Коллектив авторов - Молодые ученые – экономике. Выпуск 9
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Молодые ученые – экономике. Выпуск 9"
Описание и краткое содержание "Молодые ученые – экономике. Выпуск 9" читать бесплатно онлайн.
В ежегодном сборнике научно-исследовательских работ «Молодые ученые – экономике» представлены результаты деятельности научной школы молодых ученых, формируемой в ВНКЦ ЦЭМИ РАН, по итогам прошедших в 2008 году IХ конкурса НИР и научно-практической конференции аспирантов и студентов.
Формирование молодежной научной школы по проблемам исследования региональных экономических и социальных процессов стало возможным благодаря целевой программе Президиума Российской академии наук «Поддержка молодых ученых».
В данном издании представлены исследовательские проекты победителей и лауреатов конкурса научно-исследовательских работ среди молодых ученых и лучшие доклады участников конференции. Все работы отличаются новизной и актуальностью и будут интересны тем, кого волнуют проблемы региональной экономики.
Молодые ученые – экономике
Сборник работ молодежной научной школы
Девятый выпуск
© ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Исследователями не рождаются
Г.В. ЛЕОНИДОВА, заместитель директора – зав. отделом подготовки научных кадров ВНКЦ ЦЭМИ РАН, к.э.н.
Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны и умеют оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствуют этим высоким требованиям сегодня лишь те, кто владеет навыками научного мышления[1].
Как отмечает академик А.Д. Некипелов, «сейчас и в системе образования, и системе академической науки наблюдается очень важная позитивная тенденция – научное исследование становится ведущей составляющей образовательного процесса»[2].
Основная задача Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий при ВНКЦ ЦЭМИ РАН, основанного на объединении образовательного и научного потенциалов академического научного центра РАН и высших учебных заведений, и состоит как раз в создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся, поиске одаренных детей и талантливой молодежи с целью подготовки специалистов с глубокими фундаментальными знаниями, инновационно-ориентированным мышлением.
Проведение конкурсов научно-исследовательских работ – одна из важнейших форм обучения в НОЦ на всех его ступенях от школы до аспирантуры.
Научно-исследовательская работа позволяет выявлять способности обучаемых и часто побуждает к самооткрытию собственных способностей и возможностей и к самореализации личности. Весьма важно, что выработка исследовательской позиции по отношению к миру, к другим, к самому себе происходит во взаимосвязи с условиями развития личности, в ходе осуществления ее деятельности. В решении этой проблемы действенными оказываются такие образовательные технологии, как исследовательские практикумы, эвристические системы занятий, творческие «погружения», диалоговые методы, ситуации выбора, моделирование реальной действительности.
Конкретными формами использования этих технологий в НОЦ являются конкурсы научно-исследовательских работ, научно-практические конференции, научные семинары.
В НОЦ созданы условия для эффективного включения молодых ученых в научную деятельность во время обучения в аспирантуре. Аспиранты и молодые специалисты ведут исследования в рамках плана научно-исследовательских работ ВНКЦ ЦЭМИ РАН, являясь соисполнителями разделов либо ответственными исполнителями, участвуют в выполнении работ по грантам и хозяйственным договорам. Тематика диссертационных исследований аспирантов и соискателей, как правило, близка к тематике плана НИР, что способствует более глубокой проработке исследуемых проблем.
Молодые специалисты участвуют не только в научном, но и в образовательном процессе (чтение лекций, семинарские и практические занятия). Подобная практика позволяет им углублять и систематизировать свои знания, приобретать опыт публичных выступлений и работы с аудиторией, навыки, необходимые для высококвалифицированных специалистов сферы науки и образования.
Среди научной молодежи в ВНКЦ ЦЭМИ РАН ежегодно организуются конкурсы научно-исследовательских работ, их результаты обсуждаются на научно-практической конференции «Молодые ученые – экономике региона». В декабре 2008 года состоялась уже 11-я по счету конференция, на которой было представлено более 25 докладов. Лучшие из них опубликованы в этом сборнике.
