» » » Александр Татарко - Методы этнической и кросскультурной психологии


Авторские права

Александр Татарко - Методы этнической и кросскультурной психологии

Здесь можно купить и скачать "Александр Татарко - Методы этнической и кросскультурной психологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Татарко - Методы этнической и кросскультурной психологии
Рейтинг:
Название:
Методы этнической и кросскультурной психологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-7598-0867-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методы этнической и кросскультурной психологии"

Описание и краткое содержание "Методы этнической и кросскультурной психологии" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии «Методы этнической и кросскультурной психологии» представлены как достаточно известные, так и относительно новые исследовательские методики, используемые в данной научной области. Помимо методического инструментария пособие включает описание активных методов повышения этнокультурной компетентности, применяемых, в частности, в тренинге этнокультурной компетентности, программа которого также приводится в этом издании.

Для преподавателей, ведущих практические занятия по этнической и кросскультурной психологии, студентов-психологов, специалистов в области социологии, педагогики, конфликтологии, а также всех, кто интересуется проблематикой этничности и межэтнических отношений.






Александр Николаевич Татарко, Надежда Михайловна Лебедева

Методы этнической и кросскультурной психологии

Рекомендовано редакционно-издательским советом факультета психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»


Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Т.Г. Стефаненко;

доктор исторических наук, профессор, зав. сектором кросскультурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

М.Л. Бутовская

Введение

Инструментарий, используемый в этнической и кросскультурной психологии, является богатым и разнообразным, к тому же в настоящее время существует большое количество различных модификаций одних и тех же методик. Разумеется, данное пособие не включает все существующие на настоящий момент этнопсихологические методики, и их спектр, безусловно, шире. Отбирая то, что, с нашей точки зрения, должно было войти в книгу, мы руководствовались, во-первых, имеющимися у нас данными о валидности, надежности методик, во-вторых, информацией об их популярности за рубежом и в России и, в-третьих, во многом собственным опытом работы с данными методиками.

Если отталкиваться от классификации Д. Кэмпбелла [Кэмпбелл, 1996], то этнопсихологические исследования преимущественно соответствуют доэкспериментальному дизайну. По сути, этнопсихологические исследования, в которых изучаются культурно-психологические особенности одной группы, соответствуют схеме изучения единичного случая, т. е. это тот вариант исследования, который обозначен Д. Кэмпбеллом как доэксперимент. Что может рассматривать в данном случае исследователь? Прежде всего установление характерной частоты встречаемости событий, явлений, объектов. Встречаются ли в выборке люди с определенными личностными особенностями? Каков способ решения различных задач в данной культуре? Как протекают процессы логического мышления у представителей данной культуры? В данном исследовательском дизайне возможны также классификации людей в рамках выборки на какие-либо группы, классы с последующим распространением (при достаточной репрезентативности выборки) полученных результатов на генеральную совокупность. Для доэкспериментального дизайна исследования применительно к этнопсихологии характерны следующие виды гипотез: а) о существовании каких-либо психологических явлений, характеристику представителей определенной этнической группы или культуры; б) о соотношении частот встречаемости объектов (например, людей с определенными характеристиками личности) или явлений

в определенной этнической группе или культуре; в) о классах людей в этнической группе или каких-либо явлений в культуре.

Для проверки гипотез о классах необходимы доказательства репрезентативности выборки, поскольку нужно убедиться в неартефактности полученных данных. Таким образом, для этнопсихологии, в которой изучаются свойства, характеристики, уникальные особенности представителей какой-либо одной этнической группы, в наибольшей степени характерен такой дизайн исследования, как доэксперимент.

Для кросскультурной психологии характерен квазиэкспериментальный дизайн. В кросскультурной психологии, как правило, идет сравнение этнических групп по определенным показателям. Число сравниваемых групп может колебаться от двух и более. В кросскультурных исследованиях гипотезы имплицитно подразумевают причинно-следственные связи между культурой и выявленными межгрупповыми различиями. В данной связи опять особенно остро встает вопрос о сопоставимости сравниваемых выборок. В идеале они должны быть эквивалентны по всем показателям, кроме культуры. В обширных кросскультурных сравнениях, особенно когда сопоставлению подлежат несколько десятков культур (как, например, в исследованиях культур Г. Хофстеда, исследовании ценностей Ш. Шварца или так называемых социальных аксиом М. Бонда и К. Леунга), приходится прилагать большие усилия, чтобы достичь такой эквивалентности, насколько это возможно. Как уже отмечалось, в кросскультурных исследованиях априори предполагается, что фактором, обусловливающим выявленные различия, является культура. Но данное понятие является очень обширным. Поэтому самым интересным и сложным вопросом является вопрос о том, что именно в культуре обусловливает полученные различия.

