Александр Рапопорт - Все об Италии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Все об Италии"
Описание и краткое содержание "Все об Италии" читать бесплатно онлайн.
Италия – страна, которую по праву можно назвать Меккой для туристов. Перелистывая страницы этой книги, вы сможете совершить путешествие в далекое прошлое, почувствовать дыхание истории, узнать, какие памятники античной архитектуры делают неповторимым облик Италии.
Тонино Гуэрра
Среди известных итальянских писательниц второй половины XX века, чье творчество известно далеко за пределами Италии, отметим имена Ренаты Вигано (1900 – 1976), автора романа «Аньезе идет на смерть» (1949), Сильвии-Маджи Бонфанти, автора романа «Сперанца» (1954), Натальи Гинцбург (1916 – 1991) – автобиографическая книга «Семейные разговоры» (1963) и Эльзы Моранте (1916 – 1985), автора романа «История» (1974).
Умберто Эко
Современный итальянский писатель-авангардист Эдоардо Сангвинетти (р. 1930) прославился в первую очередь своим романом «Итальянское каприччо» (1963).
Ученый и писатель Умберто Эко (р. 1932) является сегодня самым читаемым итальянским автором в мире. Кроме известных романов «Имя розы» (1980), «Маятник Фуко» (1988), «Остров накануне» (1995) и «Баудолино» (2000) его перу также принадлежат книги по истории культуры Средневековья, проблемам семиотики, сборник эссе «Путешествия в гиперреальность» (1986).
Следующее поколение современных итальянских прозаиков представляют Роберто Калассо (р. 1941), автор романов «Руины Каша» (1963), «Грязный безумец» (1974), «Обручение Кадма и Гармонии» (1988) и Антонио Табукки (р. 1943), перу которого принадлежат романы «Черный ангел» (1991) и «Три последних дня Фернанду Песоа» (1993). В настоящее время в Италии работает целый ряд талантливых писателей, снискавших себе славу не только у себя на родине, но и за рубежом. Среди них наиболее популярные Алессандро Барикко (р. 1958), автор романов «Замки ярости» (1991), «Море-океан» (1993) и Джузеппе Куликкья (р. 1965), автор романов «Все равно тебе водить» (1994), «Пасодобль» (1995), «Болтовня» (1997), «Амбараба» (2000), «На прогулку с Ансельмом» (2001).
Архитектура
Итальянская архитектура возникла в прямом и переносном смысле слова на развалинах Древнего Рима.
Ведущая роль в архитектуре средневековой Италии (VII – X вв.) принадлежала, естественно, церковной архитектуре. Самым распространенным типом здания этой эпохи являлась базилика с плоским перекрытием (римские церкви Санта-Мария ин Космедин, 772 – 795, Санта-Мария ин Домника, 817 – 824). Наиболее передовым не только в Италии, но и во всей Западной Европе было зодчество Ломбардии (церковь Сан-Винченцо ин Прато в Милане, середина IX века).
В XI веке на базе развитых феодальных отношений в Италии складывается романский стиль. По-прежнему доминирует монументальная церковная архитектура, но в связи с быстрым ростом городов развивается строительство городских стен, ворот, башен, жилых домов, ратуш. Из сооружений этого периода назовем базилики Сант-Амброджо в Милане (XI век), Сан-Дзено в Вероне (1120 – 1138), соборы в Модене (1099 – 1106), Парме (XII век). Центрально-купольные постройки представлены баптистериями в Кремоне, Парме, Падуе.
Итальянский скульптор и архитектор Бенедетто Антелами (ок. 1150 – ок. 1230) осуществил строительство (с 1196) и скульптурный декор баптистерия в Парме.
В Венеции и на юге Италии было значительно влияние византийских мастеров, особенно усилившееся после завоевания крестоносцами Константинополя в 1204 году. В Венеции на месте церкви Х века был сооружен знаменитый собор Сан-Марко (закончен в 1094).
В Сицилии был также создан целый ряд монументальных сооружений: Марторана (1143), Палатинская капелла (1140) и собор (1185) в Палермо, соборы в Чефалу (1131 – 1148) и Монреале (1174 – 1189). В Риме античные традиции проявились в архитектуре церкви Санта-Мария ин Трастевере (ок. 1139).
Милан. Базилика Сант-Амброджо
Рим. Церковь Санта-Мария ин Трастевере
Особое место занимало искусство передовой Тосканы, где города уже с середины XI века добились полной самостоятельности. Здесь сложился проторенессансный вариант романского зодчества, содержавший много светских элементов и отличавшийся рационалистической ясностью пропорций, обилием чисто античных деталей (колонны, арки, пилястры) и широким употреблением для облицовки цветного мрамора. Крупнейшие архитектурные центры – города Флоренция, Пиза, Лукка, Сиена.
