Александр Рапопорт - Все об Италии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Все об Италии"
Описание и краткое содержание "Все об Италии" читать бесплатно онлайн.
Италия – страна, которую по праву можно назвать Меккой для туристов. Перелистывая страницы этой книги, вы сможете совершить путешествие в далекое прошлое, почувствовать дыхание истории, узнать, какие памятники античной архитектуры делают неповторимым облик Италии.
Андреа дель Верроккьо. Давид
Бенедетто да Майано. Иоанн Креститель
Андреа дель Верроккьо. Портрет Лоренцо Медичи
XVI век в истории итальянской скульптуры – это в первую очередь творения великого Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564). Уже в юношеских произведениях – рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (1490 – 1492, Каза Буонарроти, Флоренция) – определились основные черты творчества Микеланджело – монументальность, пластичность, мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. Заметим, что эти и все последующие скульптурные работы гениального мастера выполнены из мрамора. Отдавая дань увлечению античными памятниками, Микеланджело создал статую «Вакх» (1496 – 1497, Национальный музей, Флоренция). В традиционный сюжет скульптурной группы «Оплакивание Христа» (1497 – 1498, собор Св. Петра, Рим) он внес глубокое гуманистическое содержание, яркую жизненную убедительность образов. В 1501 году Микеланджело возвратился из Рима во Флоренцию. Здесь он выполнил колоссальную статую «Давид» (1501 – 1504), воплотив в ней героический порыв и идею гражданской доблести, отразившие борьбу флорентийцев против тирании Медичи. В 1505 году Папа Римский Юлий II призвал Микеланджело в Рим, где поручил ему создание собственной гробницы. Работа над гробницей растянулась (с перерывами) на долгие 40 лет и была завершена лишь в 1545 году. Гробница Юлия II расположена в церкви Сан-Пьетро ин Винколи в Риме. Для нее Микеланджело создал ряд замечательных статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом «Моисея» (1515 – 1516), исполненные трагизма статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» (1513 – 1516, Лувр, Париж), а также четыре статуи рабов, оставшиеся неоконченными (1532 – 1534, Галерея Академии художеств, Флоренция). Глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело перед лицом гибели в Италии политических свобод, кризиса идеалов Возрождения, отразился в образном решении скульптур капеллы Медичи в Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи лишены портретного сходства, их дополняют четыре символические фигуры, изображающие времена суток и олицетворяющие беспощадную неотвратимость течения времени. К самым поздним скульптурным работам титана Возрождения относится знаменитая «Пьета» для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре, предназначенная для собственного надгробия Микеланджело. Она была разбита автором и восстановлена его учеником Тиберио Кальканьи, а сейчас находится в музее собора во Флоренции. Творчество Микеланджело сыграло значительную роль в истории европейского искусства, подготовило появление маньеризма, а затем и барокко.
Микеланджело. Моисей
Микеланджело. Пьета (Флоренция)
Якопо Сансовино. Мадонна с младенцем
Близкими по духу к Микеланджело были работы флорентийских скульпторов Андреа Сансовино (ок. 1460 – 1529) и Джованни Франческо Рустичи (1474 – 1554), а также работавшего в Венеции архитектора и скульптора Якопо Сансовино (1486 – 1570).
Во второй трети XVI века в Риме и Флоренции возникло и начало быстро развиваться новое художественное направление – маньеризм. Здесь можно назвать имена известных итальянских скульпторов Бартоломео Бандинелли (1493 – 1560), Раффаэлло да Монтелупо (1505 – 1567), Джованни Анджело Монторсоли (1507 – 1563), Бартоломео Амманнати (1511 – 1592), Винченцо Данти (1530 – 1576).
Одним из наиболее ярких представителей маньеризма был знаменитый итальянский скульптор, ювелир и писатель Бенвенуто Челлини (1500 – 1576), самой известной скульптурной работой которого является статуя «Персей» (1545 – 1554, бронза, Лоджия деи Ланци, Флоренция). Не менее значительно творчество итальянского скульптора Джамболонья (1529 – 1608), француза по национальности. Богато декорированные фонтаны («Нептун» на площади Нептуна в Болонье, 1566), скульптурные группы, статуи и памятники Джамболоньи («Похищение сабинянок», мрамор, 1583, Лоджия деи Ланци, Флоренция) отличаются свободой пространственной композиции, изяществом пропорций, виртуозной тщательностью обработки материала, органической связью с природной средой. Одна из самых интересных работ мастера – монументальная «Аллегория Апеннин» (камень, вилла Демидова, Пратолино).
