Коллектив авторов - Москва. История районов

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Москва. История районов"
Описание и краткое содержание "Москва. История районов" читать бесплатно онлайн.
За века своего существования Москва поглотила несколько сот деревень, сел и даже небольших городов, вошедших в современные ее границы. Ныне на их месте стоят новые московские кварталы, а о существовании прежних населенных пунктов напоминают лишь названия отдельных районов, улиц и площадей. В данной книге читатель сможет найти интересующие его подробности по истории каждого административного округа, каждого района столицы, наглядно представить себе древнюю географию современной Москвы.
Извозничья биржа. Литография А. О. Орловского. Начало XIX в.
За пределами Земляного города в XVII в. тянулись пригородные слободы. Одной из них была Тверская ямская слобода. Ее возникновение относится ко второй половине XVI в., когда за пределами Деревянного города, у его Тверских ворот, была поселена целая слобода ямщиков, главной повинностью которых было обслуживание дороги, соединяющей Москву с Тверью и Новгородом. С течением времени слобода все более и более увеличивалась в своих размерах: если в 1638 г. в ней насчитывалось 65 дворов, то в 1652 г. – 96, а в 1686 г. – уже 107. Поселение здесь формировалось вдоль главной дороги длинными параллельными порядками домов. Эти улицы получили названия Тверских-Ямских под разными номерами. И хотя со временем город все более и более надвигался на слободу, захватывая под застройку все новые и новые участки, слободской характер жизни здесь сохранялся очень долго – даже после того, как Камер-Коллежский вал очертил новые границы Москвы. И лишь только после пожара 1812 г., когда этот район сгорел полностью, эти места превратились в обычную часть города.
Храм Спаса Преображения на Песках в Каретном ряду
Происхождение названия местности, расположенной между семейством Тверских-Ямских и Новослободской улицей – Миусы, имеет много толкований, но все они недостаточно достоверны. Единственное, что нам точно известно, – впервые это название появляется лишь в XVIII в. После прокладки Камер-Коллежского вала эти места оказались в черте Москвы, но долгое время не застраивались и служили для выпаса скота и пашни. Застройка началась здесь лишь во второй половине XIX в. Со временем тут образовалась большая площадь с лавками, торгующими лесными строительными материалами. Середину ее занимала огромная глубокая лужа, под стать знаменитой миргородской, прославленной Н. В. Гоголем, в которой также застревали экипажи. В конце XIX в. городская управа решила отдать часть здешней территории под устройство Миусского парка конно-железных дорог. Это обстоятельство позволяет нам рассказать об истории общественного транспорта в столице.
Здание бывшего Миусского парка конно-железных дорог
Расширение территории Москвы со всей остротой поставило перед городскими властями проблему необходимости создания общественного транспорта. Первым его видом стали так называемые «линейки», учрежденные в сентябре 1847 г. Это название произошло от того, что они представляли собой летние и зимние экипажи для 6–10 пассажиров с сиденьями по бокам. Пассажиры сидели в них лицом к тротуару, размещаясь как бы «по линейке». Официально же зимние экипажи назывались «общественными санями». Экипажи были крытыми, и в каждый из них запрягались 2–3 лошади. «Линейки» курсировали от центра города до застав, а летом их маршруты продлевались до Останкина, Сокольников, Петровского парка и других мест загородных прогулок москвичей. Первая стоянка «линеек» находилась на Красной площади, а затем была перенесена к Ильинским воротам.
Конка у Рязанского вокзала. 1902 г.
Но уже сравнительно скоро возник вопрос о замене «линеек» новым, более удобным видом общественного транспорта. Им стала конка, или конно-железная городская дорога. И хотя предложение о строительстве линии конки обсуждалось на заседании Городской думы еще в 1863 г., фактически конка появилась в Москве в 1872 г. к открытию Политехнической выставки. Первая линия была проложена от Брестского вокзала до Воскресенских ворот на Красной площади. Тогда же началось и строительство Миусского парка, который открылся в августе 1874 г.
