Александр Ананичев - Отец и сын. Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Отец и сын. Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский"
Описание и краткое содержание "Отец и сын. Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский" читать бесплатно онлайн.
Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский стояли у истоков величия нашей Отчизны, они сохранили для нас родную землю, униженную татарским рабством, они сплотили вокруг себя разрозненные русские силы ради победы Добра над злом! В годы испытаний святые князья спешат на помощь своим соотечественникам. Потому так важно современникам знать о судьбах этих двух величайших героев России. Впрочем, не только знать, а еще – молиться им, подражать их святой и благочестивой жизни.
Книга Александра Ананичева «Отец и сын» обращена ко всем, кому дорога русская история, кто чтит патриотические традиции, основанные на высокой духовности, идеалах верности, жертвенности и отваги. Написанная живо и увлекательно, она не оставит равнодушным ни взрослого, ни юного читателя.
Александр Сергеевич Ананичев
Отец и сын. Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский
Предисловие
У каждого народа есть свои герои, имена которых незабвенны. И чем больше времени отделяет ныне живущих людей от их славных предков, тем зримее связь, соединяющая прошлое с настоящим. Народные герои, послужившие Отечеству, отдавшие за него жизнь, – главное достояние любого государства, их подвиги прославляются в веках – в устных и письменных сказаниях, в стихах и песнях. С них берут пример, они, подобно звездам, указывают путь потомкам, чтобы им не затеряться во мгле истории.
Славен подвиг тех мужей, жизнь которых, будто полдневным солнцем, озарена блистающим ореолом святости. Они служили Богу и своему народу. Таких героев именуют Ангелами Хранителями Отечества, заступниками за него пред Небесным Отцом, к ним в годы смут и лихолетий обращаются с молитвой о помощи, им возносят хвалу в счастливые времена, их именами называют детей.
Святая Русь оттого и названа святою, что в ней, как ни в каком другом государстве, прославлены сотни, тысячи праведников, своею жизнью угодивших Богу. Ярко сверкают в этом иконостасе имена святых благоверных Великих князей Александра Невского и Даниила Московского.
Отец и сын, два светлых князя, они сберегли для потомков родную землю, униженную татарским рабством, сплотили вокруг себя разрозненные русские силы ради всеобщей победы! Победы добра над злом, света над тьмою, правды над ложью.
Они спасли Русь от плена, мрака и смерти, и уже за одно это имена благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского могли бы навсегда благодарно запечатлеться на скрижалях русского сердца. Но Великие князья, создатели и защитники Русского государства, прославились еще и святостью жизни. «В злохитру душу не внидет премудрость» – такими словами Священного Писания начинает современник Александра Невского житие святого. И продолжает: «Воистину, его княжение совершилось по Божиему изволению, и на нем почивало Божие благословение». Святого благоверного князя Даниила Московского народ называл богоснабдимым. О нем говорили: «За благочестие и бескорыстие посылает Господь рабу Своему все необходимое. Праведное семя его возлюбил Бог, благословил ему царствовать в роды и роды…»
Вот кому Русь обязана своими просторами и силою несокрушимою! Вот кто истинный создатель нашего богохранимого Отечества! Только чистые сердцем, святые в помышлениях, видящие в земных испытаниях Божие изволение, подобно Великим князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, призываются на столь высокое служение.
Помолитесь Богу о нас и о спасении земли Российской, святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский! Укажите праведный путь, воодушевите могучим словом, вдохните в сердце силы!
Александр Невский
ОТ ДОБРОГО КОРНЯ – ДОБРЫЙ ПЛОД
В ста двадцати верстах к северу от Москвы по обоим берегам реки Трубеж, впадающей в древнее Клещино озеро[1], как его называли в старину, окруженный вековечными чащами стоит город Переяславль-Залесский. В далеком 1152 году основал Переяславль знаменитый князь Юрий Долгорукий.
Князь Юрий оставил много потомков. Один из его внуков, князь Ярослав Всеволодович, в начале XIII века владел Переяславским княжеством, процветавшим в ту пору.
Над Переяславлем радостно звонили колокола, отражаясь в незамутненных водах Клещина озера, 30 мая 1220 года у князя Ярослава родился сын! Вслед за первенцем Федором появился на свет Александр. Все жители города от мала до велика: богатые и бедные, родовитые и незнатные, – спешили к терему княжескому поздравить Ярослава с великой радостью.
Князь велел распахнуть погреба, хранящие хмельную медовуху, и накрыть на княжьем дворе дубовые столы, чтобы честь по чести отпраздновать с переяславцами рождение сына светлым и богатым пиром.
Ближайшим предкам святого Александра Невского довелось жить во времена возвышения и возвеличивания Ростово-Суздальской земли. Русь начиная с благоверного князя – мученика Андрея Боголюбского – родного брата Всеволода Юрьевича, деда святого Александра Невского, – все дальше распространялась на северо-восток, перемещая средоточие государства из Киева во Владимир.
