Николай Данилевский - Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций"
Описание и краткое содержание "Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций" читать бесплатно онлайн.
Эта книга – главный труд великого русского мыслителя, основоположника учения о цивилизациях Николая Яковлевича Данилевского.
Каждая цивилизация представляет собой замкнутую духовную общность, существующую в собственной шкале координат. Попытка одной цивилизации навязать другой собственную систему духовных ценностей ведет к катастрофе и разрушению последней. В наше время столкновение цивилизаций составляет главное содержание эпохи. Основным нарушителем мирового порядка выступает цивилизация западная, объединяющая США и ее западноевропейские сателлиты, стремящиеся навязать свои ценности человечеству, называя этот разрушительный процесс глобализацией.
В свете происходящего труд Данилевского очевидно сохраняет свою актуальность и по сей день, позволяя найти ответ на многие вопросы современности.
96
Парфянское царство (III в. до н. э. – III в. н. э.) – переднеазиатская держава, вела длительные войны с Римом. На развалинах Парфии возникло государство Сасанидов, просуществовавшее до VII века (пало под ударами арабов).
97
Речь идет о возникновении ислама в Аравии в начале VII в. н. э.
98
Данилевский имеет в виду так называемое «великое переселение народов» – непрерывные вторжения и перемещения германских, сарматских и славянских племен на земли Римской империи в конце IV в. н. э. В V в. на территорию Западной Римской империи вторглись полчища гуннов.
99
Об архитектурных взглядах Данилевского см. в монографии Е. И. Кириченко «Архитектурные теории XIX века в России» (М., 1986).
100
Отцы вселенской церкви – христианские богословы, церковные деятели и писатели II–VIII вв., создавшие догматику и организацию христианской церкви. Главными отцами церкви в православии являются: Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст.
101
Птоломеи (правильнее: Птолемеи) – греческая династия, правившая эллинистическим Египтом со времени распада империи Александра Македонского до 30 г. до н. э., когда после самоубийства царицы Клеопатры Египет был присоединен к Риму.
102
Один из «отцов-основателей» США Б. Франклин (1706–1790) первоначально ставил вопрос не об отделении североамериканских колоний от Англии, а о суверенитете Америки в рамках Британской империи; в течение большей части своей жизни он называл американцев англичанами, английскими подданными.
103
Катон Старший – знаменитый римский писатель и политический деятель II в. до н. э. Став цензором в 184 г., он выдвинул лозунг борьбы с «новыми пороками», под которыми подразумевал все неримское, заносимое в Рим извне. Партия Катона требовала восстановления древних обычаев и «нравов отцов».
104
Этруски – народ неизвестной этнической принадлежности, населявший Среднюю Италию в первой половине I тыс. до н. э.
105
Цезарь в «Записках о Галльской войне» писал о жрецах-друидах как о господствующей касте кельтского населения Галлии.
106
Феодорик (правильнее: Теодорих) – вождь германского племени остготов. В 493 г. завоевал Италию, создав на Апеннинском полуострове свое королевство со столицей в Равенне.
107
Согласно Библии, бог вручил вождю еврейского народа Моисею свод законов и религиозных правил, которыми должны были руководствоваться израильтяне. Ряд положений приписываемой Моисею Книги Завета запрещал тесные контакты евреев с другими народами (см. Второзаконие, 7, 1–6).
108
Карфаген до своего превращения в IV–III в. до н. э. в крупнейшее государство Западного Средиземноморья долгое время был финикийской колонией (основан выходцами из г. Тира); греки колонизировали Южную Италию и Сицилию в VIII–VII вв. до н. э., основав ряд городов, в том числе Сиракузы и Неаполь.
109
Своеобразный (лат.).
110
Фокион – оратор, сторонник Исократа, главы промакедонской партии в Афинах.
111
Амфиктионов суд – совет амфиктионии, религиозного союза нескольких полисов (городов-государств Древней Греции). К его компетенции относилось объявление так называемой «священной войны», целью которой была защита интересов местного храма.
112
Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье (III в. до н. э.).
113
Самуил – в ветхозаветных преданиях – великий пророк, последний из «судей израилевых»; помазал на царство первого царя Израиля Саула. Ездра автор одноименной книги Ветхого завета и кодификатор Пятикнижия. Время от Самуила до Ездры – период с XI по V в. до н. э.
114
В сборнике «Метаморфозы» древнеримский поэт Овидий излагал мифы о превращениях людей в животных, растения и камни.
115
Намек на войну за Независимость английских колоний в Северной Америке.
116
Согласно мифу, Гераклиды (потомки героя Геракла) захватили Пелопоннес и поделили между собой его города. Миф явился отражением реальных событий: завоевания греческими племенами материковой Греции и образования ранних рабовладельческих обществ в микенский период.
117
Ханаанские народы, или ханаанеи, – первоначальное население Палестины. Ханаанеи были изгнаны из Палестины израильтянами, бывшими до тех пор кочевым народом пустыни.
118
Туранские племена-тюркские племена Средней Азии.
119
Революция 1848 г. в Европе вызвала резкое ужесточение цензуры в России. Цензурные комитеты были реорганизованы и поставлены под контроль политической полиции – знаменитого III Отделения.
120
Прав человека (фр.).
121
В потенции (лат.).
122
«Человечество» (фр.).
123
«Мистические явления человеческой природы» (нем.).
124
Все идет своим чередом (фр.).
125
Меркантилизм – первая школа буржуазной политической экономии, представители которой для достижения активного торгового баланса ратовали за проведение государством протекционистской политики. Фритредерство – направление в экономической теории, выдвигавшее требование свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность.
126
Реформационное движение XIV – первой трети XV в. в Чехии велось под девизом «Чаша для мирян!», что означало требование причащения всех верующих хлебом и вином, в то время как католическая церковь утверждала, что причащаться «под обоими видами» может только духовенство. В православии этой грани между духовенством и мирянами никогда не существовало. «Гуситская ересь» была осуждена папством, организовавшим против Чехии несколько крестовых походов.
127
Абсентеизм (от лат. absent – отсутствующий) – термин, заимствованный Данилевским из английского политического лексикона. Здесь: постоянное отсутствие помещиков в своих поместьях, проживание их за рубежами России. Шедоферротизм – см. примеч. 7 к главе третьей. Газета «Весть» была основана в 1863 г. Н. А. Безобразовым, возглавлявшим в 60-е гг. дворянскую оппозицию реформаторской деятельности правительства Александра II.
128
Непременное условие (лат.).
129
Предпочтение (от фр. predilection).
130
«Исповедь» (фр.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций"
Книги похожие на "Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Данилевский - Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций"
Отзывы читателей о книге "Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций", комментарии и мнения людей о произведении.