Георгий Бежанидзе - Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I"
Описание и краткое содержание "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I" читать бесплатно онлайн.
Личность и деятельность святителя Филарета (Дроздова,1782–1867), митрополита Московского и Коломенского, давно стали объектом внимания и изучения историков, богословов и филологов. «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)»– это поденная хроника, выстроенная по годам и месяцам, свод фактов, имеющих отношение к жизни и деятельности святителя Филарета. В Летопись включены те церковные, государственные, политические и литературные события, которые не могли не оказаться в поле внимания митрополита Филарета, а также цитаты из его писем, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников. Том I охватывает период с 1782 по 1825 г.
Данное издание рассчитано на специалистов по истории России и Русской Церкви, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.
9 апреля. Пасха Христова.
• Письмо родителям: «Я просил совета и наставления: Вы обещаете и денег. Сего уже слишком много: а Вы еще оговариваетесь. Искренно говорю Вам: с горестию сношу я мысль, что до сих пор не мог оставить Вас в покое от подобных случаев. Но что делать! Иногда и старания не помогают. Первая часть науки жить в свете есть наука быть более или менее – хамелеоном» (Письма. 1882. С. 66. № 61).
7 июня. Письмо отцу: «Я получил Ваш подарок. Жалею, что не могу ничем более доказать Вам благодарность мою, как только признательными словами… Я не распространяюсь много: ибо хочу не украсить и увеличить блистательною внешностью, но открыть только мои чувствования, дабы сердце и чувствовало, что сердцем писано… Теперь шум собирающейся ярмарки начинает беспокоить. Везде встречаются люди различного состояния, различных городов в различном платье. Скоро и обитель сделается рынком» (Письма. 1882. С. 68. № 63).
4 июля. Письмо отцу: «Известия о конюшнях и полке для меня интересны: Вы, может быть, станете сему смеяться; и я смеюсь также; однако ж это с некоторой стороны справедливо» (Письма. 1882. С. 67. № 62).
6 сентября. Письмо отцу: «Я не хочу опустить случая писать к Вам, хотя и не имею, что писать кроме некоторых здешних новостей, мало, может быть, для Вас любопытных… Погода здесь и ныне еще не постоянная. Я желаю Вам ясных и тихих дней» (Письма. 1882. С. 69. № 64).
18 октября. Письмо отцу: «Я провел теперь около двух часов с Евстратом Ефимовичем[38]. Посещению его я обязан известием о Вас, и некоторыми Вашего места мелкими новостями. Я с удовольствием слушаю и мелочи, когда они хотя местом с Вами связаны» (Письма. 1882. С. 69. № 65).
20 октября. Письмо священнику Григорию Григорьевичу Пономареву: «Утешать ли мне тебя или плакать с тобою?.. Но позволь мне сказать тебе в духе пророка: твои слезы надобны для твоих радостей, твои несчастья для твоего же счастья… Пусть я исключен буду вечно из числа сынов Отца Небесного, если я иначе думаю о Его провидении… Ты, может быть, и не представляешь, что тот, кто предлагает тебе сии утешения, воздыхает сам о днях, которые ему с тобою не казались совершено счастливыми, но которые теперь он считает лучшими в своей жизни» (ТулЕВ. 1907. № 43. С. 689).
1 декабря. Письмо отцу: «После небольшой простуды ко мне привязывалась горячка: к счастью, пост и пот, при помощи некоторых лекарств, которые, не прибегая к аптеке, мог я прописать самому себе в болезни мною довольно испытанной, в течение одной недели возвратили мне здоровье… Что говорят у Вас о войне? Здесь уверяют, что наши войска выиграли баталию: с другой стороны слух носится, будто Наполеон в первых числах ноября вступил в Вену. Если сие последнее известие справедливо, то что будет несчастней Германии от такого человека, который обыкновенно подает оливу одною, а другою рукою вонзает меч? Желаю Вам мира и спокойствия» (Письма. 1882. С. 70. № 66).
*Присоединение к России Карабахского и Ширванского ханств.
* Выход в свет «Краткой Российской церковной истории» митрополита Платона (Левшина) и первого тома «Истории Государства российского» Н. М. Карамзина.
* Основание университета в Харькове.
1805–1807. Участие России в союзе с Англией, Австрией и Пруссией в войне против Франции.
1806
7 января. Письмо отцу: «Ваши ко мне милости столь велики, что я боюсь, дабы они не были для Вас тягостны. Прошу Вас умерить свою щедрость. Сожалею вместе с Вами о том, что не мог с Вами видеться. Многое бы надобно с Вами говорить и просить Ваших советов. Обстоятельства принудили все отложить до времени… С горечью прочитал я печальные Ваши новости. Ежели Вы от меня ожидали утешительных известий, то уведомляю Вас, что с Нового года к моему жалованью милостивейше прибавлено двадцать рублей» (Письма. 1882. С. 72. № 67).