Джамболонья. Похищение сабинянок
Бартоломео Амманнати. Аллегория зимы
Бенвенуто Челлини. Нимфа Фонтенбло
Реалистические традиции сохранились в творчестве скульпторов-портретистов Леоне Леони (1509 – 1590), его сына Помпео Леони (1533 – 1608), Алессандро Витториа (1525 – 1608).
Скульптура эпохи барокко была представлена главным образом декоративным украшением церквей. Упомянем здесь работавших в Риме скульпторов Стефано Мадерно (1576 – 1636) и Франческо Моки (1580 – 1654). Широкое распространение в скульптуре XVII века получил также парадный портрет. Своего апогея итальянское барокко достигло в замечательном по декоративному размаху искусстве Джан Лоренцо Бернини (1598 – 1680). Скульптуре Бернини присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувствительностью («Аполлон и Дафна», 1622 – 1625; «Экстаз святой Терезы», 1644 – 1652). Из работ известного итальянского скульптора Алессандро Альгарди (1602 – 1654) отметим скульптурную группу «Мученичество апостола Павла» (1641) для церкви Сан-Паоло в Болонье, надгробие папы Льва XI в соборе Св. Петра в Риме и большой мраморный рельеф «Папа Лев I и Аттила» (там же).
Леоне Леони. Портрет императора Карла V
Джан Лоренцо Бернини. Фонтан четырех рек (Рим. Площадь Навона)
Среди крупных мастеров эпохи – римлянин Карло Маратта (1625 – 1713), генуэзец Филиппо Пароди (1630 – 1702), флорентиец Джованни Баттиста Фоджини (1652 – 1725), уроженец Палермо Джакомо Серпотта (1656 – 1732).
Не забудем упомянуть известного итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли (1675 – 1744), с 1716 года работавшего в Санкт-Петербурге. Его произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», 1733 – 1741).
Во второй половине XVIII века в Европе широко распространяется такое художественное направление, как классицизм. Одной из важнейших черт классицизма было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Формально продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии, вера в мощь человеческого разума), классицизм стал также его своеобразной антитезой.
Общепризнанным вождем классицистического направления в Италии стал скульптор Антонио Канова (1757 – 1822) – последний из великих итальянских скульпторов. Отметим такие его работы, как надгробие могилы папы Климента XIII (1792, собор Св. Петра, Рим), мифологические статуи «Персей» (1801, Ватиканский музей), идеализированный портрет «Паолина Боргезе в образе Венеры» (1805 – 1807, галерея Боргезе, Рим). В этих и других работах Кановы торжественное спокойствие композиции, ясность и изящество пластической формы сочетаются с холодной отвлеченностью, сентиментальностью, салонной красивостью образов и тщательной обработкой поверхности мрамора. Творчество Кановы оказало огромное влияние на европейскую скульптуру XIX века.
В Италии влияние Кановы испытали такие известные скульпторы и живописцы, как Винченцо Камуччини (1771 – 1844) и Лоренцо Бартолини (1777 – 1850).
Из итальянских скульпторов второй половины XIX века в первую очередь следует назвать такого мастера, как Винченцо Вела (1822 – 1891), с чьим именем связан решительный поворот к реализму. В реалистической и даже натуралистической манере выдержано творчество скульпторов Луиджи Борро (1826 – 1886), Джулио Монтеверде (1837 – 1917), Энрико Кьярадиа (1851 – 1892). Тот, кто был в Риме, не мог миновать площадь Венеции. В центре величественного архитектурного ансамбля возвышается конная статуя короля Виктора Эммануила II работы скульптора Энрико Кьярадиа.
Амур и Психея
Антонио Канова. Автопортрет
Паолина Боргезе
Известный скульптор Медардо Россо (1858 – 1928) – один из первых итальянских импрессионистов. В своих работах он стремился запечатлеть изменчивость натуры, придать пластической форме мягкую текучесть («Смеющаяся девочка», 1889).
Большой интерес представляет творчество Антонио Шортино (1881 или 1883 – 1947), который в 1909 – 1914 годах в своей римской мастерской работал над скульптурным созданием образа Т. Г. Шевченко. Его работа, выставленная в зале Городской управы Киева, заняла первое место на IV Международном конкурсе, объявленном Объединенным комитетом по сооружению памятника поэту в Киеве. 12 апреля 1914 года Шортино прибыл в Киев, где доработал проект памятника, который был одобрен Городской думой и Киевским губернатором. Было решено изготовить памятник Шевченко из бронзы и серого итальянского гранита. Однако Первая мировая помешала осуществлению этого проекта.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Все об Италии"
Книги похожие на "Все об Италии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Рапопорт - Все об Италии"
Отзывы читателей о книге "Все об Италии", комментарии и мнения людей о произведении.