» » » » Протоиерей Григорий Дьяченко - Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь)


Авторские права

Протоиерей Григорий Дьяченко - Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь)

Здесь можно купить и скачать "Протоиерей Григорий Дьяченко - Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Благовест»32e5da99-0af4-11e3-99cb-002590591dd6, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Протоиерей Григорий Дьяченко - Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь)
Рейтинг:
Название:
Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-9968-0150-3, 978-5-9968-0154-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь)"

Описание и краткое содержание "Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь)" читать бесплатно онлайн.



В четвертый том «Полного годичного круга кратких поучений», составленных протоиереем Григорием Дьяченко (1850–1903), вошли поучения на все праздники и дни особо чествуемых святых на каждый день с октября по декабрь (включительно). Жизнь святых, несомненно, дает возможность в поучениях преподать все главнейшие истины догматические и нравственные, знание которых, по правилам Церкви, обязательно для каждого христианина. И такое изложение догматико-нравственного учения Православной Церкви дано в поучениях без всякой искусственной натяжки, как прямой и естественный вывод из истории праздников и жизни святых.

Данные проповеди адресованы каждому православному христианину для подражания жизни и добродетелям святых, ибо каждая добродетель, даже взятая в отдельности, есть та тропинка, которая приводит нас на путь, ведущий в Царство Небесное.






При жизни и по смерти преп. Иларион был прославлен от Бога многими чудотворениями.

II. Жизнь преп. Илариона Великого учит нас достигать Царствия Небесного путем великих усилий и трудов. Какова была его жизнь? Она преисполнена была великих и неисчетных подвигов молитвы непрестанной, бдения, пощения, труда телесного, и так же была тесна и узка, как тесна подземная келья, в которой жил он, и узки пути в св. пещерах, где он подвизался. Как совершал он путь свой к Царствию Небесному? С глубоким смирением и самоуничижением, с живым упованием на всесильную благость Божию, и, одушевляемый этим чувством, не поколебался, но мужественно устоял среди всех искушений, каким подвергался он от злых духов и злых человеков, совершал с постоянною и со дня на день возраставшею ревностью и деятельностью. Тако тецыте, да постигнете (1 Кор. 9, 24).

а) Тецыте, – говорит апостол, – да постигнете. Это значит, что Царствие Небесное не дается даром, без труда, без усилия напряженного, без подвига постоянного; не дается тем, кои живут спокойно и почивают в беспечности, или беззаботно стоят на одном месте, даже тем, кои хотя идут, но медленно, а только тем, которые текут, т. е. бегут, гонятся, трудятся, не жалеют сил и подвигов и употребляют все усилия, непрестанно нося в сердце своем заботу о своем спасении.

Тецыте, да постигнете. Почему же это так? Потому что природа наша, в настоящем состоянии своем, неспособна иначе войти в Царствие Небесное. В него не войдет никакой порок, никакая скверна греховная, по слову Божию: но природа наша глубоко проникнута и заражена грехом. Можно ли очистить ее от всех греховных привычек и наклонностей и совершенно совлечься ветхого человека без насилия и труда, когда самые легкие порочные навыки с трудом и болезнью побеждаются? С другой стороны, для получения Царствия Небесного необходимо стяжать всякую правду и святыню, ихже кроме никтоже узрит Господа, по слову апостола (Евр. 12, 14). Но природа наша опять крайне слаба и бессильна к добру и невозможно иначе приучить ее к нему и облечься в человека нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, как только с трудом и усилием напряженным. Кроме того мы еще совне окружены бесчисленными препятствиями на пути к Царствию Небесному. Мир преграждает нам путь своими обольщениями, соблазнами, мнениями, гонениями; диавол силится совратить с него своими кознями и умышлениями, – плоть наша противоборствует духу и влечет человека к земле.

Нужно победить всех этих врагов и, так сказать, пробиться сквозь их, дабы достигнуть небесного отечества: ибо только побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, – говорит Господь Иисус Христос (Откр. 3, 21). Возможно ли и это без труда и подвига? И вот почему еще праведный Иов назвал войною жизнь человека на земле (Иов. 7, 1); Господь Иисус Христос решительно учит, что узкие врата и тесный путь вводят в жизнь вечную, хотя и не многие входят ими, а пространные врата и широкий путь вводят в пагубу (Мф. 7, 13, 14), хотя и многие идут ими; что Царствие Небесное нудится, т. е. силою берется, и только усильные искатели восхищают его (Мф. 11, 12).

б) Вот свойства подвига тех, которые усиленными трудами достигают Царствия Божия.

аа) Во-первых, путь к Царствию Небесному должны мы совершать постоянно с чувствованием глубокого смирения или нищеты духовной. Такового расположения духа необходимо требует самое существо дела. Ибо как потеряно человеком первобытное совершенство в раю? Чрез гордость и надменную мысль быть яко бози. Следовательно, и возвращена может быть эта потеря не иначе, как обратным путем – чрез смирение. Поэтому-то Господь Иисус Христос первый источник блаженства указал именно в нищете духовной: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3). «Питай в себе постоянно то чувство, что ты муравей и червь, – говорит преп. Феогност, – да соделаешься богосозданным человеком… и сколько унизишь себя, столько возвысишься. Если ты, подобно псалмопевцу, почитаешь себя яко ничтоже пред Богом: то из малого делаешься неприметно великим, и в то время, когда думаешь, что не имеешь и не значишь ничего, обогащаешься и деятельностью и ведением достохвальным о Господе».