Князь Андрей не любил шумных пиров ни в родном Киеве, ни в удельном Вышгороде, не терпел родственной вражды, истоки которой питались гордостью, завистью и тщеславием. Оттого и променял он веселый и безмятежный юг Руси на суровые и таинственные северные земли.
Именно во Владимире и Суздале складывалось по камушку основание будущей единовластной Великой Руси. Именно здесь с благословения Божией Матери, дивную икону Которой князь Андрей взял с собой из Киева[2], начиналось государственное объединение Руси.
Не менее знаменит был и дед святого Александра Невского – Великий князь Всеволод Юрьевич, прозванный за многочисленное потомство «Большое гнездо». Неторопливый и осторожный, твердый и мужественный, Великий князь Всеволод без видимых усилий, умело пользуясь обстоятельствами, собрал под своей властью почти всю северную Русь. О нем слагали песни:
Ты можешь могучую Волгу
Разбрызгать веслами людей,
И вычерпать Дон многоводный
Шеломами рати твоей.
Великий князь Всеволод отошел ко Господу в 1212 году. Современники скорбели о его смерти, ибо «имел он присно страх Божий в сердце своем, подавая требующим милостыню, суд судя истинен и нелицемерен, и многи церкви созда во власти своей».
По матери святой Александр – наследник знаменитого князя Мстислава Мстиславича, прозванного Удалым. Отважен был этот князь и отчаянно смел на поле брани, благороден и прям в поступках, доверчив и сердечен в общении со слугами. Скончался он, по обычаю тех времен, схимником.
Таков же был и его отец, прадед святого Александра по материнской линии, Мстислав Храбрый, причисленный Церковью клику святых.
«Он всегда порывался на великие дела, – пишет летописец о Мстиславе Храбром. – И не было земли на Руси, которая бы не хотела его иметь у себя и не любила бы его».
НАДЕЖДА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Быстро время летит, точно белые облака над темными макушками переяславских елей. Кажется, совсем недавно появился на свет Александр, а нынче ему уж пятый годок исполнился, совсем взрослым стал! Приспело время совершить над сыном Ярослава княжеский постриг – обряд посвящения в воины. По обычаю, освященному Церковью, мальчику в Спасо-Преображенском храме пред Царскими вратами епископ Симон состриг с головы прядь шелковистых волос. Теперь опытный воевода начнет обучать княжича Александра ратному делу.
Высокий белокаменный собор построил прадедушка Александра – князь Юрий Долгорукий.
Украсил его, снабдил священными книгами и утварью. Долгоруким же он был прозван за постоянное устремление к новым землям.
После пострига и заздравного молебна Александра вывели во двор. Отныне он уже не дитя, а младой муж. Народ переяславский возглашает ему здравие. Из окон теремов умильно смотрят на княжича заботливые няньки и кормилицы, с которыми он отныне распрощался навсегда, перейдя на попечение бывалых и знатных воинов из княжеской дружины.
Феодосия берет сына на руки, целует, будто прощается с ним. В самом деле, теперь они будут видеться реже, ибо жить Александр станет у своего пестуна и наставника – боярина Федора Даниловича.
Боярин сажает Александра высоко-высоко на коня, в сияющее серебром кожаное седло. Александр принимает от него лук со стрелами, да не какой-нибудь игрушечный, а настоящий!
– Теперь ты воин, – сдержанно улыбнулся Федор Данилович. – Тебе отныне землю нашу от врагов защищать.
С утра до вечера обучал боярин юного княжича военному искусству.
– Ты, князь, первым битву начинаешь, войско за собой ведешь, а потому тебе должно быть лучшим наездником, лучшим стрелком и ратоборцем. Грянет сеча, и будет некогда подумать, чем от врага отмахнуться – тяжелым шестопером[3] или мечом. В бою руки сами работают, а для этого они должны все приемы хорошенько заучить.
Знатный лучник в те времена, сидя на коне, мог в считанные мгновенья стрелу каленую из колчана выхватить и по врагу пустить. Метко и быстро стрелял боярин, и Александр старался от него не отставать, ведь князь – ум и душа любой дружины. Кому, как не ему, положено уметь выстроить полки перед сечей, верно расставить пеших воинов и тяжелую конницу, расположить дозоры в лесу и войско провести по незнакомым лесам и топким болотам.
В княжеском тереме было собрано много русских и греческих книг. Всякий раз, подходя к этим источникам мудрости, Александр невольно испытывал душевный трепет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отец и сын. Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский"
Книги похожие на "Отец и сын. Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ананичев - Отец и сын. Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский"
Отзывы читателей о книге "Отец и сын. Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский", комментарии и мнения людей о произведении.