» » » » Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика


Авторские права

Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Рейтинг:
Название:
Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Издательство:
Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-7598-0791-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Описание и краткое содержание "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению практики формирования и реализации политики России в сфере науки до начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Исследование проводилось с учетом актуальных примеров взаимодействия государства и науки за рубежом, что позволило оценить целесообразность их «экспорта» и адаптации к условиям России.

Монография подготовлена по итогам работ, выполненных Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» в рамках Программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики.

Для представителей законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообществ, преподавателей, студентов и аспирантов вузов социально-экономического и гуманитарного профиля, а также российских и зарубежных исследователей.






• С другой стороны, расширяются интеграционные каналы получения и распространения знаний и технологий. В их числе – прямые иностранные инвестиции, международные стратегические альянсы, слияния и поглощения компаний, развитие сектора наукоемких деловых услуг, мобильность инженерных и научных кадров, получение прав на объекты интеллектуальной собственности и др. В итоге сложилось новое сочетание процессов накопления знаний и компетенций и диверсификации и интернационализации фирменной науки. Межфирменная кооперация в сфере науки и инноваций принимает самые разнообразные организационные формы – от всесторонней интеграции до контроля в рамках соглашений, контрактов, сделок; причем многие технологические альянсы между компаниями все чаще имеют межстрановыи характер. [11]

• Концентрация научно-технологической деятельности сочетается с ее децентрализацией на мезо– и микроуровнях. Многие перспективные технологии и наукоемкие сектора требуют «разброса» траекторий исследований, одновременного существования и быстрой смены разнообразных (а иногда и альтернативных) проектов и институтов, способных к продвижению новых подходов. Интернационализация в этом случае имеет совсем иные проявления. Научные подразделения крупных фирм стремятся базироваться в непосредственной близости к исследовательским университетам, центрам превосходства (т. е. в тех регионах, где наблюдается концентрация научного потенциала и высококвалифицированных кадров). С этой точки зрения фирмы становятся не столько многонациональными, сколько «мультилокальными или многополюсными» [Laredo, 2003, р. 4—12].

• Процесс либерализации мировой экономики и торговли (включая высокотехнологичную продукцию, услуги, технологии) сопровождается, как уже отмечалось, проявлениями (и ростом в кризисные периоды) промышленного, технологического и научного протекционизма. Эго формирует особые требования к национальной политике в области внешнеэкономической деятельности, которая должна охватывать весь комплекс вопросов, связанных со стимулированием экспортно ориентированных производств (через различные формы финансирования, кредитования, налогообложения, амортизационной политики, гарантий и т. д.) и собственно экспорта (через кредитование, страхование, квотирование, информационную и представительскую поддержку).

Во-вторых, произошли заметные сдвиги в структуре факторов, традиционно определявших конкурентоспособность стран и их позиции на мировых рынках. В первую очередь имеются в виду:

• относительное снижение значимости фактора дешевизны сырья и рабочей силы;

• усиление роли образования и уровня квалификации работников;

• повышение наукоемкости и инновационной активности всех секторов экономики, в том числе интенсивное распространение высоких технологий в традиционных производствах;

• рост «стоимости эксплуатации» научно-технических достижений, связанной с их доведением до стадии промышленного внедрения и вывода на рынок. Обеспечение конкурентоспособности продуктов и услуг предполагает особое внимание к качеству, дизайну, надежности, экологичности, наличию постпродажных сервисов, адаптивности и т. п., что требует соответствующих инвестиций, причем весьма существенных.

В-третьих, новые закономерности развития мировой экономики, интернационализация сферы ИР ставят перед государствами и их правительствами многочисленные вопросы, связанные с их способностью мобилизовать науку и технологии в интересах активизации инновационных процессов, повышения конкурентоспособности, защиты окружающей среды, обеспечения высокого уровня жизни [An Industrial Competitive Policy for the European Union, 1994; Laredo, 2003; The OECD Innovavation Strategy, 2010]. При усилении взаимосвязи между наукой, технологией и экономическим ростом, распространением знаний, диффузией технологий и усилиями по подъему экономики научная политика любой страны должна обосновывать целесообразность вложений в науку, их направления и масштабы, ограничения по импорту (заимствованию) технологий и т. д. Этот тезис особенно важен для государств, пытающихся улучшить свою конкурентоспособность и конкурентные позиции в условиях, когда отрыв лидеров от остального мира постоянно нарастает.