бб) Но сколько, с одной стороны, необходимо смирение в подвигах на пути к Царствию Небесному, столько же, с другой, необходима и бодрость духа, происходящая от непоколебимой надежды и благодушного упования на Бога. Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань: на Него аз уповаю (Пс. 26, 1, 3). «Должен христианин, – говорит св. Макарий Великий, – иметь по вся дни надежду и радость и упование о будущем царствии и говорить: если ныне я не освободился, завтра освобожуся. А без этого нельзя вытерпеть напастей, ни понести бремени и провождать прискорбное житие; представляемая надежда и радость заставляют человека трудиться, претерпевать напасти и тягость и прискорбную сносить жизнь».

вв) Наконец, путь к Царствию Небесному должно совершать с постоянством и постепенно возрастающею деятельностью.

Для этого непременно требуется, во-первых, начинать не иначе, как с малого, и постепенно восходить к великому, а не наоборот. Почему так? Потому что силы духовные, как и телесные, возрастают не вдруг, а мало-помалу, и преждевременное напряжение их чрез меру может ослабить и истощить их; с другой стороны, пренебреженные малости всегда доводят до великих падений. Желание браться за великое прежде малого св. подвижники называют даже внушением диавола. «У диаволов есть обыкновение, – говорит св. Феодор Едесский, – отклонять нас от добродетелей легких и совместных нам, а влагать нам сильное желание добродетелей трудных и несовместных».

Во-вторых, сделавши шаг к совершенству духовному, т. е. начавши или истреблять в себе какую-либо худую наклонность или приобретать навык к какой-либо добродетели, отнюдь не должно подаваться назад, ни даже останавливаться на одном месте долго. «Душа человеческая, – учит св. Григорий Великий, – в мире сем подобна кораблю, плывущему против стремления волн: на одном месте никак нельзя остановиться, и если она не употребит усилий простираться вперед, то будет увлечена в глубину».

III. Молитвами преп. Илариона да поможет нам Бог идти в Царствие Божие, несмотря на все препятствия к этому. Аминь. (Составлено по «Воскресным чтениям» за 1859 г., № 13).

Поучение 5-е. Преподобный Иларион Великий

(Жизнь есть духовная война)

I. День памяти преп. Илариона Великого, жившего в Палестине в IV веке, всю жизнь боровшегося с врагами нашего спасения – диаволом, плотью и миром – молитвой, словом Божиим, постом и др. подвигами благочестия, невольно напоминает нам, братия, о той часто забываемой нами истине, что жизнь есть духовная война.

Святитель Тихон Задонский так учит об этом: «Жизнь наша есть духовная война с невидимыми духами злобы и со своей плотью».

II. а) «Люты и жестоки враги наши видимые; но еще более люты, еще более жестоки враги невидимые, т. е. демоны. Нет злейшего и хитрейшего врага, как сатана и демоны его; а потому и брань с ними весьма опасна для нас. Когда люди против людей воюют, то иногда и отдых имеют от брани: но сатана и аггелы его злые никогда не спят, но всегда бодрствуют и тщатся нас низложить. Брань, которая между людьми бывает, хотя и продолжается, однако перестанет, и мир заключается: но у христиан непрестанная брань, даже до смерти, против врагов своих, и только смертью кончится».

«Демоны имеют свое оружие, и христиане имеют свое оружие. Демоны борют нас оружием страстей и удов наших; и столько у них оружия, сколько в плоти нашей страстей. А христианское оружие есть слово Божие и молитва. Христианин без молитвы и слова Божия – как воин без меча и ружья. Воины на брани всегда при себе имеют меч и оружие: так и христиане всегда должны быть вооружены духовным мечом глагола Божия и оружием молитвы. Ибо непрестанная у них брань противу врагов своих. Почему поведывается им: непрестанно молитеся» (1 Сол. 5, 17).

«Воины на брани бодрствуют и весьма осторожно поступают ради окружающих врагов: так и христианам на брани своей должно бодрствовать и осторожно поступать всегда; ибо всегда окружают враги их. Посему и сказано: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: емуже противитеся тверди верою (1 Пет. 5, 8–9)».

«На брани имеются начальники и полководцы, которые воинов научают, наставляют и поощряют к доброму подвигу противу врага: так и на брани христианской есть начальники – пастыри и учители, которые христиан вооружают словом Божиим против врага диавола, научают и наставляют, как против его стоять и подвизаться; и никто так врагу сему не досаждает, как пастыри и учители добрые. Посему злобный дух ни на кого не гневается и не свирепеет так много, как на пастырей и учителей. Берегись же, христианин, хотя и всякого человека, а наипаче пастыря и учителя злословить, да не с диаволом едино будешь мудрствовать. Смотри, христианин, злобу, вражду и лютость против тебя врага твоего, и берегись его. Не злато, не сребро и прочее вещество тленное, но вечное и нетленное сокровище, спасение твое усиливается у тебя отнять враг твой. Береги же сие не только паче имения, но и паче живота твоего».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь)"

Книги похожие на "Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Протоиерей Григорий Дьяченко

Протоиерей Григорий Дьяченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Протоиерей Григорий Дьяченко - Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь)"

Отзывы читателей о книге "Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.