» » » » Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации


Авторские права

Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации

Здесь можно купить и скачать "Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Управление, подбор персонала, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации
Рейтинг:
Название:
Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7598-0987-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Описание и краткое содержание "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" читать бесплатно онлайн.



Представлены организационные основы одной из наиболее динамично развивающихся областей психологии – прикладной психологии в бизнес-организациях. Впервые описано новое направление прикладной психологии, обозначенное как методы и техники процесса фасилитации.

Издание представляет собой хорошо организованную методическую базу для решения консультативных вопросов и тренинговой работы в бизнес-организациях. Это одно из первых учебных пособий, где систематически изложены и подробно описаны весьма востребованные в корпоративных сообществах технологии обучения методам фасилитации больших групп.

Для студентов факультетов психологии, социологии, менеджмента и других гуманитарных специальностей.






Таким образом, в нашем учебном пособии впервые представлено новое направление прикладной психологии. Мы обозначили его как методы и техники процесса фасилитации, где подробно раскрываются требования к личности фасилитатора, рассматриваются ключевые компетенции, а также ценности и этика, которыми обязаны руководствоваться все, кто собрался посвятить себя данной деятельности.

Как и положено в учебной литературе, каждая глава завершается вопросами и заданиями для самостоятельной работы. Предлагается также в помощь студентам довольно обширный библиографический список к каждой части учебного пособия, который поможет разобраться в многочисленных и разнообразных направлениях и тенденциях исследования проблем прикладной психологии в отечественной и зарубежной литературе.

Кроме того, в учебном пособии представлен обширный понятийный аппарат психологических определений и понятий, встречающихся в тексте, в виде глоссария, который поможет студентам в освоении специфической психологической терминологии.

Данное учебное пособие предназначено для студентов психологических отделений университетов, будущих педагогов, социальных работников и рассчитан как на аудиторную работу, осуществляемую под руководством преподавателя, так и на самостоятельную.

Содержание, структура и логика построения учебного материала позволяют использовать издание в качестве основного учебника для студентов колледжей, а также как руководство для преподавателей психологических, социологических и управленческих дисциплин.

Часть первая. Организационные основы прикладной психологии

1 глава. Современные направления и области прикладной психологии

1.1. Основные направления деятельности практического психолога

Практическая психология в нашей стране – сравнительно молодая отрасль психологической науки. Однако она уже положительно зарекомендовала себя и как прикладная отрасль психологии, и как учебная дисциплина в системе подготовки и переподготовки специалистов в области образования, социальной работы, управления и т. д. С одной стороны, развитие практической психологии вызвано многоотраслевым развитием психологической науки, следствием которого явилась дифференциация психологического знания по различным частным отраслям, включая экопсихологию, психофармакологию, геронтопсихологию, акмеологию, психологию управления и ряд других отраслей. С другой стороны, практическая психология является ответом на социальный заказ общества в условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий кризисного и катастрофического характера.

Становление прикладной психологии происходит в тесной взаимосвязи с фундаментальными отраслями психологии, такими как общая, возрастная, социальная психология, педагогическая психология и психология личности, основу которых составляют теоретические принципы и методы психологического познания, закономерности существования и развития психической реальности.

Основная задача прикладной психологии – это не только познание психической реальности, но и выработка средств практической помощи и психологической поддержки личности, испытывающей затруднения в решении жизненных проблем, преодолевающей последствия социальных и природных аномалий и катастроф. Задача состоит и в организации оптимальных условий жизнедеятельности, способствующих наилучшей социальной и психологической адаптации и снятию напряжения и следствий пережитых травмирующих ситуаций, преодолению посттравматических стрессовых нарушений.

Это наиболее общее представление о задачах прикладной психологии поможет нам описать и объект практической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Объектом прикладной психологии является индивид, личность, испытывающая определенные психологические трудности и напряжение в решении конкретных жизненных проблем, переживающая события кризисного или катастрофического характера. Но объект прикладной психологии сегодня – это не только человек во всем многообразии его проблем, но и социальная группа, и даже целая организация, где конфликтные или профессиональные напряжения отрицательно сказываются на функционировании этих социальных сообществ.

