Сборник статей - Экономика региона глазами старшеклассников. Выпуск 8

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Экономика региона глазами старшеклассников. Выпуск 8"
Описание и краткое содержание "Экономика региона глазами старшеклассников. Выпуск 8" читать бесплатно онлайн.
Одним из основных направлений деятельности Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий, функционирующего при Институте социально-экономического развития территорий РАН с 2003 г., является организация и проведение научных конференций и конкурсов, олимпиад для школьников.
В сборник включены материалы победителей конкурсов научно-исследовательских работ и эссе, проведенных в 2010/2011 учебном году среди учащихся Научно-образовательного центра.
Книга предназначена школьникам, студентам, аспирантам, преподавателям экономики школ, лицеев и гимназий.
Тексты работ публикуются в авторской редакции.
Объект исследования – рынок алкогольной продукции как фактор социально-экономического развития региона.
Предмет исследования – тенденции развития и актуальные проблемы рынка алкогольной продукции в контексте общего социально-экономического развития региона.
Научная гипотеза – в данной работе ставится задача показать, что в Вологодской области потребление алкоголя по ущербу, наносимому региону, превышает приносимые его продажей экономические выгоды.
Теоретические основы исследования
Принято думать, что когда масштабы потребления алкоголя превышают определённые границы, общество деградирует. Однако в действительности не само потребление алкоголя ведёт к деградации, а наоборот, деградация общества приводит к потреблению спиртного, которое, в свою очередь, углубляет социальные проблемы. В целом, низкая культура пития выступает лишь одной из составляющих социального и морального упадка, но не её причиной. В пользу этого не прямо, но косвенно говорит то, что больше алкоголь употребляют в развитых странах Европы, а не в развивающихся и постсоциалистических. По данным Всемирной организации здравоохранения, из 20 стран с наивысшим уровнем потребления алкоголя на душу населения 18 находятся в Европе (ВОЗ, 83)[2] [4].
Но высокий уровень потребления спиртного ещё не является показателем деградации общества, в пользу последней скорее говорит культура и структура его употребления. Деградация, если она существует, носит комплексный характер, затрагивая все аспекты жизни человека и общества (биологический, социальный, культурный, экономический). Причина также состоит не в исходном уровне благосостояния и не в количестве употребляемой алкогольной продукции, а в её культуре и структуре.
Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, имеется связь между уровнем благосостояния общества и масштабом официальных продаж спиртного. Потребление алкоголя лицами старше 15 лет в 2007 г. в странах с низким уровнем доходов составило 1,22 литра на человека в год, в странах, условно относящихся к группе нижнего среднего уровня доходов – 4,03, высшего среднего уровня доходов – 6,63, наконец, государства, демонстрирующие наибольшие масштабы потребления алкогольсодержащих напитков, относились к категории высоких доходов – 9,07. Отражение большего развития потребительского рынка (это страны, где давно уже существует так называемое общество потребления) в мире в целом показатель составляет 4,36 [4].
Масштабы потребления алкоголя не находится в прямой связи с уровнем благосостояния общества. По данным ВОЗ, наибольший уровень потребления алкогольных напитков лицами моложе 15 лет наблюдается в странах с наибольшим уровнем доходов (9,7 литров на человека в год), тогда как в странах с низким уровнем доходов этот показатель равен 1,22 литров (табл. 1).
Таблица 1. Потребление алкоголя взрослым населением по группам с различным уровнем доходов (литров на человека в год)
Ради справедливости скажем, что продажа и покупка спиртного приносит некоторые выгоды стране и регионам, поскольку алкогольная продукция облагается высоким налогом, называемым акцизом. Акциз – это вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги; включается в цену товаров или тарифы на услуги.
Ставка акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % в 2009 году составила 191 руб. за 1 л безводного этилового спирта, а на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно – 121 руб. На вина натуральные ставка акциза повышена до 2,60 руб. за 1 литр (в 2008 году она составляла 2,35 руб.) [10]. В России акцизы на алкогольную продукцию и пиво зачисляются в бюджет субъекта Федерации. Доля акциза на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию (непищевую) в размере 50 % направляются в бюджет субъекта, а ещё 50 % – в федеральный бюджет. Акциз на спирт из непищевого сырья полностью зачисляется в федеральный бюджет. Однако вызывает вопросы то, насколько действенной мерой оказывается взимание акцизов на алкоголь, приводит ли оно к ограничению потребления и настолько ли велики приносимые им бюджетные деньги.
С другой стороны, когда потребление алкоголя превышает предельно-критический уровень (люди не посещают работу, ведут асоциальный образ жизни, заболевают и умирают в трудоспособном возрасте), оно обусловливает экономические потери, которые могут перекрывать выгоды.
