2002. – С. 48.
7
Г. Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. – М., 1995. -С. 67.
8
Там же. – С. 69.
9
Там же. – С. 70.
10
О. Клеман. Беседы с патриархом Афинагором. – Брюссель, 1993. -С. 351.
11
Языкова И. К. Богословие иконы. – М., 1995. – С. 3.
12
О. Павел Флоренский. Собр. соч. в 4 т. – Т. 2, – М., 1991. – С. 446.
13
Шенборн К. Икона Христа. – Милан – Москва, 2000. – С. 10.
14
Православная икона. Канон и стиль. – М., 1998. – С. 97.
15
Там же. – С. 97.
16
Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. – М., 1998. – С. 43.
17
О. Павел Флоренский. Храмовое действо как синтез искусств // О. Павел Флоренский. Собр. соч. в 2 т. – Т. 2. – М., 1991. – С. 67.
18
Языкова И.К. Богословие иконы. – М., 1995. – С. 17.
19
Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. – СПб., 1997. -С. 4.
20
Шенборн К. Икона Христа. – Милан – Москва, 2000. – С. 199.
21
Там же. – С. 199.
22
Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. – СПб., 1997. -С. 33.
23
Шенборн К. Икона Христа. – С. 218.
24
См. О. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. – М., 1995.
25
Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. – СПб., 1997. -С. 63.
26
Шенборн К. Икона Христа. – Милан – Москва, 2000. – С. 215.
27
Арх. Рафаил. – С. 35.
28
Православная икона. Канон и стиль. – М., 1998. – С. 247.
29
Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. – СПб., 1997. -С. 59.
30
Там же. – С. 35.
31
Преп. Федор Студит. Большое огласительное слово. – М., 2007. – С. 248.
32
Шенборн К. Икона Христа. – Милан – Москва, 2000. – С. 247.
33
Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. – М., 1994. – С. 31.
34
Языкова И. К. Богословие иконы. – М., 1995. – С. 33.
35
Клеман О. Истоки. – М., 1994. – С. 77.
36
О. Павел Флоренский. Собр. соч. в 2 т. – Т. 2. – М., 1990. – С. 287.
37
Арсеньев В. О церковном иконописании // Философия русского религиозного искусства. – М., 199. – С. 141.
38
Таково мнение известного искусствоведа Лазарева. (см. Лазарев В. Н. Византийская живопись. – Л., 1964).
39
Языкова И. К. Богословие иконы. – М., 1995. – С. 26.
40
Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. – СПб., 1997. -С. 16.
41
Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. – СПб., 1997. – С. 17.
42
Языкова И. К. Богословие иконы. – М., 1995. – С. 27.
43
Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. – СПб., 1997. -С. 33.
44
См. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. – М., 1993., И. К. Языкова. Богословие иконы. – М., 1995.
45
Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. – М., 1994. – С. 71.
46
Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. – СПб., 1997. – С. 42.
47
Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. – СПб., 1997. -С. 42.
48
Там же. – С. 42.
49
Языкова И. К. Богословие иконы. – М., 1995. – С. 32.
50
Данте Алигьери. Божественная комедия. – М., 1993. – С. 134.
51
Языкова И. К. Богословие иконы. – М., 1995. – С. 95.
52
О. Павел Флоренский. Иконостас. – М., 1994. – С. 125.
53
Там же. – С. 124.
54
Там же. – С. 124.
55
О. Павел Флоренский. Иконостас. – М., 1994. – С. 137.
56
Шенборн К. Икона Христа. Милан – Москва, 2000. – С. 170.
57
Успенский Л. Нерукотворный образ Спасителя // Православная икона. Канон и стиль. – М., 1998.. – С. 312.
58
Православная икона. Канон и стиль. – М., 1998.. – С. 316.
59
Цит. по Шенборн К. Икона Христа. – М., 2000. – С. 180.
60
Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. – Париж, 1965. – С. 34.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Таинство Слова и Образ Троицы. Бословие исихазма в христианском искусстве"
Книги похожие на "Таинство Слова и Образ Троицы. Бословие исихазма в христианском искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Козарезова - Таинство Слова и Образ Троицы. Бословие исихазма в христианском искусстве"
Отзывы читателей о книге "Таинство Слова и Образ Троицы. Бословие исихазма в христианском искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.