Игумен Борис (Долженко) - В начале духовного пути. Разговор с современником

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "В начале духовного пути. Разговор с современником"
Описание и краткое содержание "В начале духовного пути. Разговор с современником" читать бесплатно онлайн.
Книга явилась плодом многолетних наблюдений, чтения и осмысления подвига святых отцов и собственного жизненного опыта ее автора – настоятеля Николо-Бабаевского монастыря Ярославской епархии, где провел последние годы жизни святитель Игнатий (Брянчанинов). Отец Борис родился в годы советской власти, обрел веру в сознательном возрасте и прошел путь от простого мирянина до игумена. Книга будет особо интересна и полезна тем, кто в наше время заново открывает для себя Православие, – как живое свидетельство современника, прошедшего тем же путем обретения истины и вхождения в Церковь.
– самоукорение – в засуживание себя до уныния и отчаяния;
– сознание своей немощи, которое дано нам для ограждения от отчаяния и непосильных подвигов, превращается в амнистию всех своих грехов без раскаяния и исправления, мол, что поделаешь – немощен, все мы немощны!
И так на каждую добродетель, включая любовь и смирение, есть соответствующие фальшивки, которые по внешнему виду на них похожи, а по внутреннему содержанию и последствиям являются грехами.
Некоторые ловушки устраиваются для конкретного человека – как бы штучный товар, а другие годятся для всех – как бы товары массового потребления.
Так, для многих характерны впадение в крайности, окрадывание доброго дела или успеха тщеславием, недоверие духовнику, предпочтение материальной выгоды духовной пользе, при немощах – чрезмерное к себе снисхождение, при виде телесной красоты – блудные помыслы, при трудностях и скорбях – ропот.
Часто грех именуется замысловатым наукообразным термином, например: экспроприация, приватизация, гражданский брак, планирование семьи, свобода, демократия, эмансипация, экстрасенс, валеология, фетальная терапия, эвтаназия и тому подобные. Явления, которые стоят за ними, стары как мир, но обозначающие их слова регулярно обновляются, чтобы люди не сразу догадывались об их сути.
Помыслы
Всякий грех начинается с греховного помысла. Обычный путь развития греховного помысла: прилог, сосложение, сочетание, пленение и исполнение на деле. Прилог – появление помысла в нашей мысленной области. Ошибочно было бы считать, что все возникающие в нашей голове мысли – собственно наши (то же можно сказать и об образах, чувствах, снах). Помыслы бывают от Ангелов, от нашего естества и от бесов. Появление их не всегда зависит от нашей воли. Но само по себе появление греховного помысла грехом не является, каким бы скверным, даже богохульным он ни был.
Грех начинается с нашего отношения к помыслу: сосложения с ним, или принятия его; душа склоняется к греховному помыслу, находя его правильным и соглашаясь с ним, или же находит его приятным и начинает услаждаться им[9]. Если это произошло, помысл уже нужно исповедовать. Но в нашей воле еще отвергнуть помысл, изгнать его из ума. Каким же действием? Противоречием, которое удобно выразить словом «не принимаю», и Иисусовой молитвой. Если вредоносный помысл через некоторое время пытается вернуться, надо повторить Иисусову молитву. Помыслы навязчивые и опасные, склоняющие нас к совершению больших грехов, необходимо открывать на исповеди. В этом заключается борьба с помыслами – такая простая на бумаге и такая трудная в действительности. Если нам удастся отогнать от себя греховный помысл на этапе прилога или, в крайнем случае, сосложения, то не допустим дальнейшего пленения им[10] и совершения греха делом.
Борьба с помыслами неверия и богохульства имеет свои особенности. В их появлении нельзя возлагать всю вину на самого себя, приходя от этого в ужас и отчаяние. Хульные помыслы всегда приходят от демонов. Поводом же к их возникновению могут послужить разные ситуации: например, мы увидели плохо написанную икону, искажающую священное изображение, заметили ошибки при чтении молитв или перестановки букв в священных словах, услышали шутки на темы Священного Писания и церковной жизни. Богохульные помыслы не вменяются нам в вину, если мы с ними не соглашаемся. От нас требуется понять искушение бесовское и вменить эти помыслы в ничто. Одно то, что подобные мысли появляются и пребывают в нас против нашего желания, показывает, что они не наши. Чем меньше мы будем беспокоиться и переживать по их поводу, тем скорее они от нас удалятся. В случае появления внутреннего смущения полезно отмежеваться от чуждых помыслов примерно такими словами: «Хула твоя, бес, да падет на главу твою, я же ее не принимаю». За увлечение помыслом богохульства и промедление в борьбе с ним надо приносить покаяние на исповеди.
Очень серьезный и опасный противник – помыслы неверия. Они появляются в уме часто без всякого повода, в самые неожиданные мгновения, то понемногу, длительно и упорно подкапываясь под нашу веру, то бросаясь на отчаянный штурм. К их нападению надо быть постоянно готовым. Святые отцы не рекомендуют входить с бесом неверия в прения и доказательства, в которых он гораздо искуснее нас. Его мысленные нападения надо отражать усилием воли, молитвой, чтением Евангелия, Псалтири. Прогонять помыслы неверия очень помогает воспоминание своего страшного внутреннего состояния до прихода к вере, также и вопрос: «А что будет после смерти?»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Заметим, что различные толкования этих слов молитвы Господней расширяют понятие хлеб насущный, но не отменяют и прямого смысла. Эти слова не заставляют нас, конечно, есть каждый день, но если и едим, то ничего духовного не лишаемся. Можно вспомнить и слова апостола, что пища не приближает нас к Богу (1 Кор. 8, 8). – Здесь и далее в сносках, если особо не отмечено, – примечания автора.
2
Добротолюбие. Троице-Сергиева Лавра, 1992. Т. 2. С. 539.
3
Там же. С. 68.
4
Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1996. 22, 1.
5
1 О прелести и ее видах достаточно полно написано у святителя Игнатия в первом томе его сочинений.
6
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание творений. Т. 6 (Отечник). М., 2001. С. 382.
7
Древний патерик. М., 2002. С. 143.
8
Лествица. 26, 2.
9
Принятие помысла происходит иногда через услаждение, то есть через чувство, иногда через признание правильности, то есть через ум.
10
Заметим, что душа становится пленницей добровольно: она не захвачена в плен грехом против воли, а сама пленилась им. Но если теперь не опомниться, освободиться будет трудно. Весь процесс похож на прием квартиранта, который просится переночевать. Если он показался нам приличным человеком, то и пустили. Потом оставили еще на несколько дней, потом еще на неделю. А если затем захочешь прогнать, то это трудно: он не чужой, да и не хочет уходить по доброй воле. А если прожил долго, начинает вести себя как хозяин и за нас решать дела по квартире.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "В начале духовного пути. Разговор с современником"
Книги похожие на "В начале духовного пути. Разговор с современником" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игумен Борис (Долженко) - В начале духовного пути. Разговор с современником"
Отзывы читателей о книге "В начале духовного пути. Разговор с современником", комментарии и мнения людей о произведении.