В большинстве кросскультурных исследований экспериментатор не может управлять культурными факторами[1], поэтому, строго говоря, зависимость между культурой и психологическими особенностями является корреляционной. Соответственно, любое кросскультурное исследование представляет собой квазиэксперимент, если пользоваться классификацией Д. Кэмпбелла.

Проведение сравнительных исследований сопряжено с рядом методологических проблем и трудностей, которые хорошо описаны в учебнике В.Н. Дружинина и в главе, написанной Т.О. Гордеевой в учебнике под редакцией Т.В. Корниловой. Выходные данные обоих источников можно найти в списке рекомендуемой литературы к данному пособию.

В настоящее время на русском языке существует уже немало методических пособий по этнопсихологии. Данное пособие отличается от большинства из них, во-первых, тем, что в нем представлены относительно новые методики кросскультурных исследований, которые ранее на русском языке не публиковались (например, опросник «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга), и, во-вторых, в пособии описывается техника проведения тренинга этнокультурной компетентности и приводится методика оценки его эффективности.

Каждая методика имеет, как правило, обширную теорию, подробно описывать которую не представляется возможным. Поэтому теоретические основания методик в данном пособии описаны весьма схематично. Для более полного знакомства с соответствующими теориями мы можем адресовать читателя к учебнику Н.М. Лебедевой «Введение в этническую и кросскультурную психологию», поскольку данное пособие является частью этого единого учебно-методического комплекса.

Пособие состоит из пяти глав, в которых тематически представлены методики, направленные на изучение определенных этнопсихологических явлений.

В первой главе «Методический инструментарий для исследования этнической идентичности» рассматриваются методики, используемые при изучении различных характеристик этнической идентичности. Дается описание методик, способов обработки результатов и некоторые рекомендации по их интерпретации.

Вторая глава «Методики исследования межэтнических отношений» включает в себя описание методического аппарата, который используется в этнопсихологии при изучении взаимного отношения представителей различных этнических групп, а также таких когнитивно-эмоциональных феноменов взаимоотношений, как этнические стереотипы. В данной главе приводится шкала социальной дистанции Э. Боргардуса и описание ее различных модификаций. Описывается модифицированный семантический дифференциал, используемый в кросскультурных исследованиях и область его применения. Также дается описание наиболее распространенной и относительно простой в обработке методики изучения этнических стереотипов, а именно методики «Приписывание качеств» Д. Каца и К. Брейли.

В третьей главе «Исследование аккультурации» описаны методологические основы изучения аккультурации. Здесь также представлены основные рекомендации по конструированию опросников для изучения аккультурации. В заключение главы дается инструментарий, использованный для исследования аккультурации мигрантов и отношения к ним доминирующих групп (принимающего населения), разработанный под руководством Дж. Берри.

Четвертая глава «Методики измерения культур» содержит описание известных опросников, используемых для изучения культурной вариативности и культурных ценностей. В данной главе представлены такие методы, как «Модуль исследования ценностей» (YSM) Г. Хофстеда, методы измерения ценностей по Ш. Шварцу, методика «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга. Последняя методика публикуется на русском языке впервые.

В пятой главе «Тренинг этнокультурной компетентности и техника оценки его эффективности» приводится программа тренинга межкультурного взаимодействия, разработанная авторами пособия совместно с коллегами из МГУ (Т.Г. Стефаненко) и МосГУ (О.В. Лунева). Тренинг прошел апробацию в школах поликультурных регионов России с 2003 по 2010 г. ив настоящее время успешно используется в практической деятельности психологов учебных заведений, а также других специалистов, работа которых связана с налаживанием межкультурного взаимодействия. Помимо программы даются рекомендации тренеру, а также краткая характеристика авторского опыта по проведению тренинга. В конце главы дается методика оценки его эффективности. Помимо самой методики даются рекомендации по организации исследовательской процедуры оценки эффективности тренинга, описываются возможные источники артефактов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методы этнической и кросскультурной психологии"

Книги похожие на "Методы этнической и кросскультурной психологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Татарко

Александр Татарко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Татарко - Методы этнической и кросскультурной психологии"

Отзывы читателей о книге "Методы этнической и кросскультурной психологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.