Анна Попова - Взгляд со стороны (сборник)
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Взгляд со стороны (сборник)"
Описание и краткое содержание "Взгляд со стороны (сборник)" читать бесплатно онлайн.
Либретто мюзиклов, пьесы в стихах на авторские сюжеты и сюжеты классических произведений.
«Черно-белый этюд» – мюзикл, история шахматной партии, и одновременно история боя, история жизни, где герои (шахматные фигуры) – друзья и враги, жертвы и эгоисты, храбрецы и злодеи – проходят проверку правом выбора, обретают любовь, следуют (или не следуют) долгу, враждуют и теряют…
«Отец Горио» и «Четыре тысячи колокольчиков» – либретто мюзиклов по мотивам романов О. де Бальзака «Отец Горио» и А. Грина «Блистающий мир».
«Судьба в кредит» – стихотворная пьеса-притча о творческом даре, о даре дружбы и любви, который не каждый в силах предложить или принять, об успехе и цене за него.
«Троя» – цикл стихотворений-песен, навеянных сюжетом и образами «Илиады» Гомера.
Анна Попова
Взгляд со стороны (сборник)
Предисловие
Эта книга для того, кто хочет взглянуть на привычное со стороны. На привычное – значит, и на себя тоже. Прежде всего – на себя.
Большинство из нас ищет в книгах необычайное, такое, от чего захватывает дух. Не только подросткам (активно познающим окружающую действительность), но и взрослым свойственно из обыденности стремиться в тот мир, где достаточно выйти на улицу, чтобы попасть в водоворот чудес и приключений, где за честь и любовь сражаются, где герой всегда прав, а злодей по мере развития сюжета совершает все больше и больше злодейств, утверждая читателя в мысли о справедливом и неотвратимом наказании. Этот мир – опасный, но «правильный». Наш – безопасный, стабильный до скуки, но – неправильный, потому что чуть ли не ежедневно предлагает – нет, не предлагает, навязывает! – неоднозначные ситуации. Вчерашний друг может подсидеть на работе, вчерашняя склочная соседка может превратиться в любимую женщину…
В книге, предлагаемой вашему вниманию, нет недостатка в сражениях, чудесах, любовных историях. Но – вот что удивительно – герои, которые вершат судьбы потрясенного мира и которые являют потрясенному миру удивительные таланты, не избавлены от пресловутой неоднозначности. Не избавлены, как и мы, от суровой необходимости выбирать и в полной мере отвечать за последствия своего выбора. И потому в книге очень мало «чистых», «стопроцентных» героев и злодеев. Большинство персонажей – такие же, как и мы, – разве что последствия подлости, совершенной на поле боя, куда страшнее, чем последствия недоброй шутки над соседом, а размен золотого таланта на медяки известности – большее преступление, нежели халтурно выполненный отчет…
Взгляд со стороны – взгляд объективный, потому что это взгляд зрителя, который не знает – или намеренно убедил себя, что не знает – событий спектакля. Для него все впереди, и только в самом конце он получит право вынести суждение, право арбитра. Автор помогает читателю, не ставя и себя в ситуацию «знатока», он тоже зритель, который не тревожит героев своим присутствием в гуще событий. Он рядом, в стороне. Потому что он не хочет судить; он хочет разобраться в сути происходящего.
…Перед вами – пять историй. Множество судеб. И бесконечное количество выборов.
Книгу открывает история шахматной войны. Изначально шахматная партия имела аналогию с боем, затем – что мы видим и в данном случае – аналогия распространилась и на человеческую жизнь вообще. В этой драме каждое действующее лицо играет строго определенную роль, подобно тому как на шахматной доске каждая фигура ходит определенным образом. Однако игру делают не ходы, а характеры, а еще точнее – их доминанты. Белая Королева – это любовь, Черный Король – амбиции, Черный Офицер – цинизм, слегка облагороженный обаянием, и т. д. Здесь нет агрессоров и защищающихся, есть неприятели, равные по силам, и потому исход нельзя предугадать. И в каждой из двух армий есть свои герои и подлецы. Но больше всего тех, в ком одно или второе возобладает под давлением обстоятельств…
«Сердцевина» книги – два либретто мюзиклов по мотивам известных произведений: «Отец Горио» О. де Бальзака и «Блистающий мир» А. Грина. Мюзикл – жанр весьма современный, развивающийся. Интересно, что в новаторскую форму зачастую вкладывается классическое содержание. А вместе с ним приходит и классическая проблематика. В мюзиклах «Отец Горио» и «Четыре тысячи колокольчиков» определяющая проблема – проблема меры добра и зла не только в человеке, но в обществе в целом. Созерцательный реализм Бальзака сближается с воинственным идеализмом Грина. Автор бережно сохраняет особенности первоисточников – социальность Бальзака и фееричность Грина.
Стихотворная пьеса-притча «Судьба в кредит» не случайно занимает в сборнике место после философской сказки по мотивам романа А. Грина «Блистающий мир». Единожды – в «Алых парусах» – Грин дал своему произведению подзаголовок «феерия», но, по сути, все его романы, с их условной географией, именами, не принадлежащими какому-либо народу, были феериями. Более того, произведения Грина пронизаны символизмом. Вот и «Судьба в кредит» – тоже феерия, в ней и герои, и ситуации глубоко символичны. Роднит два произведения и тема творческого дара, который делает героев особенными и становится их судьбой.
