Преподобный Феодор Студит - Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова"
Описание и краткое содержание "Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова" читать бесплатно онлайн.
Седьмой том серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» посвящен эпистолярному, поэтическому, гимнографическому и гомилетическому наследию преподобного Феодора Студита (759–826). Данный том содержит в себе Письма, Творения гимнографические, включающие в себя тексты преподобного Феодора Студита из Постной Триоди, Октоиха и Минеи, Гимны (кондаки), Эпиграммы и Слова.
Открывает настоящее издание предисловие митрополита Омского и Таврического Владимира. В приложении помещен ряд древних текстов, имеющих важное значение и повествующих об эпохе, жизни и деятельности преподобного Феодора Студита.
Тексты трудов преподобного Феодора Студита сопровождаются богословскими, церковно-историческими и текстологическими комментариями. В конце книги помещен указатель цитат из Священного Писания, а также именной, географический и предметный указатели. Редакция надеется, что это издание привлечет к себе внимание преподавателей и студентов духовных учебных заведений и просто вдумчивого православного читателя, неравнодушного к святоотеческому наследию и его неотъемлемой составляющей – творениям преподобного Феодора Студита.
Ты хорошо сделал, что сообщил нам о том слухе. Ведь она нам мать духовная, хотя и каждый, подвергающийся тем же страданиям, есть [для нас] отец, и мать, и брат. Теперь мы заботимся о χ, чтобы Господь сохранил его (253) здравым и благодушным. Мы получили твои посылки. Вспомнившей о нас дай в качестве благословения корзинку (μαλάκιον), а содержимое оставь себе. У нас только это и было под руками. Находящиеся здесь приветствуют тебя. Приветствуй от нас твоих.
136. К нему же <65>[666]
Как много может случиться в одно мгновение – схвачен Евпрепиан, о чем я очень жалею, имея в виду последствия; еще раньше схвачен епископ Милетский[667], и о нем я забочусь; <p. 54> очень угнетает меня [мысль], где и как пребывали и пребывают семеро. Но милостив Бог затруднения обратить в удобство! Затем я стенаю и об агринитах[668]: что сделал с ними лукавый?! Но Господь обыкновенно и причины зла обращает в благодетельные силы. Жаль их, но нужно радоваться за исповедников, если [таковы] те, о которых ты сообщил. Господь да поможет им совершить путь. Благо и Мидикийскому [игумену][669], хорошо отвечавшему [на допросе], которого целуй от меня. Ты писал о совете. Много советов может дать ближний, однако для каждого не может быть ничего лучше его собственного мнения. Этого мы и будем держаться, ничего не принимая от давших расписку[670], если даже они что-нибудь и пришлют. Мы только недавно узнали, что они дали расписки. Изгони, чадо, всякие страхи и стремись только к богоугодному, ибо кто этого не ищет, тот не будет иметь даже и [земного] благополучия.
Целуй братьев. Наши приветствуют тебя.
137. К нему же <66>[671]
(254) Первую часть твоего письма, чадо, я прочел с улыбкой, а перейдя к дальнейшему, смутился, увидев размеры бедствия. Но благословен Бог, всё промышляющий во благо. Приготовимся, как Христовы воины, хотя и грешные. Приятны язвы Владыки, хотя и очень болезненны. Ведь нам во всяком случае придется умереть общей смертью; так умрем добровольной смертью за Христа, чтобы, избегая временных человеческих страданий, нам не подвергнуться вечному наказанию за гробом. Заметь, заведующий странноприимным домом (ξενοδόχος) в Лупадии[672] уже давно предсказал это, как я устно и сообщил тебе. Итак, слышанное тобою справедливо.
Постарайся, чадо мое, утвердить себя и братьев. Господь да сохранит тебя. Молись обо мне, немощном.
138. К Иоанну, монаху из Анатоликона <67>[673]
<P. 55> Так как ты опять обратился ко мне с письмом, любезнейший сын и брат, то и я также пишу тебе для увещания, а вместе и на себя поминания, что всегда хорошо и богоугодно по каждому поводу винить себя, а не ближнего. При этом условии происшедшее обыкновенно представляется в меньших размерах, а еще не происшедшее и не возникает. Но достаточно об этом, ибо [говорит Писание]: даждь премудрому вину, и премудрейший будет (Притч. 9:9), а разумный и с немногих семян соберет большой урожай духовного хлеба.
