Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека"
Описание и краткое содержание "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека" читать бесплатно онлайн.
Представлено комплексное исследование проявления духовно-нравственных ценностей в динамике социокультурного развития Беларуси. Показана специфика социально-нравственных отношений и государственно-конфессиональных взаимодействий. Рассмотрены теоретические и прикладные аспекты духовно-нравственного воспитания как современного социокультурного феномена. Освещаются место и роль национальной культуры в духовном развитии личности, особенности формирования нравственно-правового сознания белорусской молодежи.
Для исследователей, преподавателей, воспитателей, идеологических работников, студентов и всех интересующихся проблемами социокультурного и духовно-нравственного развития человека.
Таким образом, в структуре личностного фактора можно выделить три взаимосвязанных и последовательно возрастающих уровня: 1) социально-объективный, на основе которого формируется «индивидуальная физиономия» исторических событий; 2) субъективно-рациональный, который на основе научно обоснованных знаний предоставляет человеку реальные возможности рациональным путем изменять окружающий мир и себя самого как часть этого мира (сознательное выражение необходимости); 3) нравственно-психологический, где посредством развития самосознания человек открывает в самом себе новые духовные силы, которые становятся внутренним добровольным источником его социальной активности (свободное выражение необходимости). На всех трех уровнях мы можем наблюдать проявление духовно-нравственного потенциала человека. На первом уровне его проявление минимально, детерминировано социально-историческими условиями, на втором уровне диапазон проявления индивидуальной духовной свободы заметно расширяется за счет освоенных научных знаний, на третьем уровне посредством отражения и преобразования индивидуальным самосознанием различных внешних и внутренних социокультурных детерминант открываются реальные возможности для расширения процесса самоидентификации человека, свободного и творческого самовыражения его сущностных сил.
Возрастание меры личностного воздействия на ход истории всецело зависит, во-первых, от развития научного (рационального) освоения мира человеком, во-вторых, от развития процесса его нравственного самосовершенствования. «Великий человек велик не тем, – пишет Плеханов, – что его личные особенности придают индивидуальную физиономию великим историческим событиям, а тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому, что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Он – герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом – все его значение, в этом – вся его сила. Но это – колоссальное значение, страшная сила» [9, с. 333]. Деятельность человека как сознательное и свободное выражение необходимости есть реальное проявление его личностной природы, его духовно-нравственного потенциала.
Плеханов считает, что высшим проявлением личностного начала в истории является деятельность «начинателей», которые «видят дальше других и хотят сильнее других», т. е. не только знают, что и как необходимо делать, но и сами убежденно, уверенно действуют в этом направлении, показывая личный пример другим людям. Далее он называет «великих людей», которые по своим умственным и моральным характеристикам способны решать «великие общественные задачи», т. е. перестройку общественных учреждений в соответствии с изменившимися объективными условиями жизни. А также, по мнению Плеханова, «не для одних только «начинателей», не для одних «великих» людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних… В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою за други своя» [9, с. 334]. Каждый человек, ставя во главу угла высокие нравственные цели, не на словах, а на деле претворяя в своей жизни духовно-нравственные ценности, становится мощной социальной силой, способной изменить мир к лучшему.
Таким образом, каждый человек по-разному может оказывать воздействие на ход социально-исторического процесса. Действие личностного фактора только начинается с невольного участия человека посредством своих индивидуальных особенностей в формировании «индивидуальной физиономии событий», но по мере возрастания его интеллектуального и духовно-нравственного потенциала увеличивается и сила его влияния на жизнь социума, способствуя тем самым последовательному преобразованию стихийного хода истории в процесс сознательной и свободной деятельности личности. Причем следует особо подчеркнуть ту незаметную на первый взгляд, но чрезвычайно важную в практическом отношении роль духовно-нравственного потенциала личности как движущей силы социального развития. Именно духовно-нравственный потенциал является жизненно необходимым источником зарождения и накопления духовных сил личности, своеобразным «аккумулятором» ее духовной энергии.
Анализ проблемы духовно-нравственного потенциала личности как движущей социальной силы необходимо предполагает раскрытие сути такого уникального и сложного социокультурного явления, как мораль.
