» » » » Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться


Авторские права

Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться

Здесь можно купить и скачать "Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Куда/чему/зачем пойти учиться
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Куда/чему/зачем пойти учиться"

Описание и краткое содержание "Куда/чему/зачем пойти учиться" читать бесплатно онлайн.



Книга будет полезна родителям взрослеющих детей и самим молодым людям, а также преподавателям и работодателям. Большой социологический материал, изложенный ясно и просто, поможет понять, почему современные молодые люди такие, какие они есть, чего от них ждать, как им помочь, в чем должна заключаться поддержка родителей при выборе человеком профессии и места учебы, как мотивировать молодежь на успешную работу.






Такое знание – актуальное и прогнозное – можно получить только с помощью качественного социологического инструментария. Пакет гипотез для организации исследовательского процесса основывался на следующей посылке. Выбор рода деятельности (профессии), образовательная подготовка к ней, выход на рынок труда и трудоустройство, адаптация в профессиональной среде, – все эти стадии молодой человек проходит при непосредственном и заинтересованном участии нескольких инстанций: семьи и ближайшего окружения; образовательных институтов разного уровня и профиля; корпуса работодателей и иных операторов рынка труда; органов государственного и муниципального управления. Их действия могут быть солидарны или, наоборот, рассогласованы: это зависит от субъективных представлений участников процесса, включая саму молодежь, о том, как ей следует выбирать профессию, готовиться к трудовой деятельности и адаптироваться к ней.

Исходя из стартовой посылки, объектами исследования стали все основные субъекты процесса воспроизводства кадров, так или иначе выполняющие навигационную функцию. Во-первых, это семьи, где детей рожают, растят и воспитывают. Во-вторых, это многочисленные образовательные инстанции: от дошкольных учреждений до вузов – отвечающие за общую и профессиональную подготовку работников. В-третьих, это разнообразные операторы рынка труда: от корпуса работодателей до бирж труда, кадровых агентств и профсоюзов. И, разумеется, в-четвёртых, это сами молодые люди. Поскольку же изучаемый нами процесс превращения детей в работников имеет длительный и многоступенчатый характер, в качестве непосредственных объектов для исследовательских процедур были выделены две целевые группы:

1. Молодежь в стадии активного профессионального самоопределения (16—18 лет)

2. Молодежь в стадии профессиональной социализации (19—24 года)

В качестве объектов второго ряда выступили представители различных социальных и гуманитарных общественных институтов – учреждений культуры, конфессий, гражданских объединений, которые участвуют в процессе воспроизводства трудовой мотивации, трудовых традиций и трудовой этики во всей полноте их местных особенностей, что составляет значимый фон для интересующего нас процесса.

Были поставлены задачи выявить и проанализировать ценности и цели, жизненные модели и сценарии, условия и факторы, на основе которых формируются предпочтения и мотивации молодых, а также их родителей, учителей, работодателей. В дополнение к задачам теоретическим предусматривалась разработка предложений и рекомендаций для построения политики влияния на выбор профессии и модели профессиональной социализации, на формируемую трудовую мотивацию.

При планировании исследовательских работ были учтены принципиальные различия категорий респондентов: как в плане их информированности и компетентности, так и в плане заинтересованности – личной или корпоративной. Поэтому в зависимости от особенностей изучаемых групп респондентов подбирались и методики исследований.

Для работодателей и инвесторов был выбран метод экспертных социологических интервью. В качестве работодателей привлекались либо собственники и менеджеры предприятий, учреждений, компаний, либо руководители их кадровых подразделений. Вместе с ними интервьюировались еще две группы: представители образовательных институтов (среднеобразовательные школы, средние профессиональные учебные заведения, высшие учебные заведения) и операторы рынка труда (органы управления, кадровые агентства, корпоративные объединения, эксперты-консультанты). Некоторые респонденты совмещали заданные для выборки характеристики. Всего было проинтервьюировано, согласно плана, 80 респондентов. Интервьюирование проводилось в декабре 2008 – первой половине января 2009 гг. Велась аудиозапись интервью, в дальнейшем все они были подвергнуты транскрибированию и контент-анализу.