Еще большее значение имеет развитие исследовательской деятельности в студенческой среде. Как правило, молодые люди, получающие высшее образование, стремятся реализовывать свои таланты, ищут способы приложения сил и способностей. Задача Научно-образовательного центра – предоставить студентам возможность самореализации. В то же время научное исследование учит молодых людей понимать важность и ценность служения обществу, гражданской ответственности и этики. Студенты НОЦ вовлекаются в научную деятельность и через непосредственную работу в научных подразделениях ВНКЦ ЦЭМИ РАН, выполняя анализ экономической информации. Выступая на конференциях наравне с молодыми учеными, студенты совершенствуют умение отстаивать свою точку зрения, грамотно и акцентированно представлять результаты исследований.
В сборнике опубликованы также материалы выступлений студентов на конференции научной молодежи.
Раздел I
Конкурсные работы молодых ученых в области экономики
Е.А. Чекмарева
Баланс спроса и предложения на рынке труда Вологодской области: долгосрочный прогноз[3]
Чекмарева Елена Андреевна – сотрудник ВНКЦ ЦЭМИ РАН
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, «в 2015–2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП» [1]. Возможности повышения ВВП, в свою очередь, во многом определяются количеством и качеством трудовых ресурсов, соответствием их структуры и численности потребностям экономики. Обеспечением отраслей экономики квалифицированными кадрами занимается система профессионального образования трех уровней: начального, среднего и высшего. В настоящее время существует значительный дисбаланс между подготовкой кадров региональной системой образования и потребностью в кадрах регионального рынка труда. Поэтому задача прогнозирования предложения и спроса на выпускников системы профессионального образования становится чрезвычайно актуальной.
Целью настоящего исследования является прогнозирование баланса спроса и предложения на рынке труда Вологодской области до 2020 года в разрезе уровней профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Изучение методики прогнозирования спроса и предложения рабочей силы.
2. Прогнозирование спроса на рынке труда Вологодской области на период до 2020 года (прогноз потребностей экономики в выпускниках системы профессионального образования).
3. Прогнозирование предложения на рынке труда Вологодской области на период до 2020 года (прогноз потоков выпусков из учреждений профессионального образования).
4. Анализ баланса спроса и предложения на рынке труда Вологодской области на период до 2020 года.
В представляемой работе описываются методика и основные результаты прогнозирования предложения и спроса на выпускников образовательных учреждений (ОУ) высшего (ВПО), среднего (СПО) и начального профессионального образования (НПО) на рынке труда Вологодской области до 2020 года.
Общие теоретико-методологические основы прогнозирования спроса и предложения на региональном рынке трудаВ настоящее время существует большое количество методов прогнозирования рынка труда. Многие из них в той или иной мере повторяют друг друга в зависимости от используемого инструментария. Поэтому, не пытаясь охватить всего многообразия методов, остановимся лишь на основных подходах к прогнозированию, выделенных С.Ю. Алашеевым и др. [6].
Нормативный подход базируется на вычислении необходимых трудовых ресурсов исходя из норм выработки, производительности труда на конкретных рабочих местах. Рассматриваемый подход в полной мере относится лишь к бюджетному сектору, где применяются директивно установленные нормативы.
Динамический подход, поиск тенденций, опирается на анализ тенденций изменения технико-экономических показателей, использует многофакторные экономико-математические модели (корреляционно-регрессионный анализ). При этом возможны искажения в прогнозировании на перспективу, связанные со сложившимися в ретроспективный период деформациями в кадровом составе (избыток рабочих мест, скрытая безработица и т. д.). Рассматриваемый подход целесообразен в условиях устойчивых состояний системы.
Программы развития и опросный метод строятся на оценках тенденций изменения интегрированных экономических показателей, базируются на использовании различных федеральных, региональных и отраслевых программ развития. Из указанных источников информации отбираются экономические показатели, коррелирующие с показателями численности специалистов. Определение значения этих показателей в перспективе осуществляется методами экстраполяции, моделирования, экспертных оценок или различных их сочетаний.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Молодые ученые – экономике. Выпуск 9"
Книги похожие на "Молодые ученые – экономике. Выпуск 9" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Молодые ученые – экономике. Выпуск 9"
Отзывы читателей о книге "Молодые ученые – экономике. Выпуск 9", комментарии и мнения людей о произведении.