В связи с этим интерес вызывает история проблемы алкоголя в СССР, поскольку именно тогда были заложены основы современных проблем в этой сфере, а потому пристальное изучение негативного опыта прошлого может помочь при разработке мер по улучшению ситуации сегодня. Как отмечает Е. Т. Гайдар в книге «Гибель империи: уроки для современной России», алкоголизация населения СССР, которая с начала 1960-х годов привела к экономическому застою и снижению средней продолжительности жизни мужчин, шла на фоне сочетания худших черт потребления спиртного в городе и деревне [3]. В село, считает экономист, проникли городские стереотипы алкогольного поведения: характерное для деревни эпизодическое (в основном по праздникам) потребление алкоголя приобрело повседневный характер. В городскую культуру были привнесены традиции многолюдного длительного застолья со скандалами и драками. Доля алкоголя, потребляемого в социально контролируемых местах (кафе, ресторанах, барах), в СССР в 1984 г. составляла 5,5 %, тогда как в развитых странах – 50–70 %. Укоренилась традиция пить на улице. Это увеличивало вероятность правонарушений при том же количестве потребленного спиртного в 2,3 раза.
Другой исследователь – Г. Г. Заиграев говорит, что за 20 лет душевое потребление спиртных напитков выросло в 2,2 раза, количество правонарушений на почве злоупотребления алкоголем – в 5,7 раза, число больных алкоголизмом – в 7 раз [5]. Даже на высшем государственном уровне не скрывали этих проблем. Л. И. Брежнев, выступая на пленуме ЦК КПСС 15 декабря 1969 г., сообщил, что примерно 90 % прогулов было связано с пьянством [3]. В 1986 г. число алкоголиков, находящихся на наркологическом учете, составляло в СССР 4 млн. человек. Через медвытрезвители ежегодно проходило около 9 млн. человек [6].
Кампания борьбы с алкоголизмом предполагала ежегодное сокращение производства и реализации водки и ликероводочных изделий на 10 %, уменьшение их выпуска за пять лет наполовину. Выпуск плодово-ягодных алкогольных напитков в 1988 г. должен был прекратиться. Уже в 1985–1986 гг. производство алкогольных напитков сократилось более чем в два раза. В начале антиалкогольной кампании советское руководство надеялось, что повышение цен на алкоголь позволит компенсировать примерно 80 % потерь бюджета и товарооборота от уменьшения объемов продажи алкогольных напитков [3]. Как резюмирует Е. Т. Гайдар: «Развитие событий показало, что это было иллюзией».
Однако алкогольные запреты обернулись очень плохими последствиями для экономики страны. Например, сокращение продаж алкоголя вызвало подпольное самогоноварение, в результате чего увеличился спрос на сахар, а также употребление различных средств бытовой химии и суррогатов. Это вызвало нарушение равновесия плановых показателей и продаж, обернулось дефицитом этих нужных товаров. До 1985 года продажа сахара, спиртосодержащих и других препаратов проходила повсеместно без перебоев. Постоянно и в широком ассортименте в продаже имелись одеколоны, лосьоны, лак для волос, зубная паста, другие товары. Резкое повышение спроса на сахар проявилось начиная со второй половины 1986 года. В июле – декабре 1986 года продажа сахара возросла на 22 %. В первом полугодии текущего года по сравнению с этим же периодом прошлого года – на 16 %. Запасы сахара в розничной торговле сократились в 1986 году на 625 тыс. тонн, в 1987 году – еще на 700 тыс. тонн. В 1986 г. продажа одеколона в Москве выросла в 1,5 раза, во всех областях РСФСР была установлена норма отпуска спиртосодержащих товаров и зубной пасты, реализация клея выросла более чем на 30 %, жидкости для очистки стекол – на 15 %.
Осенью 1988 г. руководство страны приняло решение об отказе от дальнейшего развертывания антиалкогольной кампании. К этому времени, по экспертным оценкам, основанным на динамике продажи сахара по сравнению с 1984 г., объемы самогоноварения в СССР выросли в 6 раз. Это полностью компенсировало сокращение предложения спиртных напитков государством [12].
В начале сентября 1988 г. Председатель Совета Министров СССР Н. Рыжков обращается в Политбюро ЦК КПСС с запиской. В ней сказано: «Анализ показывает, что за последние три года в торговле очереди возросли более чем наполовину из-за резкого сокращения продажи алкогольных напитков […] В связи с экономией средств от сокращения покупок алкогольных напитков значительная часть населения переключила спрос на продукты питания, одежду, обувь, чулочно-носочные изделия, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения […] Со второй половины 1986 г. повсеместно резко возросла реализация сахара, кондитерских изделий (карамель, пряники), фруктовых соков, томатной пасты и некоторых других продовольственных товаров, используемых для самогоноварения. Продажа сахара, например, в 1987 г. составила 9280 тыс. тонн и по сравнению с 1985 г. увеличилась на 1430 тыс. тонн, или на 18 %, и в настоящее время почти повсеместно осуществляется по талонам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономика региона глазами старшеклассников. Выпуск 8"
Книги похожие на "Экономика региона глазами старшеклассников. Выпуск 8" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник статей - Экономика региона глазами старшеклассников. Выпуск 8"
Отзывы читателей о книге "Экономика региона глазами старшеклассников. Выпуск 8", комментарии и мнения людей о произведении.