» » » Галина Нездемковская - Становление этнопедагогики России


Авторские права

Галина Нездемковская - Становление этнопедагогики России

Здесь можно купить и скачать "Галина Нездемковская - Становление этнопедагогики России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Эдитус»61362fe5-d9e1-11e3-8810-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Нездемковская - Становление этнопедагогики России
Рейтинг:
Название:
Становление этнопедагогики России
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-905173-22-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Становление этнопедагогики России"

Описание и краткое содержание "Становление этнопедагогики России" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются концептуальные основы истории этнопедагогики, предпосылки, этапы ее становления; показано развитие этнопедагогической мысли в педагогических системах выдающихся зарубежных философов, педагогов; освещены истоки зарождения и основные этапы развития этнопедагогики в России в контексте исторических, культурно-политических, этнологических процессов; раскрыто влияние особенностей развития русского этноса, его культуры и религии на развитие этнопедагогической мысли в России с древнейших времен до начала XX века; выявлены особенности становления этнопедагогики как междисциплинарной отрасли научно-педагогического знания в XX – начале XXI века.

Учебное пособие адресовано ученым, преподавателям, аспирантам, студентам высших педагогических учебных заведений, колледжей, учителям школ, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.






2. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. – 1988. -№ 7. – С. 16–28.

3. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703с.

4. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. – М.:Рольф, 2000,– 384 с.

5. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало./ Сост. А.И. Куркчи. – М.: Институт ДИ-ДИК, 1993.-544 с.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – 573 с.

7. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справочное учебное пособие. – М.: Щит-М, 1999.

8. Ратцель Ф. Народоведение (Антропогеография) // Классика геополитики, XIX век. – М., 2003.

9. Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально культурной антропологии. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 368 с.

Раздел II

История зарубежной этнопедагогики

Тема 1. Научные и практические предпосылки зарождения и развития этнопедагогической мысли

1.1. Социокультурные условия зарождения и развития этнопедагогической мысли.

1.2. Роль антропологических предпосылок в возникновении воспитания и зарождения этнопедагогической мысли.

1.3. Этнологические предпосылки зарождения этнопедагогической мысли.

1.4. Историко-педагогические предпосылки развития этнопедагогической мысли.


Ключевые понятия: антропологические, этнологические, историко-педагогические предпосылки; этапы становления этнопедагогики, научная педагогика.

1.1 Социокультурные условия зарождения и развития этнопедагогической мысли

Воспитание, как общественное явление, зародилось в глубокой древности. До появления первых форм государственности и первых научных обобщений оно было по своей сути родовым, семейным, равным для всех. Это было коллективное педагогическое творчество всего народа, нашедшее свое выражение в народной педагогике. «Философские учения, язык, религия, традиции, фольклор, то есть все, что характеризует культуру современных народов – есть продукт их длительного исторического развития.

Социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют наше представление о процессах, проходящих на поверхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей».[40]

Этнопедагогика есть особая междисциплинарная отрасль научно-педагогического знания, органично и естественно связанная с историей различных типов этнических общностей. Это положение позволяет раскрыть научно-практические предпосылки эволюции и развития этнопедагогики.

Под предпосылками обычно понимают предварительное условие чего-нибудь. Для понимания сути этнопедагогики необходимо понять, что стало причиной зарождения этнопедагогической мысли, какие условия повлияли на ее становление. Эти предпосылки являются общими как для зарубежной этнопедагогики, так и русской.

Как большинство наук этнопедагогика в своем развитии прошла несколько этапов: от простейших этнопедагогических мыслей до теоретико-методологических концепций и обоснований.

В качестве основных предпосылок зарождения и развития этнопедагогики мы рассматриваем:

• антропологические (прямохождение, развитие речи, умственных и психофизических качеств и. др.);

• историко-педагогические (возникновение воспитания, появление письменности, открытие школ, зарождение научной педагогики в русле философии и др.);

• социокультурные (зарождение и развитие культуры в связи эволюцией этнических общностей: обычаев, традиций, фольклора, праздников, игр, ритуалов, церемоний, обрядов и т. д.);

• этнологические (этногенез, общий язык, самобытная этническая культура, этническое самосознание и др.).

Мы рассматриваем данные предпосылки как предварительные условия, способствующие зарождению и развитию воспитания вообще и этнического, как специфической области педагогического знания определенной этнической общности, в частности.

