Анна Белицкая - Комментарий к Федеральному закону от 14 июня 2012 г. №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного пр
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Комментарий к Федеральному закону от 14 июня 2012 г. №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозка..."
Описание и краткое содержание "Комментарий к Федеральному закону от 14 июня 2012 г. №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозка..." читать бесплатно онлайн.
Предлагаемое издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
Закон развивает положения гражданского законодательства в части закрепления особенностей осуществления страхования рисков, связанных с несением перевозчиками гражданской ответственности и порядком возмещения вреда пассажирам.
Регламентируются вопросы характеристики договора обязательного страхования, страхового возмещения и гарантий осуществления компенсационных выплат. Уделяется внимание деятельности страховщиков, их профессиональных объединений, а также особенностям возмещения вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.
Комментарий рассчитан на юристов, руководителей и специалистов предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, лиц, которым причинен вред на транспорте, страховые организации, профессиональные объединения страховщиков.
Анна Викторовна Белицкая, Андрей Александрович Кирилловых
Комментарий к Федеральному закону от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (постатейный)
Авторы:
Белицкая Анна Викторовна – канд. юрид. наук, доцент факультета права НИУ «Высшая школа экономики» (комментарий к гл. 5);
Кирилловых Андрей Александрович – практикующий юрист, преподаватель Кировского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (комментарии к гл. 1–4, 6, 7)
Ответственный редактор канд. юрид. наук, Почетный юрист города Москвы Виктор Алексеевич Вайпан.
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального Закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее также – обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также регулирует отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.
3. В отношении перевозок пассажиров внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном) настоящий Федеральный закон применяется с учетом особенностей, установленных статьей 31 настоящего Федерального Закона.
4. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам легковыми такси.
Безопасное и свободное существование человека – одна из приоритетных задач, которую государство должно решать для выполнения социальных обязательств перед своими гражданами.
Само понятие «безопасность» следует трактовать более широко, но физическая безопасность человека является основной, приоритетной, поскольку именно она нередко оказывается под угрозой. Для решения различных вопросов уклад жизни современного человека требует частого пространственного перемещения, которое может быть обеспеченно с использованием различных видов транспорта. Одна из высоко опасных и социально востребованных сфер современной экономики – транспортная отрасль – испытывает серьезные трудности в обеспечении безопасности пассажиров на транспорте.
Одним из слабых мест транспортной отрасли можно назвать высокую изношенность парка транспортного оборудования, его несоответствие техническим требованиям. Следствием современных проблем транспортной пассажирской безопасности является ежегодное увеличение числа транспортных происшествий, аварий, жертвами которых становятся десятки, а то и сотни тысяч человек. Причем помимо имущественного ущерба потерпевшим приходится переживать физические и нравственные страдания, значительно превышающие, по степени тяжести и социальным последствиям, материальные потери.
Техногенные ситуации, в которых страдают люди, возникают в силу различных причин, но обеспечение обязанности нести ответственность за причинение вреда является одной из граней транспортной проблемы, которая должна отражать один из вариантов комплексного подхода рассматриваемых вопросов. И, как правило, такие вопросы решаются через использование страховых механизмов.
Обязательное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта становится самостоятельным видом страхования, основанным, в том числе, и на положениях ст. 1079 ГК РФ, предусматривающей возложение полной ответственности за причиненный вред на владельца источника повышенной опасности, каковым и является транспорт[1].
В некотором роде отправной точкой для выделения соответствующей практики страховых отношений и их последующего развития является Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750[2], вводящий на территории России обязательное личное страхование пассажиров. Но здесь следует отметить, что на практике вопросы гражданской ответственности перевозчиков не находят необходимого регулирования. Прежде всего, не всегда в полном объеме и своевременно осуществляется возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки, в том числе и в силу отсутствия у перевозчиков необходимых средств для возмещения причиненного вреда. Не решает проблему существующая система личного страхования пассажиров, поскольку не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причиненного пассажирам при осуществлении перевозки.
В связи с указанными причинами требовался поиск нормативных механизмов, адекватных решению имеющихся проблем обеспечения возмещения вреда гражданам при перевозках на транспорте, в том числе альтернативой системе личного страхования пассажиров.
Попыткой ответа на поставленные задачи служит принятый 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон № 67-ФЗ, Закон)[3]. Закон регулирует в качестве альтернативы системе личного страхования вопросы несения страховых рисков перевозчиков перед пассажирами.
Стоит сказать, что страховые механизмы, являясь универсальными гарантами обеспечения различных видов рисков, активно используются в большинстве государств с рыночной экономикой и заимствованы российской практикой.
Российское гражданское законодательство (часть вторая Гражданского кодека РФ от 1996 г.)[4] также в рамках института страхования (гл. 48) закрепило в ряде норм положения об обязанности страхования, что отражает скорее публичный, нежели частный интерес. Так, ст. 935 ГК РФ устанавливает, что федеральным законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. В этой сфере современный законодатель пока идет по пути создания правовых конструкций обязательного страхования в ряде законов, имеющих различный предмет правового регулирования, которых на сегодняшний день около 50.
В нормативном плане правила перевозки, а также ответственность перевозчиков, определяемая соответствующим видом транспорта, закреплена в различных нормативных актах. Этим обстоятельством объясняется также «разбросанность» норм об ответственности перевозчиков (имеющих по преимуществу отсылочный характер), а главное – отсутствие единого механизма возмещения причиненного пассажирам ущерба. Здесь можно назвать Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ[5] (ст. 98 «Страхование жизни и здоровья пассажиров»); Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ[6] (ст. 131 «Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами»); Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[7] (в ред. от 28 апреля 2009 г.) (ст. 31 «Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования»), Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[8].
Попутно стоит отметить, что современное отечественное законодательство уже знает ряд самостоятельных нормативных актов[9], регулирующих вопросы обязательного страхования гражданской ответственности в некоторых сферах деятельности.
Самостоятельными нормативными актами в области обязательного страхования являются Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (ред. от 19 мая 2010 г., с изм. от 27 июля 2010 г.) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[10], Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (ред. от 22 апреля 2010 г.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[11], Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[12], Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[13].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Комментарий к Федеральному закону от 14 июня 2012 г. №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозка..."
Книги похожие на "Комментарий к Федеральному закону от 14 июня 2012 г. №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозка..." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анна Белицкая - Комментарий к Федеральному закону от 14 июня 2012 г. №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного пр"
Отзывы читателей о книге "Комментарий к Федеральному закону от 14 июня 2012 г. №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозка...", комментарии и мнения людей о произведении.