Вагон конно-железной дороги
Успех нового начинания среди москвичей был очевиден. В 1875 г. создается «Первое общество конно-железных дорог в Москве», а в 1885 г. организована бельгийская компания «Главное общество конно-железных дорог». Эти организации построили линии конки по Бульварному и Садовому кольцу, проложили маршруты от центральной части города к его окраинам – на Воробьевы горы, в Дорогомилово, к Бутыркам. В 1880-х г. она стала основным видом городского транспорта в Москве. В середине 90-х гг. XIX в. конка перевозила в год до 25 млн пассажиров. К 1900 г. сеть конно-железных дорог в городе составила 90 км, а на линиях курсировали 2412 вагонов. Но уже в конце XIX в. конку сменяет трамвай. В связи с этим в начале XX в. меняется и профиль Миусского конного парка. Постройка трамвая первой очереди началась в 1903 г. и продолжалась пять лет. Но уже через год было открыто движение на некоторых участках, которые обслуживал Миусский парк. 22 сентября 1904 г. в парке состоялось открытие городской трамвайной линии – Марьинской (от Сухаревой башни до Марьиной Рощи). Через несколько дней вошла в строй Вокзальная линия (от Тверской заставы до Сухаревки), а еще через месяц – Петровская линия городского трамвая (от Страстной площади до Петровского дворца). Современная Долгоруковская улица, идущая от Садового кольца на север к Дмитровскому шоссе, в старину называлась Новослободской, по бывшей здесь когда-то Новой Дмитровской слободе, образовавшейся неподалеку от старой Дмитровской слободы (последняя находилась в пределах Земляного города). Она была выселком из нее и в обиходной речи часто именовалась просто Новой слободой. На своей главной улице слобожане выстроили церковь Николы Чудотворца, первое упоминание которой относится еще к XVI в., когда она была деревянной. Это обстоятельство заставляет предположить, что здесь были поселены жители удельного Дмитрова, оказавшиеся в Москве в результате «перебора» двора у дмитровских удельных князей. Слобода существовала здесь вплоть до первой половины XVIII в., когда к этому времени оказалась в пределах Камер-Коллежского вала, определившего новую границу Москвы. К этому времени Никольский храм был перестроен в камне. Его строительство затянулось на много лет – его начали в 1672 г., а закончили лишь к 1712 г. Церковь примечательна тем, что именно ее изобразил на своей картине «Боярыня Морозова» В. И. Суриков, живший неподалеку от нее. О названии слободы ныне напоминают лишь Новослободская улица – часть Камер-Коллежского вала, и одноименная станция метро.
По соседству расположились Сущевские улица, вал и переулок, напоминающие о существовании здесь села Сущево, которое впервые упоминается в 1433 г. в духовной грамоте князя Юрия Дмитриевича Галицкого: «А из московских сел даю сыну своему Дмитрею… селце, что у города, Сущевьское…»
Фрагмент картины «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова
Но Дмитрий Юрьевич Шемяка недолго владел этим селом. После его поражения в феодальной войне второй четверти XV в. все его владения были конфискованы великим князем, и в следующий раз Сущево упоминается в завещании 1461 г. Василия Темного, отдавшего его своему сыну Андрею. Центром села являлась деревянная церковь Казанской иконы Божьей матери, документально известная с 1625 г. По некоторым данным, в XVI в. ранее здесь стоял храм Иоанна Предтечи, сгоревший в Смутное время. Новую церковь выстроили в 70 саженях от старого места, уже во имя Николы Чудотворца. В 1682–1685 гг. «тщанием приходских людей» она была перестроена в камне и получила посвящение во имя Казанской иконы Божьей матери. Храм был выстроен с употреблением части могильных плит с погоста древней церкви. В 1930-е гг. он был уничтожен.
Несмотря на то что владения села простирались на довольно значительное расстояние между Дмитровской и Троицкой дорогами, население Сущева было очень невелико: по данным 1632 г., здесь насчитывался всего 21 двор. В этот период старое село фактически уже вошло в состав города и превратилось в Сущевскую слободу. Это обстоятельство привело к довольно быстрому увеличению поселения, и из Сущевской слободы в конце XVII в. выделяется Новая Сущевская слобода. Ее приходским храмом была церковь Тихвинской иконы Божьей Матери, выстроенная купцом Иваном Федоровичем Викторовым в 1694 г. Это позволяет довольно точно локализовать ее место по современным Тихвинской улице и переулку.
Нововоротниковский переулок напоминает о Новых Воротниках – слободе воротников, охранявших многочисленные московские ворота.
На землях села Сущева воротники появляются в 1658 г. В этот период успехи русского оружия в войне с Польшей сменяются неудачами, и московское правительство вынуждено было задуматься укреплением обороны столицы. Очевидно, именно с этой целью и было проведено переселение части воротников ближе к укреплениям Земляного города. На новом месте они к 1672 г. образовали слободу и выстроили Троицкую церковь с приделом Святого Пимена. Тот факт, что здесь до сих пор известен Пименовский тупик, а до 1929 г. Краснопролетарская улица именовалась Пименовской, позволяет довольно точно очертить границы этого поселения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Москва. История районов"
Книги похожие на "Москва. История районов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Москва. История районов"
Отзывы читателей о книге "Москва. История районов", комментарии и мнения людей о произведении.