Можно сказать, что воспитание, его становление и развитие, протекало в антропосоциогенезе, который завершился около примерно 40 тысяч лет назад, когда появился человек современного типа, обладающий сознательной психикой и живущий первобытными общинами, положившими начало социальной истории.

По мнению исследователя проблем истории педагогики Т.Б. Корнетова само возникновение воспитания как педагогического феномена было исторически связано с появлением системы социального наследования. Если биологическое наследование обеспечивает воспроизводство одного поколения людей за другим, передавая материальные (генетические) структуры через зародышевые клетки, то социальная сущность формируется у каждого человека посредством усвоения опыта истории или в ходе общественно-практической деятельности. Передача этого опыта от поколения к поколению называется социальным наследованием, осуществляющимся в рамках более широких, чем воспитание процессов, от которых оно полностью зависит. Это процессы инкультурации и социализации.[41]

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком с раннего детства необходимых знаний об окружающем мире, культурных ценностях, восприятия им норм поведения. Все это позволяет ему стать полноценным членом того общества, в котором он живет, правильно взаимодействовать со своим культурным окружением. В ходе социализации человек превращается в общественного индивида, формируется как личность.

Под инкультурацией подразумевается процесс приобщения человека с детства к культуре определенной этнической общности и обретения им необходимых для жизни культурных навыков. Через культуру происходит связь поколений. Каждое новое поколение, усваивая культурные достижения, достигнутые предыдущими, пополняет их новыми, обеспечивая этим прогресс общества. Именно культура сохраняет и развивает этносы и человечество в целом. Воспитание обладает такими особенностями и возможностями, которые позволяют осуществлять социализацию и инкультурацию человека. Важное место в развитии воспитания, расширении его содержания, приобретении им этнических признаков имело становление этнических культур – культурогенез, предполагающий совокупность постоянно протекающих процессов в культурах всех времен и всех народов, начиная с глубокой древности и до наших дней.

Простейшие этнопедагогические мысли возникли в глубокой древности. На протяжении истории развития человеческого общества они постоянно развивалось, пополнялись новыми знаниями. Чтобы этнопедагогика стала самостоятельной отраслью научного знания, понадобились века.

В данном разделе будут представлены общие предпосылки, тенденции и этапы зарождения и развития этнопедагогики на примере разных зарубежных стран.

1.2. Роль антропологических предпосылок в возникновении воспитания и появлении этнопедагогической мысли

Антропологические предпосылки имеют основополагающее значение в возникновении воспитания. Становление человека как вида, как разумного существа способствовало возникновению трудовой деятельности, а за ней и потребности в целенаправленной передаче трудового, социального опыта, воспитания и культуры новым поколениям.

Антропогенез позволяет понять процесс очеловечивания и то как, наряду с совершенствованием биологической природы человека, менялись язык, сознание, нравственность, культура. Превращение животных в людей (антропогенез) и становление общества (социогенез) протекали в неразрывном единстве, то есть в едином процессе антропосоциогенеза. На определенных исторических этапах развития человечества наряду с антропосоциогенезом возникает процесс этногенеза.

Человек как особенный биологический организм выделился среди других живых существ примерно 1,7 миллиона лет назад. Как субъект общественных движений и преобразований он живет примерно 50000 лет. Но за это время благодаря созданному им самим миру материальной и духовной культуры он и стал «человеком разумным» с высшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными состояниями. В течение этого исторического периода люди овладели речью и преобразовали свое восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Физическое совершенствование человека вело к развитию всех его способностей и, прежде всего, психических, что способствовало расширению его социально-исторического опыта, в том числе и педагогического.

Развитие хозяйственной деятельности на начальных этапах развития человеческого общества способствовало улучшению общих условий жизни. Это повлекло за собой повышение рождаемости. Раннее включение детей в труд взрослых имело прогрессивное значение. Дети, наряду с приобретением разнообразных трудовых умений и навыков, усваивали также и нормы общения. Совместный труд детей и взрослых повлек за собой выделение процесса их взращивания и приобщения к жизни общества, к целенаправленной деятельности под руководством взрослых. Здесь уже имеют место элементы научения детей определенным трудовым операциям, подражание поведению старших в быту, наблюдение за обрядами, ритуалами, следование принятым правилам и обычаям, участие в играх, имитирующих жизнь взрослых.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Становление этнопедагогики России"

Книги похожие на "Становление этнопедагогики России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Нездемковская

Галина Нездемковская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Нездемковская - Становление этнопедагогики России"

Отзывы читателей о книге "Становление этнопедагогики России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.