» » » » Коллектив авторов - Молодые ученые – экономике. Выпуск 12


Авторские права

Коллектив авторов - Молодые ученые – экономике. Выпуск 12

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Молодые ученые – экономике. Выпуск 12" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Литагент «ИСЭРТ РАН»6ce35d77-534e-11e3-99b6-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Молодые ученые – экономике. Выпуск 12
Рейтинг:
Название:
Молодые ученые – экономике. Выпуск 12
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-93299-196-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Молодые ученые – экономике. Выпуск 12"

Описание и краткое содержание "Молодые ученые – экономике. Выпуск 12" читать бесплатно онлайн.



В Научно-образовательном центре, функционирующем при ИСЭРТ РАН с 2003 года, благодаря целевой программе Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» сформировалась научная школа по проблемам исследования социально-экономических процессов региона.

В очередном ежегодном сборнике трудов молодежной научной школы публикуются материалы проведенных НОЦ в 2011 году конкурса научно-исследовательских работ молодых ученых и научно-практической конференции «Молодые ученые – экономике региона».

Сборник адресован студентам, аспирантам, преподавателям учебных заведений экономического профиля, а также всем, кто интересуется проблемами развития региональной экономики.

Тексты работ публикуются в авторской редакции.






Таблица 6. Целевой уровень потребительских расходов и доходов в разрезе 10 %-ных доходных групп (в рублях, 2010 г.)


Вообще говоря, структура цен меняется из года в год. Более того, подорожание товаров может быть различным для разных групп покупателей. В данной работе был произведён расчёт роста цен на группу товаров как рост расходов по отношению к изменению потребления. В свою очередь, показатель общей продуктовой инфляции вычисляется с учетом структуры расходов. Получается, что при среднем росте цен 17 % (что соответствует данным ИПЦ) наиболее пострадали от этого менее обеспеченные жители области (табл. 7).


Таблица 7. Рост цен на продукты питания в разрезе доходных групп (за два года: 2008–2010, в %)


Так, за 2008–2010 годы продуктовая инфляция среди 10 % наименее обеспеченных составила 23 % против 15 % среди наиболее обеспеченных.

Баланс расходов населения в разрезе децильных групп в 2009 г. Эластичность спроса по доходу

На основе данной методики был рассчитан дифференцированный баланс расходов населения Вологодской области за 2009 г.

К сожалению, имеющейся статистики недостаточно для расчёта баланса по непродовольственным товарам по методике [21] – «прочие товары» составляют почти половину общей статьи.

Рассчитанные коэффициенты эластичности показывают изменение спроса населения за счёт изменения дохода на 1 %, при этом структура цен предполагается неизменной. Практически все оценки параметров свидетельствуют о хорошем качестве модели (коэффициент детерминации близок к 1, средние превосходят утроенные стандартные ошибки).

Для расчёта эластичности спроса по цене необходима месячная статистика оборота товаров по товарным группам, которой в нашем распоряжении нет (табл. 8).


Таблица 8. Баланс расходов населения 1-й (с наименьшими доходами) и 10-й децильных групп



Заметим, что статистика выборочных обследований домашних хозяйств значительно различается со статистикой оборота торговли по большинству продуктовых групп.

Простейшая модель влияния доходов на оценки населением уровня потребления товаров и услуг

Институтом социально-экономического развития территорий РАН проводится мониторинг общественного мнения населения Вологодской области. В опросе принимают участие 1500 респондентов из 10 районов области. Данные опросы позволяют оценить количество и качество потребляемых большинством населения товаров и услуг, динамику материального благосостояния населения.

В течение 2007–2011 гг. 6 раз в год респондентов просили отнести себя к соответствующей потребительской группе. Был задан следующий вопрос: «Какая из приведённых ниже оценок наиболее точно характеризует ваши денежные доходы?» Предлагались следующие варианты ответов: 1. Денег вполне достаточно, чтобы ни в чём себе не отказывать. 2. Покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор) не вызывает трудностей, однако покупка автомашины сейчас недоступна. 3. Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, однако более крупные покупки приходится откладывать на потом. 4. Денег хватает только на приобретение продуктов питания. 5. Денег не хватает

даже на приобретение продуктов питания, приходится влезать в долги. Далее группы были объединены: 1-я со второй и 4-я с 5-й. Таким образом, население было разбито на 3 группы (см. рис. 4). В ходе проведенного анализа данных 2007 – 2010 гг. была установлена связь между оценками потребления товаров населением и доходами. Найдена простейшая линейная динамическая модель, построенная регрессионными методами на статистических данных. Общий вид можно представить следующим образом:

xi (t) = ai * xi (t – 1) + bi * y (t) i = 1…,3 где a, b – коэффициенты линейной регрессии: a показывает степень влияния прошлогодних оценок на отнесение населением себя к соответствующей группе, b характеризует изменение распределения населения по уровню потребления в зависимости от доходов.