Итак, современный этап взаимодействия государства и науки характеризуется, в частности, тем, что, хотя взаимозависимость и взаимовлияние научных комплексов различных стран заметно усилились и они стали гораздо менее «национальными», чем 20–30 лет назад, собственно национальная политика по отношению к ним и национальные институты в значительной степени предопределяют состояние этих комплексов и динамику их развития[12].

Более того, если интернационализация науки диктует дополнительные и весьма жесткие требования к содержанию национальной научной политики в части отражения в ней глобальных вызовов, тенденций и ограничений, то использование ее механизмов и инструментов внутри страны, в свою очередь, требует их адекватного конструирования и выбора с учетом особенностей данной страны [Issues Paper, 2008]. Обоснованность и сбалансированность комбинации внешних и внутренних – в указанном выше смысле – требований к формированию и реализации современной национальной научной политики в значительной мере определяют ее действенность и эффективность.

1.2. Цель и ракурс анализа

К началу мирового кризиса 2008–2009 гг. взаимодействие государства и науки характеризовалось безусловным приоритетом этой сферы в национальных системах государственного регулирования практически всех развитых стран. Эго стало закономерным следствием нараставшего в последние десятилетия вклада науки в социально-экономический прогресс, ее превращения в ключевой фактор экономического роста, успеха и процветания. Правда, реализовать новый потенциал науки (т. е. извлекать своего рода «научную ренту» и «трансформировать» ее в инновационное развитие и рост конкурентоспособности) удалось только тем странам, которые создали эффективные механизмы непрерывного воспроизводства и распространения знаний, их коммерциализации, воплощения в инновационные продукты и услуги.

Реализация этого потенциала была обеспечена:

• интенсивным ростом инвестиций в образование, ИР, технологические, организационно-управленческие, маркетинговые, экологические и социальные инновации, эффект которых проявляется не столько в результате непосредственного первоначального их внедрения, сколько за счет последующего широкого распространения и практического применения инновационных продуктов, услуг, технологий;

• формированием и развитием институтов, обеспечивающих эффективное функционирование НИС;

• структурными сдвигами в экономике, связанными, в частности, с опережающей динамикой сектора интеллектуальных услуг и других секторов сферы услуг, а также высокотехнологичных отраслей промышленности; ростом инновационной активности во всех секторах экономики (включая средне-и низкотехнологичные); появлением новых видов экономической деятельности (например, услуги интернет-провайдеров, электронная торговля, производство контента и т. п.).

Условием и стимулом этих и иных трансформаций, во многом обеспечивших в последние десятилетия устойчивость развития стран – традиционных экономических лидеров, их конкурентоспособность и высокий уровень жизни населения, стала, как уже отмечалось, деятельность государства в сфере науки, технологий и инноваций. Это выделило ее среди прочих направлений политики, придало особый статус и приоритет, предопределило необходимость практически непрерывного совершенствования и развития ее моделей и методов, поиска новых инструментов, анализа и учета последствий и эффектов реализации.

Одним из основных индикаторов рейтинга науки и научной политики в системе целей и приоритетов социально-экономического развития страны считается отношение внутренних затрат на ИР к ВВП, причем принимается во внимание не только вариация этого показателя между отдельными странами, но и его динамика. Так, за период с 1995 по 2007 г. в Израиле рассматриваемая величина выросла с 2,62 до 4,65 %, на Тайване – с 1,72 до 2,58 %, в Сингапуре – с 1,15 до 2,31 %. Хотя докризисная динамика данного индикатора и стимулировалась усилением зависимости между вложениями в науку и конкурентоспособностью, ее конкретные параметры определялись теми усилиями, которые предпринимались в тех или иных странах с целью поддержки и развития науки, технологий и инноваций.

Следует подчеркнуть, что в каждой стране проявление связи между расходами на науку и конкурентоспособностью зависит от выполнения целого ряда дополнительных требований и условий: качества институтов государства и рынка, последовательности и системности государственной политики, благоприятности делового климата, состояния и технологического уровня национальной экономики и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Книги похожие на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Китова

Галина Китова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Отзывы читателей о книге "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.