Павел Хондзинский - Ныне все мы болеем теологией. Из истории русского богословия предсинодальной эпохи

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Ныне все мы болеем теологией. Из истории русского богословия предсинодальной эпохи"
Описание и краткое содержание "Ныне все мы болеем теологией. Из истории русского богословия предсинодальной эпохи" читать бесплатно онлайн.
Монография посвящена истории русской богословской мысли второй половины XVII – начала XVIII в. На материале эпохи прослеживается вхождение русского богословия в «поле напряжения», заданное парадигмами Нового времени, а также начальная рецепция им идей августинизма, оказавшего впоследствии заметное влияние на внутреннее развитие традиции. В приложениях к основному тексту представлены как давно не переиздававшиеся и малодоступные, так и впервые переведенные автором книги на русский язык тексты, относящиеся к теме исследования.
427
Там же. С. 240–241. (Согласно пророку Даниилу, доказывает он там же, и после гибели антихриста останется еще время на покаяние, см. Дан. 12: 12.)
428
Там же. С. 264.
429
«…Не след убо бежать из городов… И Христу Господу нашему милыпий есть мученик, кровь свою зань изливаяй, неже преподобный в пустыни подвизаяйся» (Там же. С. 268).
430
Там же. С. 269.
431
Димитрий Ростовский, сет. Розыск о раскольнической Брынской вере. С. 272–273.
432
Шляпкин И. А. Святой Димитрий Ростовский и его время. С. 355.
433
«Святая Наталия не излия крове, обаче мученическая титлы и венца не лишися. Едино лице страждет, а оба венчаются. Кая же сего вина?., много убо спострада мученикам, служащи им во узах, и на страдание их смотрящи» (Димитрий Ростовский, сет. Сочинения. Т. 3. С. 173).
434
О школьных источниках богословия свт. Димитрия см.: Янковская Л. А. Литературно-богословское наследие святителя Димитрия Ростовского: восприятие иезуитской науки XVI–XVII вв. М., 1994.
435
Димитрии Ростовский, сет. Сочинения. Т. 1. С. 524–525.
436
«…Юн сый, горя желанием учения» (Терновский Ф. Митрополит Стефан Яворский // ТКДА. 1864. № 1. С. 48).
437
«В львовской и люблинской школах он прослушал философию, в познанской и виленской школах – богословие» (Там же. С. 52).
438
См.: Там же. С. 53, 55.
439
См.: Терновский Ф. Митрополит Стефан Яворский // ТКДА. 1864. № 1. С. 61.
440
Там же. № 3. С. 248.
441
Там же. № 1. С. 62.
442
«От 1700 по 1712 г. Стефан пользовался полною милостию государя и широкими полномочиями в делах церковных; с 1712 г. государь вследствие разных обстоятельств стал охладевать к Стефану, а с 1718 г., т. е. со времени посвящения в епископы Феофана Прокоповича, влияние м. Стефана на дела церкви сделалось почти только номинальным» (Терновский Ф. Митрополит Стефан Яворский //ТКДА. 1864. № 3. С. 254).
443
Терновский Ф. Очерки из истории русской иерархии. Стефан Яворский // Древняя и новая Россия. 1879. Т. 2. С. 311–312.
444
«…Видя невозможность “плыть противу речному устремлению” и для соблюдения мира, Стефан взвел на себя напрасное обвинение в небывалой опрометчивости. На самом деле он внимательно читал сочинения Феофана и отмечал в них то, что, по его мнению, было не согласно с православием. Между рукописями московской духовной академии находятся богословские лекции Феофана Прокоповича (№ 245), добытые откуда-то митрополитом Стефаном и исписанные на полях его собственноручными латинскими замечаниями. Всех замечаний 39. Почти все они (37) направлены против трактата о состоянии человека поврежденного, и в особенности против учения Феофана о грехах смертных и простительных… В одном месте митрополит Стефан делает следующее общее замечание: “Заметь однажды навсегда. Все эти ответы (какие делает Феофан в рассуждении о грехах смертных и простительных) кальвинские, как это видно из книжки под заглавием: Bellarminus enervatus – и в такой степени, что трудно решить, сочинитель ли этого богословия или автор той книги более заражен язвою кальвинскою. О горе!”» (Терновский Ф. Митрополит Стефан Яворский // ТКДА. 1864. № 6. С. 155).
445
Там же. С. 164.
446
«Желая, по выражению манифеста, чтобы всякий русский признавал св. синод “за великое и сильное правительство”, государь счел нужным для достижения этой цели дать в Синоде первенство именно м. Стефану, который долго был местоблюстителем патриаршего престола и пользовался в народе общим уважением» (Там же. С. 167).
447
Стефан (Яворский), митр. Проповеди блаженныя памяти Стефана Яворскаго, преосвященнаго митрополита Рязанского и Муромского… М„1805. Ч. 3. С. 138.