Мораль (нравственность) является неотъемлемой частью человеческого бытия, раскрывает в различных его проявлениях дихотомию добра и зла, выражается в представлениях о долге и преданности, справедливости и ответственности, чести и достоинстве, счастье и смысле жизни, любви и уважении, в их реальном воплощении в чувствах, взглядах, поступках, жизненной позиции людей, взаимоотношениях между различными социальными субъектами. Нравственность имеет важнейшее социальное значение, которое выражается прежде всего в регуляции и саморегуляции отношений между людьми, формировании и проявлении собственно человеческого в человеке.
Мораль имеет свои специфические черты, выступая в качестве одной из основных внутренних детерминант человеческого поведения на разных уровнях социальной жизни. На общественном уровне, где человек формируется и проявляет себя как представитель различных социальных групп, мораль действует прежде всего в виде такого средства регулирования, как нравы. Нравы представляют собой относительно устойчивую совокупность традиций, обычаев, суждений о должном, норм и оценок поведения, которые сформировались на уровне обыденного сознания и функционируют посредством механизмов общественного мнения, долга и совести. На государственном уровне, где человек формируется и проявляет себя как представитель определенной формы государственности, ее структурных образований, нравственные ценности являются важной составляющей государственной идеологии, находят отражение в юридическом законодательстве, а также могут быть представлены в виде самостоятельных кодексов поведения человека, санкционированных государством. На личностном уровне, где человек развивается и реализует себя как уникальное духовное существо, способное осознанно и по своей воле принимать решения и нести за них персональную ответственность, мораль получает наиболее полное выражение в качестве самостоятельной личной системы жизненных установок и убеждений, своего рода внутреннего морального законодательства.
Вне жизни общества, вне жизни человека мораль как таковая просто не может существовать. Исторически она, с одной стороны, все более усложняется как явление социальной и индивидуальной жизни, с другой, открывает новые возможности для совершенствования человеческих отношений, для преодоления социальных катаклизмов. Однако, сколь бы противоречивым и многоплановым не представлялось нам функционирование морали на уровне индивида или различных социальных групп, в реальной истории весьма отчетливо просматривается возрастание ее роли в жизни человеческого сообщества.
Можно выделить три основных качественных признака морали, позволяющих реально представить ее значение в социальной истории. Во-первых, мораль является необходимым условием существования общества. Это связано прежде всего с функциями регулирования отношений между людьми в тех или иных социальных общностях посредством общепризнанных норм, принципов, правил поведения, а также с функциями воспитания индивидов в соответствующем духе. Определенная совокупность императивов нравственного характера образует своеобразный «каркас», обеспечивающий устойчивость и упорядоченность связей в социальной системе. Во-вторых, мораль является симптомом процесса дестабилизации общественной жизни, т. е. способна зафиксировать и продемонстрировать определенную нестабильность, разбалансированность, появление различного рода деформаций, кризисных явлений в конкретно-исторической системе общественных отношений. О том, что напряженная нравственная ситуация является сигналом социального неблагополучия, убедительно свидетельствуют многочисленные примеры из всемирной истории. В-третьих, мораль является движущей силой социального развития. Это связано прежде всего с такой особенностью морального сознания как способность опережающего отражения перспектив человеческого бытия. Нравственность не только помогает человеку мысленно заглянуть в свое будущее, но и, самое главное, открывает в нем самом внутренние источники стремления и движения к моделируемым общественным и индивидуальным образцам. Данная нереализованная потенция выражается в поиске человеком нравственных идеалов и путей их достижения. А это, в свою очередь, сопряжено с выходом на уровень абсолютных значений, с осмыслением так называемых «высших ценностей», их преломления к данным конкретным обстоятельствам жизни людей. Диалектическая взаимосвязь этих трех составляющих феномена морали позволяет проникнуть в «тайны» функционирования и развития социальной системы в целом, объяснить действие ее внутренних механизмов, обеспечивающих чередование стабильных и кризисных состояний [10, c. 181–185].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека"
Книги похожие на "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека"
Отзывы читателей о книге "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека", комментарии и мнения людей о произведении.