В архитектуре этого времени тяжеловесный романский стиль постепенно сменяется новым, более динамичным и гибким готическим стилем, который, однако, приобрел в Италии своеобразные черты. Итальянская готика отличается уравновешенностью горизонтальных и вертикальных членений здания. Стрельчатые арки почти всегда приближаются по форме к полукруглым, архитектурный образ проникнут большим спокойствием.
Главными «пропагандистами» готики были монашеские ордена. Среди построенных ими церквей наиболее известны Сан-Франческо в Ассизи (1228 – 1253), Санта-Мария Новелла (начата в 1278), а также церковь Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1295), строительство которой приписывается крупнейшему архитектору и скульптору этого времени Арнольфо ди Камбио (ок. 1245 – ок. 1302).
В готическом стиле возводились соборы в Сиене (XIII век), в Орвието (начат в 1285), во Флоренции (начат в 1296). В Северной Италии строились великолепные церкви, нередко отличавшиеся особенно большими размерами: Сан-Франческо (1246 – 1260) и Сан-Петронио (начата в 1338) в Болонье, Сант-Антонио (1232 – 1307) в Падуе, собор в Милане (начат в 1386). Готические элементы проникают и в гражданское строительство – Палаццо Веккьо (1298) и лоджия деи Ланци во Флоренции, Палаццо Публико (1245) в Кремоне, Дворец дожей (1309 – 1438) в Венеции, многочисленные дворцы в Сиене, Орвието, Флоренции.
В первой половине XIV века своим творчеством выделяются такие видные архитекторы, представители флорентийской школы, как Андреа да Понтедра, вошедший в историю под именем Андреа Пизано (ок. 1290 – ок. 1349), и Андреа ди Чоне, известный под именем Андреа Орканья (ок. 1308 – ок. 1368).
В скульптурных и архитектурных работах Андреа Пизано соединял проторенессансную ясность композиции с готической стилизацией форм (рельефы южных дверей баптистерия во Флоренции, 1330 – 1336). Как архитектор он руководил строительством кампанилы флорентийского собора (1337 – 1343) и сооружением собора в Орвието (1347 – 1348). Андреа Орканья также участвовал в строительстве соборов в Орвието (1359 – 1362) и во Флоренции (1357 – 1367).
Венеция. Собор Сан-Марко
В XV веке итальянская архитектура окончательно выходит из-под опеки церкви, проникается светским духом. Опираясь на античное и проторенессансное наследие, великий итальянский архитектор, скульптор и ученый Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) заложил основы всей архитектуры эпохи Возрождения. В противовес предшествующей эпохе ведущим типом здания становится Палаццо – дворец, городской особняк. Эта светская архитектура оказала определяющее влияние на церковное зодчество. Композиция фасадов с их спокойными, простыми, прямыми линиями строилась на основе тщательно продуманной рационалистической системы пропорций. Лоджии и галереи придавали особую легкость внутреннему двору здания, овеянного счастливым, радостным настроением. Возведенные Брунеллески сооружения, в которых широко и последовательно использовалась ордерная система, выражали новые гуманистические идеалы. Ориентированные по своим масштабам и пропорциям на человека, творения Брунеллески отличаются гармоничностью, ясностью пространственных решений, легкостью и изяществом. Среди работ мастера назовем купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420 – 1436), воспитательный дом, т. н. Оспедале дельи Инноченти (1421 – 1444), капеллу Пацци (начата в 1429) во дворе монастыря Санта-Кроче, Палаццо Питти (начат в 1444), преобразившие облик Флоренции.
Спустя столетие Вазари сделает вывод о том, что именно этот мастер пришел в мир, чтобы «придать новую форму архитектуре, которая сбилась с пути и блуждала впотьмах столь долгое время».
Учеником Филиппо Брунеллески был архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци (1396 – 1472). Он продолжал традиции, заложенные учителем, развивая и совершенствуя стиль эпохи Возрождения. Самой значительной работой этого зодчего является Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1444 – 1459). Он построил также ряд вилл в окрестностях Флоренции.
Наряду с Брунеллески и Микелоцци, одной из самых известных фигур раннего Возрождения является Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472). Как и многие талантливые люди эпохи Возрождения, он был человеком разносторонним, высокообразованным. Альберти занимался философией, этикой, правом, математикой, экономикой, поэзией, музыкой, живописью, скульптурой, архитектурой, оставил своим потомкам многочисленные труды на латинском и итальянском языках. Первым в истории итальянского Возрождения этот удивительный мастер стал гуманистическим идеалом «универсального человека». Теоретические трактаты («О статуе», 1435, «О живописи», 1435 – 1436, «О зодчестве», опубликован посмертно в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия.
Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди
Он творил во Флоренции, Ферраре, Римини, но в отличие от предшественников не руководил строительством, а лишь составлял проекты зданий и наблюдал за ходом работ.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Все об Италии"
Книги похожие на "Все об Италии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Рапопорт - Все об Италии"
Отзывы читателей о книге "Все об Италии", комментарии и мнения людей о произведении.