Книга открывается и закрывается произведениями, основанными на вечных сюжетах. «Троя», как и «Черно-белый этюд», – история войны, которая давно стала многоуровневым символом – символом платы за любовь, символом жестокости, символом героизма. Герои-символы, судьбы-символы…
Каждое из пяти произведений – притча. Притча о выборе, притча о даре, о милосердии, ответом на которое стала жестокость, о жестокости, которая заставила вспомнить о милосердии. Притчи о выборе. О судьбе, которая прямо или косвенно зависит от выбора. Ситуация выбора – равно как и ситуация боя – заставляет героя раскрываться с наибольшей полнотой. Шахматная война призывает героев выбирать между амбициями и любовью, дружбой и долгом, привычными оценками и подлинными принципами. Первая же сцена «Отца Горио» обозначает проблему выбора. Кем станет бедный, но амбициозный провинциал в блистательном Париже, где искушения соседствуют с испытаниями? Растиньяк выбирает между прозябанием в пансионе мадам Воке и блестящим будущим, ради которого надо стать убийцей, хотя кровью обагрятся руки другого. К чести Растиньяка, он не воспользовался сладкими плодами, взращенными на крови. Руна Бегуэм тоже разрешает сложную (в этом случае – сложную исключительно психологически) ситуацию с помощью убийства – и расплачивается вечной печалью. Дважды совершает выбор Ансельм. И если в начале жизненного пути его выбор прост, хотя и не очевиден (взять или не взять деньги, искренне предложенные лучшим другом?), то второй его выбор очевиден, но не прост. Ансельм не готов поступиться ради умирающего друга и малой толикой жизненных благ. Выбирает между Ансельмом и Фридрихом Элен. Но тяжелее других выбор Фридриха. Он не просто отдает другу деньги – он жертвует своим будущим ради будущего того, кого считает талантливее себя. Роковое заблуждение…
Притчи о даре. О творческом даре. О жертвенном даре. О том, как непосильный дар может сделать человека жертвой. Дар и жертва – многоуровневые символы. Многоуровневые даже в пределах одного произведения. Дар – это умение любить, свойственное Белой и Черной Королевам, Белой Пешке, Тави. Дар – жертва ради любимого или друга. Отец Горио и Фридрих жертвуют всем, и их удел – жизнь на чердаке. Белая Королева жертвует собою во имя любви к Белому Королю, в то время как Черный Король жертвует Черной Королевой ради амбиций, она же – венец ее личной драмы! – осознавая все это, тем не менее, жертвует собою ради своего Короля. Дар – необычное творческое умение (Друд, Ансельм). Безусловно, дар бывает более обыденным – например, умение нравиться (Растиньяк, Руна Бегуэм). В «Судьбе в кредит» дар обретает значение главного символа: дар – символ состоявшегося успеха Ансельма и не состоявшегося, хотя вполне возможного успеха Фридриха, дар – рука и сердце Элен. Важно, что талант Ансельма (это показано четко и ясно) – проживать чужие жизни, говорить за тех, кто сам не может о себе сказать. К несчастью, его собственный жизненный путь оказывается труднее, чем создание литературного произведения. Альтруистический дар Фридриха превратился в жертву, взрастившую эгоизм Ансельма.
Каков же итог? Итог – обоснованно нулевой.
На первых страницах «Черно-белого этюда» Черные и Белые распевают воинственные песни, но они равны – равны не только силой, но и боевым задором. И сразу же становится ясно: в этой войне каждый – и жертва, и убийца. А значит – близится трагедия. Мы видим, как от воинственного пыла не остается и следа. Потери, личные драмы. И, в конце концов, – пат. Тот самый нулевой итог битвы, в которой нет победителей, но есть проигравшие.
Умирает Горио, и Растиньяк – единственный из обитателей пансиона мадам Воке, кого эта смерть заставила задуматься. Но это – тот самый Растиньяк, который дал «добро» на убийство богатого наследника, чтобы через женитьбу завладеть его деньгами. Нулевой итог? По крайней мере, близко к тому.
Чудо Друда наследует единственная неравнодушная – чистая душою Тави Тум. Гибнет Друд – героическая личность, а наследница чуда – девушка, вся сила которой – в духовной чистоте. Может ли чистота стать оружием против полчищ воинствующих мещан?
Самоотверженный дар Фридриха оказался столь же бесплодной попыткой сделать мир лучше. И только смерть дарителя заставила Ансельма задуматься… пока – лишь задуматься. Непомерная плата за такой итог.
И только в «Трое» итог ненулевой. Троя пала. Но на ее развалинах, как чудо из чудес, появился цветок милосердия…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Взгляд со стороны (сборник)"
Книги похожие на "Взгляд со стороны (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анна Попова - Взгляд со стороны (сборник)"
Отзывы читателей о книге "Взгляд со стороны (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.