Екатерина Чехордуна - Этнокультурные основы педагогики олонхо
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Этнокультурные основы педагогики олонхо"
Описание и краткое содержание "Этнокультурные основы педагогики олонхо" читать бесплатно онлайн.
В монографии изложены результаты педагогического исследования воспитательного потенциала героического эпоса олонхо, как ресурса сохранения духовно-нравственной самобытности народа, раскрыты практические направления педагогики олонхо как этнокультурной составляющей регионального образования.
Екатерина Чехордуна
Этнокультурные основы педагогики олонхо
© Чехордуна Е.П., 2013
© МЦНИП, 2013
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес
Введение
В начале XXI века идет процесс активного поиска обществом и государством духовно-нравственных ориентиров воспитания и развития современных детей. Современный период в российской истории, в целом, и в образовании, в частности, – это время смены ценностных ориентиров. Данное время отличается нарушением духовного единства общества, изменением жизненных приоритетов молодежи, разрушением ценностей старшего поколения, деформацией традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
На нынешнем, новом этапе развития многонационального российского общества, учитываются следующие факторы воспитания: преемственность эпох в воспитании идеала человека; духовно-нравственные ценности в соответствии с российским законодательством; внутренние и внешние вызовы российскому обществу.
Главной составляющей гражданской идентичности является патриотизм, выражающийся любовью к родине, родному языку, истории своего народа, традициям этноса. Этнокультурная идентичность позволяет индивиду воспринимать и осознавать свою общность с самобытной культурой своего этноса.
В монографии изложены результаты педагогического исследования воспитательного потенциала героического эпоса олонхо, как ресурса сохранения духовно-нравственной самобытности народа, раскрыты практические направления педагогики олонхо как этнокультурной составляющей регионального образования.
1. Дидактические закономерности и принципы использования героического эпоса олонхо в урочной и внеурочной деятельности
По материалам, собранным вице-президентом АПСН и РАО, доктором психологических наук, профессором Д. И. Фельдштейном, за последние годы сильно изменилась сущность самого детства. Ученый-исследователь всерьез беспокоится за будущее детей. Он отмечает: «Необходимость глубокого изучения данной проблемы диктуется и тем, что наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, прогноз, который подкрепляется ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям» [52, с. 6].
К числу негативных влияний он относит следующее: низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, отрыв ребенка от культурных традиций семьи, общества и его истории, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима.
Но, современный гражданин России защищен установленным российским законодательством. Так, в Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной». Среди принципов государственной политики в области образования первостепенным является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [13, с.4].
Исходя из этого, в настоящее время важнейшим является необходимость проведения фундаментальных исследований истоков духовно-нравственного развития и воспитания целого народа, в том числе и этноса.
По определению исследователей, духовность – это «стыд, милосердие, благоговение перед добром» (М. С. Каган) или «принцип саморазвития и самореализации человека» (В. В. Занков). Другая группа исследователей утверждает, что духовность – это «качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию её внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонировать свои отношения с окружающим миром» (Н. Н. Никитина).
Нравственность или мораль – это «совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность» [48, с. 495)].
Нравственность – это индивидуальная духовно-практическая сфера свободного бытия и саморазвития человека, добровольного выбора им поступков в соответствии с целеполаганием по критериям добра, гуманности, совести и личной ответственности.
В современном российском образовании возрождении нравственности и духовности постепенно осознается как наиболее важная и существенная задача. Воспитание ориентируется на обеспечение идеального человека, т. е. идеала, отвечающего требованиям в «конкретно-исторических социокультурных условиях» [21, с.10]. Отсюда вытекают цели и задачи воспитания в современных условиях модернизации российского образования и глобализационных преобразования мировой цивилизации.
Так, основная цель современного образования заключается в обеспечении развития и саморазвития личности каждого ученика, в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих.
Одной из главных целей, безусловно, является раскрытие особенностей социокультурной среды развития детства, выявление тех факторов этой среды, которые активно воздействуют на детей – от социально-культурной ситуации социума в целом до различных макро– и микросред, в которые включен современный ребенок.
Во-вторых, определение оптимальных путей развития ребенка, одновременно ведя и поиск возможностей минимизирования имеющихся отрицательных тенденций.
В-третьих, необходимость исследования не только когнитивного, социального, но и духовного развития детей, имеющих целью раскрытии внутреннего мира растущего человека, его переживаний, стремлений, сомнений, общих и специальных, в том числе и творческих способностей.
В-четвертых, выявление специфики формирования духовно-нравственных потребностей субъектов образовательного процесса, этических установок современного общества.
Федеральный государственный стандарт образования перед обществом ставит основную цель: готовить ребенка к осознанию ответственности за себя и других людей, за безопасность жизни на Земле, стимулируя совершение поступков, достойных человека. А современный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [21, с.11].
Традиционная культура и этнопедагогика, как неотъемлемые части развития общества, играют огромную роль в формировании духовно богатой, творческой, созидающей, успешной личности человека.
Если этнопедагогика способствует приобщению подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям через освоение ими духовного наследия родного народа, а также воспитанию у них нравственно-этических идеалов, то традиционная культура – сохранению устойчивого уклада жизни в обществе. В связи с этим перед научно-педагогическим сообществом определилась задача поиска оптимальных путей, средств и форм воспитания гражданина – носителя этно– и поликультур.
Исходя из этого, следует заметить, что настало время формирования новой гуманистической культуры, в которой каждый этнос (народ) сохранял бы национальную и культурную идентичность и принимал бы определенное участие в общей жизни человечества.
Научное исследование проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение опыта воспитания всегда входило в круг научных интересов исследователей. Издревле считается, что одним из основных факторов народного воспитания является родное слово, материнский язык.
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670) обосновал «материнскую школу», в основу которой заложен опыт семейного воспитания. Он, рассматривая вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве, призывал к универсальному образованию на основе родного, а затем латинского языка. Цель воспитания Я. А. Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.
Основоположник научной педагогики России К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он считал, что художественное слово организует духовную жизнь человека, формирует его внутреннюю культуру.
А. Ф. Хинтибидзе, анализируя гениальное произведение Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а также народные сказки «Цикара», «Горлинка», «Этери» и др., раскрывает народные идеалы и представления об умственном труде, нравственном, эстетическом воспитании молодого поколения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Этнокультурные основы педагогики олонхо"
Книги похожие на "Этнокультурные основы педагогики олонхо" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Екатерина Чехордуна - Этнокультурные основы педагогики олонхо"
Отзывы читателей о книге "Этнокультурные основы педагогики олонхо", комментарии и мнения людей о произведении.