Реальным продуктом профессиональной деятельности практического психолога являются обсуждаемые и выработанные совместно с клиентом системы социальных взаимодействий и программы поведения, обеспечивающие оптимальные условия жизнедеятельности и нейтрализующие негативные последствия пережитых жизненных напряжений и проблем в соответствии с возрастными возможностями и индивидуально-личностными особенностями.

Практический психолог ориентирует клиента в его целях, помогает увидеть ситуацию с разных сторон и выбрать оптимальный способ решения проблемы и выхода из травмирующей ситуации. Поиск разрешения конфликтных социальных взаимодействий, а также формы работы с конкретными запросами и составляют основные направления деятельности практического психолога.

Среди направлений деятельности практического психолога, описанных и представленных в разнообразных литературных источниках, целесообразно выделить следующие:

• психодиагностическая работа;

• психологическое консультирование;

• психотерапевтическое воздействие;

• психокоррекционная деятельность;

• психопрофилактическая работа;

• обучающие технологии и тренинги;

• организационное консультирование;

• коучинг.

Психодиагностическая работа. Установление психологического диагноза – одна из задач, стоящих перед практическим психологом. Психологическая диагностика может пониматься в широком и узком смыслах. В широком смысле она сближается с измерением вообще или с психометрикой – наукой об измерении индивидуальных различий и практикой использования психологического знания. В более узком смысле имеется в виду измерение индивидуально-психологических особенностей личности, основу которого составляют классификация и ранжирование людей по психологическим и психофизиологическим признакам [Гуревич и др., 1986]. Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, позволяющих применять современный статистический аппарат, который обеспечивает надежность и достоверность полученных данных.

В психодиагностическом обследовании можно выделить три основных этапа: 1) сбор данных; 2) переработку и интерпретацию данных; 3) вынесение решения (диагноз и прогноз) [Гриншпун, 1994, с. 11]. Диагноз как основная цель психодиагностики может устанавливаться на разных уровнях. Первый уровень — симптоматический, или эмпирический, на этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков). Второй уровень — этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения. Третий, высший уровень — уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека [Бурлачук, Морозов, 1989]. В своей практический работе психолог часто ограничивается диагнозом первого уровня, в основе которого лежит применение того или иного психодиагностического инструмента.

Таким образом, психодиагностическая работа практического психолога предусматривает выбор метода или конкретной методики исследования, которые максимально отвечают целям и задачам исследования.

Другое дело, когда речь идет о диагностике социально-психологической, о диагностике и оценке человеческих ресурсов. В настоящее время в практике психологической оценки человеческих ресурсов можно выделить два подхода – дескриптивный и конструктивный [Жуков, 1994].

Дескриптивный подход опирается на описательные модели, обобщающие прошлый опыт и знания экспертов. Оценка в рамках данного подхода в конечном итоге сводится к обобщенной точке зрения группы экспертов. Дескриптивный подход, в отличие от конструктивного, не требует экспериментального исследования причинно-следственной связи явлений. Достаточно доказать, что в практике оценка данного типа групп или социальных явлений себя оправдала.

Конструктивный подход опирается на модели, разработанные на основе экспериментальных исследований, и на методы, надежность и валидность которых либо совершенно не зависит от квалификации экспертов, либо зависит от нее в меньшей степени, чем в дескриптивном методе. Специфика конструктивного метода заключается в соответствии научно обоснованным конструктам. Наиболее распространенными средствами такой оценки являются стандартизированные психометрические тесты. Конструктивный подход возникает на базе специальных прикладных исследований. Важную роль в его становлении сыграли социально-психологические исследования организационного поведения человека, стиля лидерства, ситуационных характеристик лидерского потенциала [Жуков, Петровская, Соловьева, 1990].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Книги похожие на "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александра Мартынова

Александра Мартынова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Отзывы читателей о книге "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.