448
Терновский Ф. Митрополит Стефан Яворский // ТКДА. 1864. № 6. С. 186.
449
«И о сем, всемилостивейший государь, прошу всепокорно ваше царское величество, излий высокия всемилостивейшия своя царския щедроты на богомольца вашего, да уволен буду по прежнему вашего величества милостивейшему указу в малороссийские юроды… и да не пресечется душевное мое намерение, о котором всечасно молю Творца и Бога узрети совершенство» (Рункевич С. Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. С. 174), – писал Стефан Петру в 1714 году, не раз еще впоследствии повторяя свою просьбу, но позволение на отъезд в Малороссию так и не получил.
450
См.: Терновский Ф. Московские еретики в царствование Петра I // Православное обозрение. 1863. № 10. С. 314.
451
«Мы очень бы ошиблись, если бы стали считать Тверитинова пропагандистом собственно лютеранства. От лютеранства он заимствовал главным образом неуважение к церковному авторитету и дух критицизма и отрицания, но это отрицание раскрылось в нем применительно к условиям русской церковной жизни, так что учение Тверитинова более похоже на учение старых русских вольнодумцев Башкина и Косого, чем на учение западных реформаторов» (Там же).
452
Стефан (Яворский), митр. Камень веры. Киев, 1730. С. 708.
453
Терновский Ф. Московские еретики в царствование Петра I // Православное обозрение. 1863. № 10. С. 322.
454
Терновский Ф. Митрополит Стефан Яворский // ТКДА 1864. № 3. С. 259.
455
Там же. С. 260.
456
См. выше.
457
В то же время тогда можно думать, что «Камень веры» начал составляться или был задуман еще до истории с Тверитиновым, так как Феофилакт Лопатинекий обратил внимание на «неправомыслие» Феофана по тому же вопросу еще раньше. Это произошло в 1712 году в связи с выходом в свет Феофановой «Книжицы, в нейже о распре апостолов Павла и Варнавы…», а первый донос на Тверитинова митрополит Стефан получил только в апреле 1713 года. Вопрос остается открытым до того момента, как будут обнаружены и изучены рукописи митрополита Стефана, что позволило бы восстановить процесс работы святителя над трудом всей его жизни.
458
Флоровский L, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 89.
459
Он жил в Риме при Иннокентии XII и КлиментеXI (см.: Stupperich Robert. Prokopovic in Rom // Zeitschrift fiir osteuropaische Geschichte. B. Y. S. 337).
460
Stupperich Robert. Prokopovic in Rom. S. 333.
461
«Занимаясь этими сочинениями денно и нощно, он отказывался нередко от пищи и до такой степени превратил их в свою плоть и кровь, что, казалось, овладел их гением» (Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. Сборник статей, читанных в ОРЯС ими. АН. Т. 4. СПб., 1868. С. 6).
462
См.: Stupperich Robert. Prokopovic in Rom. S. 336.
463
Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М., 1989. С. 228–229.
464
«Открытыми глазами юный монах внимательно наблюдал все и прилежно занимался всем, что мог предложить ему Рим его времени. Он изучал римские памятники всех эпох, вбирал в себя впечатления от бесчисленных произведений искусства» (Stupperich Robert. Prokopovic in Rom. S. 337).
465
Cm.: Ibid.
466
Ibid.
467
«Здесь он положил основание знанию реформатского богословия, которое обнаружил в своих Киевских лекциях» (Ibid. S. 338).
468
Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. С. 17.
469
Кажется, он совершенно искренне думал тогда о том, чтобы создать универсальную православную научно-богословскую систему, которая «могла бы конкурировать с католическими суммами и протестантскими системами» (Stupperich R. Feofan Procopovic und seine academische Wirksamkeit // Zeitschrift ftir slavische Phililogie. В. XVII (1940/1941). S. 99).
470
Феофан (Прокопович), арихиеп. Письма // ТКДА. 1865. № 1. С. 148.
471
Феофан (Прокопович), арихиеп. Письма // ТКДА. 1865. № 1. С. 142.
472
Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. С. 38 (предложенные выше одиннадцать тезисов суть явно еретические – лат.).
473
Суд над царевичем Алексием.
474
Феофан (Прокопович), арихиеп. Письма // ТКДА. 1865. № 1. С. 154–157.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ныне все мы болеем теологией. Из истории русского богословия предсинодальной эпохи"
Книги похожие на "Ныне все мы болеем теологией. Из истории русского богословия предсинодальной эпохи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Хондзинский - Ныне все мы болеем теологией. Из истории русского богословия предсинодальной эпохи"
Отзывы читателей о книге "Ныне все мы болеем теологией. Из истории русского богословия предсинодальной эпохи", комментарии и мнения людей о произведении.