Коэффициент детерминации R2 близок к единице – 96 % и более, стандартные ошибки малы (табл. 9), что свидетельствует о приемлемом качестве модели.


Таблица 9. Коэффициенты регрессии (в скобках стандартные ошибки) и коэффициент детерминации


На основании полученных модельных коэффициентов можно сделать следующие выводы:

1. Выделяется достаточно устойчивая структура населения по уровню потребления. В среднем за 3 года высокую покупательную способность своих доходов отмечали 9,9 % жителей области (в 2010 г. – 10,1 %). Покупку большинства продуктов питания могли себе позволить 54,6 % населения (в 2010 г. – 54,1 %), низкую покупательную способность отмечали 35,4 % (в 2010 г. – 35,8 %).

2. Оценки населения при неизменных доходах склонны к постепенному усреднению.

3. Дополнительный рост доходов на 1 % ведёт к увеличению доли населения с высоким уровнем потребления на 0,29 п.п. и к снижению с низким – на 0,6 п.п.


Рисунок 5. Оценка населением региона покупательной способности своих доходов в 2010 г. и прогноз на 2011 г. (в % от общей величины)


На рисунке 5 приведен расчёт в оптимистичном предположении темпов роста доходов 7 %; соответственно при целевом росте доходов на 47 % группа населения с низкой покупательной способностью составила бы лишь 7 %.

Заключение

В ходе исследования были получены следующие результаты: 1. Потребительский рынок региона является открытой, динамической, вероятностной социально-экономической большой подсистемой (БПС) мирового рынка, представляющей собой совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов. Для прогнозирования такой экономической категории необходим комплексный социально-экономический прогноз, который в рамках данной работы не представляется возможным. Рассмотрены методики прогнозирования структуры потребительского спроса.

2. Среди основных показателей функционирования РПР для анализа выбраны следующие: доходы населения, уровень и динамика цен, объем оборота торговли, общественного питания и платных услуг, оценки населением уровня своего потребления товаров и услуг.

3. Для прогнозирования выбраны такие составляющие РПР, как потребительские расходы населения, их структура в разрезе децильных групп, потребление товаров и услуг (оборот розничной торговли в неизменных ценах).

4. Проведённый анализ показал, что в 2010 году на фоне выхода экономики из кризиса и увеличения доходов населения увеличилось потребление продуктов питания, улучшались оценки жителями области покупательной способности доходов, однако уровень 2008 г. не достигнут:

• потребление картофеля сократилось на 13 %, фруктов и ягод – на 7 %, хлеба – на 4 %, сахара и кондитерских изделий – на 10 %;

• по овощам и фруктам, молоку, мясу и рыбе потребление 10 % наиболее обеспеченных граждан более чем в 2 раза превосходит потребление наиболее бедных.

5. В 2010 г. оценки личного благосостояния носят скорее негативный характер, трети населения «денег хватает в лучшем случае на еду». Важнейшей причиной такого положения дел, недопотребления является чрезвычайно высокий уровень дифференциации доходов и имущественного расслоения населения. Проведенные расчёты показали:

• необходимое увеличение доходов для достижения рациональных норм потребления по продуктам питания составляет в среднем по всему населению 1,47 раза, или на 47 %;

• при этом для большинства граждан необходимым является доход 15 тыс. руб. в ценах 2010 г., что подразумевает необходимое увеличение доходов наименее обеспеченных слоёв населения в разы;

• полученная оценка 133 % от текущего состояния характеризует ёмкость рынка продуктов питания и может быть использована для планирования развития продовольственной сферы;

• построена простейшая регрессионная модель влияния доходов населения на оценки покупательной способности.

6. Проведена оценка продуктовой инфляции в разрезе децильных групп.

При среднем росте цен в 17 % наиболее пострадали менее обеспеченные граждане. Так, за два года продуктовая инфляция среди 10 % наименее обеспеченных составила 23 % против 15 % среди наиболее обеспеченных жителей области.

7. Получены коэффициенты эластичности спроса по доходу по укрупненным товарным группам.

8. Рассчитан баланс расходов населения в разрезе децильных групп.

9. В ходе дальнейших исследований планируется:

а) рассчитать эластичность спроса по цене по укрупнённым товарным группам;

б) выполнить факторный анализ основных показателей развития потребительского рынка.

Литература

1. Беляевский, И. К. Пропорции потребительского рынка: статистический и маркетинговый анализ / И.К. Беляевский // Вопросы статистики. – 2006. – № 11. – С. 3–13.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Молодые ученые – экономике. Выпуск 12"

Книги похожие на "Молодые ученые – экономике. Выпуск 12" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Молодые ученые – экономике. Выпуск 12"

Отзывы читателей о книге "Молодые ученые – экономике. Выпуск 12", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.