» » » » Александр Веретенников - Города майя и ацтеков


Авторские права

Александр Веретенников - Города майя и ацтеков

Здесь можно купить и скачать "Александр Веретенников - Города майя и ацтеков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Города майя и ацтеков
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Города майя и ацтеков"

Описание и краткое содержание "Города майя и ацтеков" читать бесплатно онлайн.



Книга знакомит читателей с историей развития культуры, искусства и архитектурного строительства двух великих древних цивилизаций Америки – майя и ацтеков. Богатый фактический материал представлен на основе последних современных исследований в области изучения мировых цивилизаций. В книге достаточно широко освещены характерные черты, присущие облику древнейших городов, в которых проживали самые представительные племена индейцев.

Книга хорошо иллюстрирована. Рассчитана на широкий круг читателей.






Боги – абстрактные существа – изображались символически. Они представали в скульптуре в виде человека, животного, растения. Пантеон богов майя имеет свою специфику. Он сложен и многообразен. Поэтому без рассмотрения значений, которые несли в себе майяские божества, трудно понять и почувствовать своеобразие архитектурного, скульптурного и изобразительного искусства этого народа.

Общеизвестен факт, что религия отражает не только явления природы, но имеет еще и социальные корни. Ввиду того что в основе цивилизации майя лежало классовое общество, и в религии явно прослеживается социальная подоплека. Религия майя имеет как бы две разновидности – одна для простого народа, другая – для правящего класса.

Крестьянин майя верил в многочисленных богов. Они олицетворяли основные моменты и события его земного существования. Земля представлялась ему божеством с лицом, которое в первую очередь ассоциировалось со смертью. Майяский простолюдин верил, что в земном лоне находится подземный мир, в котором покоятся не только тела умерших, но также и светила – солнце после заката, а луна и звезды после рассвета. Богом земли является, вероятно, тот, кто изображен в виде маски в нижней части стелы 40 из Пьедрас Неграс. Эта маска принимает зерна маиса, которые бросает жрец. Она же служит пьедесталом для фигур из штука в колоннах фасада храма Надписей, а также для крестовидного изображения на панелях храма Креста и храма Лиственного Креста.


Ритуальный топор с изображением божества

Символом солнца у майя служило изображение четырех-лепесткового цветка, которое божество могло иметь на лбу. Бога солнца изображали с лицом старца с большими овальными или квадратными глазами. Зрачки глаз иногда размещены во внутренних верхних или нижних углах глаз. Зубы представлены только верхними резцами. Они выступают изо рта. Спираль на носу и нечто похожее на крючок в уголке рта дополняют характерные черты солнечного бога.

Важное место в пантеоне богов майя занимает Ишчель. Она представляет луну. Известно о существовании святилища этой богини на острове Косумель. Майя полагали, что это божество в значительной степени влияет на рост растений и здоровье людей. Поэтому Ишчель считалась покровительницей медицины. Идол, ее изображающий, помещался под циновку роженицы, чтобы облегчить ее страдания при родах. Кроме того, Ишчель покровительствовала еще и ткачеству.

У майя издавна обожествлялся маис (кукуруза). Это растение составляло основу их питания. В кодексах ему соответствует изображение красивого молодого человека, голова которого заканчивается початком или окружена листьями маиса. Очень часто это божество изображали в виде человеческой фигуры, завершающей какую-либо земледельческую работу.


Главная улица деревни на полуострове Юкатан

Другим обожествляемым растением было какао. Известно, что древние индейцы использовали его бобы в качестве монет. Бог какао Эк Чуах изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с поклажей на спине и посохом в руке, что символизировало его покровительство торговле. Из дошедших до нас документов можно предположить, что культ бога какао почитался, по всей видимости, лишь хозяевами плантаций этого растения и богатыми торговцами.

В различных упоминаниях, содержащихся в колониальных источниках, подтверждается важность культа бога Ицамны. Провозглашая творцом мира бога Хунаб Ку, жрецы внушали, что бог-зиждетель имел сына Ицамну. В жреческом понимании Ицамна, господин небес, являлся верховным богом майяского пантеона. Он олицетворял небеса в их безграничности и вечности, небо дневное и ночное. Это божество распоряжалось сменой дня и ночи. От Ицамны зависело все, что было связано с небом: солнечный свет, лунные влияния, дождь и, как производное всех этих природных сил, урожаи. Как небесный бог и творец он изображался беззубым старцем, а как божество, дарующее жизнь растительности, – с иероглифом в виде листьев, растущих из его лба. В Дрезденском и Мадридском кодексах Ицамна изображен в виде двуглавой змеи, так же как и на монументах Паленке (панель из храма Креста, могильная плита в храме Надписей). На классических монументах Копана, Йашчилана и Наранхо встречается геометрическая стилизация этих же двуглавых змей, известная как ритуальная полоса, по которой отличают важных персон. По верованиям, бытующим среди индейцев, Ицамна дал людям письменность и книги.