12 января. Произнесение слова в день освобождения Лавры от нашествия врагов: «Бог столько ж есть Творец собраннаго воедино и приявшаго политическое образование, сколько нравственнаго и естественнаго мира. От одной и той же мудрости, которая вдунула в перстный истукан дыхание жизни, исходит дух благоустройства одушевить колоссальное тело государства. То же могущество, которое водит звезды в кругах, им предписанных, возводит царей на высоту славы и величия. Один Промысл назирает червей, пресмыкающихся во прахе, и бдит над движениями волнующихся народов. Благость, дающая пищу всякой плоти, питает и возращает их миром и тишиною. Весы нелицеприятнаго правосудия, на коих определяется истинная цена мыслей и деяний человеческих, не отягчаются извешивать царства и империи. Благо добрым, зло злым: сей вечный закон неизгладимо написан в книге совести нашей и во внутреннем составе всех обществ. Его влияние не менее простирается на всех вообще, как и на каждаго в особенности… Напрасно говорят, что тело общества подвержено такому же разрушению, как тело животных; что падение государств есть только следствие состава их. Можно, без дерзновеннаго присвоения высокаго дара пророчества, сказать с Пророком каждому Иерусалиму, оставившему Бога своего: накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя (Иер. 2:19). Для совершения сего предсказания не всегда требуется сверхъестественная месть; стрелы нечестия, пущенныя на небо, медленно или скоро собственною тяжестию низвергаются поразить развращенных народов. Религия в обществе есть пружина, по ослаблении коей все действия махины приходят час от часу в больший безпорядок. По испровержении сего оплота поток беззакония не находит никакой преграды и всюду разносит бедствия и опустошения» (Сочинения. Т. 1. С. 118–120).
Февраль. Митрополит Платон предложил Василию Дроздову избрать иноческий путь.
16 февраля. Письмо отцу: «…Подарок получен по случаю проповеди, которая, неизвестно почему, была потребована и принята благосклонно. Обстоятельство, в котором нужен Ваш совет, есть то, что мне советуют избрать такой род жизни, в котором были бы единственным предметом науки… Из предыдущего Вы можете видеть, от кого это исходит» (Письма. 1882. С. 73. № 68).
23 марта. Письмо отцу: «Как Вы обманули мое ожидание! У кого же просить совета, когда Отец отказывает в нем? Если бы какой сын сказал мне: «Мой отец не хочет дать мне нужных для меня наставлений, и, несмотря на повторяемые просьбы, оставляет меня самому себе»: – Я бы ответствовал: «Ты жалок, друг мой! Конечно, твой отец почитает тебя недостойным своих попечений и своей доверенности». – Боже мой! Должен ли я сказать это самому себе! … «Все зависит от способностей и склонностей каждого; их можно знать самому». – Дай Бог, чтобы никто не ошибался в сем познании. Но человеческий глаз так же худо иногда видит слишком близкое, как слишком отдаленное… Много мог бы еще сказать я в ответ на Ваше письмо; если бы мог все поверить этой бумаге. Позвольте, однако, мне надеяться, что Вы без дальнейших убеждений согласитесь открыть мне свои мысли. Тогда и Вы узнаете мои, и будете судить их» (Письма. 1882. С. 73. № 69).
30 марта. Великий Пяток. Слово, говоренное в Лавре: «Совершишася (Ин. 19:30)! возопил Иисус на кресте, и возопил гласом велиим, дабы он услышался в небесных и земных и преисподних; – гласом, который расторгнул церковную завесу, чтобы показать прехождение законной сени; – гласом, который потряс землю и прошел в сердца гор каменных, дабы в то же самое время проникнуть и – ежели сие возможно, всемогуществу – смягчить каменное сердце ожесточеннаго народа» (Сочинения. Т. 1. С. 121).
1 апреля. Пасха Христова.
11 мая. Письмо отцу: «Что значит Ваше молчание? Получили ли Вы письмо мое в Неделю Пасхи? Или мои простые и откровенные изъяснения Вас огорчили? – Напрасно несколько недель повторял я сам с собой сии вопросы; одно избавьте меня от беспокойной неизвестности… Здешние мои обстоятельства, кажется, не должны бы меня беспокоить. Даже, может быть, они возбуждают и зависть. Его Высокопреосвященство читал другую мою проповедь, говоренную по особенному его назначению в великий Пяток, и удостоил ее одобрения. Между прочим, сказал, что желал бы сделать меня проповедником, и что он слышал и о Вашем согласии в рассуждении меня. Тогда же получил я от него в подарок два гранатовых яблока. – Здесь удивительнее всего то, что он знает, или думает знать Ваши мысли: а сын Ваш не знает их. Но изъясните мне, от чего это происходит, что я теперь менее доволен собою, а более ко всему холоден, нежели когда-нибудь? – Я похож на такого человека, который стоит в глубокую ночь на пустой дороге, не хочет ни быть на одном месте, ни подвинуться впереди, и при слабом свете звезд размышляет о темноте; который, однако, желает лучше ночевать с людьми в доме, нежели в лесу один или со зверями…» (Письма. 1882. С. 75. № 70).
10 июня(?). Письмо отцу: «Вы не находите в моих мыслях точных мыслей: но я сказал Вам, что и в голове моей нет их. Если бы я имел решительное намерение, Вы бы уже знали его. То, что я вижу и знаю, и к чему наклоняют меня, не довольно мне нравится. Другое противное сему не довольно мне известно. В одном из Ваших писем Вы различаете заботы об одном себе и заботы о многих. Сравнение, по-видимому, ясно, и перевес виден. Но для чего ни слова не сказали Вы о утешениях одного и утешениях многих? Я почитаю нужным сие к совершенному сравнению, и желал бы знать Ваше мнение… Я знаю, что состояние не дает пороков: только мне кажется, что они указывают иногда на неудовольствия, сопряженные с состоянием. Я бы описал Вам и сии неудовольствия, сколько замечал их: но я и так уже написал то, о чем бы только говорить должно было» (Письма. 1882. С. 76. № 71).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I"
Книги похожие на "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Бежанидзе - Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I"
Отзывы читателей о книге "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I", комментарии и мнения людей о произведении.