При подходе к изучению представлений учащихся выпускных классов средних школ и их родителей было учтено то обстоятельство, что именно в период проведения наших полевых исследований, за несколько месяцев до окончания школы, семьи старшеклассников живо и заинтересованно обсуждают все вопросы, связанные с предстоящим им их первым жизненным выбором. И было интересно воспользоваться этой ситуацией, чтобы изучить процесс принятия решения в момент кульминации, а не его результаты постфактум. С этой целью была избрана методика фокусных групп с парными аудиториями: для одной сессии рекрутировались старшеклассники, для следующей – их же родители (один из двоих). Такой подход позволил получить содержательные «стереоскопические» данные, отразившие мысли, чувства и намерения обоих основных субъектов, участвующих в самоопределении, но получивших возможность высказаться автономно. При выборке учитывались место жительства (учёбы), пол, уровень образования респондентов. Проводилась видео– и аудиозапись дискуссий, в дальнейшем было осуществлено транскрибирование и контент-анализ текстов. Всего было проведено 30 сессий фокусных групп (соответственно по 15 с детьми и родителями). Фокусные группы были проведены в период с 17.01. по 08.02.2009 г. в нижеуказанных населенных пунктах Нижегородской области.



Наконец, третьей исследовательской процедурой, охватившей последнюю из интересующих нас категорий – учащихся выпускных курсов и выпускников профессиональных учебных заведений – стал анкетный опрос. В данном случае выбор методики был предопределен тремя соображениями: во-первых, в любой комплексной исследовательской программе в принципе необходимо наличие количественных методов, наряду с качественными – для разносторонней проверки гипотез; во-вторых, необходимо было охватить не просто многочисленный, но и довольно разнородный социальный массив; в-третьих, именно в этом пункте наши исследования с неизбежностью перетекали из проблематики профессионального самоопределения в проблематику трудоустройства молодых кадров, их адаптации на рынке труда и в профессиональной среде. При всей взаимосвязанности этих проблемных полей важно было не потерять цели и задачи собственно нашего проекта, что удобней делать в рамках количественного опроса.

Всего было опрошено 1.023 респондентов в г. Нижнем Новгороде. (География исследования была ограничена областным центром, поскольку здесь обучаются и трудоустраиваются далеко не только нижегородцы, но также жители населенных пунктов области и других регионов; Нижний Новгород – центр образовательного пространства и самый емкий рынок труда в регионе.). Полевая часть опроса проводилась 30.01 – 06.02.2009 года. Ниже приведён состав респондентов по учебным заведениям.



В результате проведенных работ сформирован объемный массив данных, отражающих все основные аспекты проблемы профессиональной ориентации молодежи – в обоих вышеуказанных значениях этого термина. Разумеется, исследования, проведённые в масштабах одного региона, хотя бы и такого значительного, как Нижегородская область, не могут претендовать на всеобщность описаний и выводов. Тем не менее, мы уверены, что тенденции и взаимосвязи, зафиксированные нашей исследовательской группой, актуальны для России в целом, пусть и с учетом своеобразия ситуации в каждом регионе.

Представляя результаты наших исследований, следует также напомнить об особенностях периода, когда проводилась полевая часть работ: это первая фаза экономического кризиса 2008—2009гг. Конечно, озабоченность и встревоженность респондентов – и работодателей, и родителей, и представителей системы образования, и самой молодёжи не могли не сказаться на их настроениях и их реакциях в ходе проведения исследовательских процедур. Но – нет худа без добра – по нашим наблюдениям, это только пошло на пользу делу, поскольку слом привычного хода событий обострил внимание людей к различным аспектам целеполагания и планирования жизни, подтолкнул их больше задумываться над вопросами будущего. Что сделало их еще более заинтересованными и осведомленными участниками исследовательского процесса, где по определению требовалось мыслить протяженными временными категориями и серьёзно касаться вопросов жизненных стратегий.

II. Условия успешного профессионального самоопределения

учащихся выпускных классов среднеобразовательных школ

Проанализировав и обобщив точки зрения всех сторон и инстанций, заинтересованных в том, чтобы процесс профессионального самоопределения молодых граждан протекал и завершился успешно, авторы исследований пришли к следующему выводу. Существует пять условий или предпосылок успешного выбора. Под успешностью в данном случае мы понимаем результат, удовлетворительный для всех участвующих в нем субъектов. Собственно, выполнение пяти нижеуказанных условий и есть эффективная профессиональная ориентация.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Куда/чему/зачем пойти учиться"

Книги похожие на "Куда/чему/зачем пойти учиться" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Борисов

Сергей Борисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Борисов - Куда/чему/зачем пойти учиться"

Отзывы читателей о книге "Куда/чему/зачем пойти учиться", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.