Больше всего майяский крестьянин боялся засухи, которая была гибельна для урожая, а ему самому предрекала смерть от голода. Для земледельца дождь был жизненно важен, особенно в северных районах полуострова Юкатан, где сезон дождей непродолжителен и выпадает мало осадков. Именно поэтому изображение бога Чаака наиболее часто встречается в кодексах и на монументах этой части полуострова. В своем изображении он имел такие характерные черты, как длинный висящий нос, глаз, обведенный спиралью, зрачок в форме запятой и завиток под носом. Рот божества был либо беззубым, либо с одним верхним резцом, а очень часто с одним крюком, выходящим из видимого уголка рта вперед. При этом лицо, как правило, изображено в профиль. Ваятель запечатлевал бога Чаака стоящим в потоках дождя или плавающим в небольшом челноке. Другой вариант – божество держит сосуд с водой или каменный топор и факел в руках. В зданиях на севере области майя имеется маска бога Чаака с большим носом, похожим на знак вопроса (путешественники-европейцы в XIX столетии принимали его за хобот слона), с угрожающими клыками, со зрачком, обрамленным квадратным глазом, и с красивыми ушными подвесками.

В своих верованиях майя склонялись к тому, что бог дождя Чаак существовал в четырех ипостасях. Каждый из Чааков владел одной из четырех сторон света и собственным цветом небес. Поэтому по жизни крестьянина сопровождали Чаак Шиб Чаак (красный Чаак востока), Сак Шиб Чаак (белый Чаак севера), Эн Шиб Чаак (черный Чаак запада) и Кан Шиб Чаак (желтый Чаак юга).


Типичный гаитянский пейзаж

С богом дождя были связаны зооморфные существа – лягушка и черепаха. Майя считали, что кваканье лягушки и слезы на глазах черепахи предвещают дождь. Верили они и в то, что дождь можно вызвать магическими средствами. При сжигании сырого каучука или специального порошка валил густой черный дым, который напоминал темные дождевые тучи и тем самым якобы способствовал выпадению осадков. В горных районах Чьяпаса и Гватемалы считали, что бог дождя и его слуги, молния и гром, живут в горных пещерах.

Религиозный культ майя, по мнению исследователей-американистов, отличался невероятной разветвленностью, а майяские ритуалы были необычайно пышными. Их исполнение поручалось жрецам, которые в совершенстве владели сложными элементами культовых обрядов. Жрецы принадлежали к верхушке майяского общества. Как считают многие ученые, отправлением религиозных обрядов в каждом из городов-государств руководил первосвященник. Немецкий майянист Диссельгоф называет его князем змей. Последнему, помимо проведения ритуальных церемоний, вменялось в обязанность наблюдение за воспитанием детей высшей знати и «чтение лекций» подчиненным жрецам. Кроме религиозных знаний, он преподавал жрецам основы иероглифического письма, астрономию и астрологию.

На завершающем этапе развития майяской цивилизации основным обрядом религиозного культа, так же как и в Мексике, являлись человеческие жертвоприношения. Поскольку исполнение этого ритуала во многом аналогично ацтекскому, то во избежание явного повтора рассказ о нем пойдет в следующей главе. Добавим только, что о ритуале жертвоприношений многократно повествуют первые хронисты, а реальными свидетельствами его выполнения служат настенные росписи в зданиях и женские скелеты, найденные в сеноте (карстовом колодце) последнего оплота майяской цивилизации города-государства Чичен-Ицы.


Стела из ТикаляЧасть дверной балки из Тикаля

При создании скульптурных памятников, масок, архитектурных элементов и деталей очень часто майя обращались к геометрическим знакам, иероглифам. Иногда эти элементы причудливо сочетались между собой. Одной из наиболее частых форм изображения была маска, которая представляла своеобразный симбиоз человека и животного. Изготавливались такие маски из камня и штука и были необходимой атрибутикой в орнаментации храмов. Как правило, маски размещались в тех местах, где были наиболее заметны, – на гребнях, фризах, углах фасадов, на фронтонах входных арок.

В случае если скульптор изображал на монументе один персонаж, то в произведении явно чувствовалась идеализация черт его лица. Необходимым атрибутом подобной скульптуры была пышная одежда, множество украшений. Если же в изображаемой сцене присутствовало несколько лиц, то правитель всегда располагался выше других. С этой целью ваятель очень часто изображал господина восседавшим на ком-либо из подданных или пленников.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Города майя и ацтеков"

Книги похожие на "Города майя и ацтеков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Веретенников

Александр Веретенников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Веретенников - Города майя и ацтеков"

Отзывы читателей о книге "Города майя и ацтеков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.