Винить себя, а не ближнего
Что же дальше? Я, грешник, должен принеси благодарение и хвалу за (255) воссоединение моего любезного чада Мелетия[674]. Ведь [есть] я не только внимаю твоей просьбе, но и приношу тебе, желанный, величайшую благодарность за участие в деле, которое твоим внимательным и честным отношением было спасено от неразумной ревности и приведено в пристань благочестия и истины. О, Промышление, не попускающее совершенно заблудиться тем, кто во смирении ищет своего спасения! По твоему слову я принял его и причислил к собственным членам и радуюсь о нем более, чем о тех, с кем был давно связан. И если он мне будет писать, что и должно быть, то, конечно, получит ответ[675]. Передай, прошу тебя, приветствие ему с просьбой неопустительно молиться о моем спасении.
139. К мандатору Никите <68>[676]
Узнав, что возлюбленный мой господин с братьями[677] благополучно добрался до Византия, что он представился царю и увидел его и что всё по милости Божией совершилось без опасности, я прославил моего Бога, соблюдшего тебя от козней и искушений Каиафовых благодаря посредничеству доброго человека, начальника дрома[678] (δρομαρχοΰντος). Знай, господин, что ты заложил в нашу смиренную душу сильное чувство любви. Со многими царскими вельможами я встречался по различным поводам, но ни к кому так не привязался и никого не полюбил, как тебя, вследствие рассудительности, <p. 56> обдуманности и мягкости, прямолинейности и разумности (περιδεξιότητα) и вообще ввиду других твоих способностей, ведущих к добродетели. А на какую высоту мне поставить твое благочестие, любовь к рассуждениям и наукам, твою внимательность и благосклонность? Куда отнести твое божественное смирение и снисходительность? Наше слово бессильно, да и письмо не вместило бы, если бы мы стали перечислять присущие тебе благородные свойства и добродетели. А со своей стороны я мог бы сказать, что истина пострадает, если ты не получишь первого места в сенате или, по крайней мере, второй степени. Впрочем, (256) добродетель, если и не возвышается [извне] кем-либо, по природе и сама по себе имеет царское достоинство и высшее свойство.
Царское достоинство добродетели.
Так я думаю о твоем благородии и, как бы самого себя, убеждаю [тебя в этом] из любви, без задней мысли. Итак, держись своей добродетели и не завидуй никому из царских временщиков (παραδυναστευόντων). Вместе с этим не переставай поминать и нас, грешных, и покровительствовать, насколько возможно, братии аввы Ипатия. Об этом мы тебя просим, а также о том, чтобы ты приветствовал близких своих, чрез тебя оказавших мне благодеяние.
140. К супруге логофета <69>[679]
Трудно теперь передать в ваши места письмо моего смирения, но любовь по Богу к тебе, госпожа, убедила нас послать письмо и сообщить тебе, что мы не можем забыть о твоем богочестии и твердой уверенности в нас, недостойных, совершенно неспособных привлечь кого-либо к вере. Впрочем, несмотря на нашу неспособность, ты не утратила своей награды, так как Бог ценит и принимает дело твоего убеждения. Поэтому мы молимся о том, чтобы ты была здорова и [наслаждалась] в душе невозмутимым миром Господним. Но, с другой стороны, невозможно человеку быть без горестей, которые попускаются Богом для нашего воспитания, чтобы в них обнаружилась твердость нашей любви и веры в Него.
Поэтому переноси всё происходящее и радуйся в терпении, так как это дает тебе надежду на спасение. Умоляю тебя, сохраняй и свое православие <p. 57> в неприкосновенности от противящихся истине оскорбителей святой иконы Христа, Богородицы и всех святых. Ведь я знаю твою прямоту во всех делах. Бог всегда да соблюдает тебя, госпожа моя, как Свое святое сокровище.
141. К девственницам <70>[680]
(257) Думаю, и вам известно, что я не забываю о вашей любви по Богу; ведь не может быть, чтобы мое имя обходилось в ваших молитвах без упоминания, не потому, чтобы во мне, грешнике, было чтолибо хорошее, а, как сказано, ради любви о Господе, знакомства, я бы прибавил, и общего монашеского состояния (ομοσχημίαν). А у меня есть много оснований поминать вас, так как вы и благочестивы, и благоговейны и, кроме того, сострадаете нашему смирению, – ведь я не могу забыть о ваших благодеяниях и милостях, о ваших, так сказать, горестях и слезах по поводу расставания нашего во время изгнания и вследствие изгнания. Поэтому мы и поминаем, и почитаем, и относимся к тебе как к духовной матери; и не только к тебе, но и к стоящей при тебе на втором месте. Желаем вам здравия и благоденствия от Бога и совершения добрых дел в вашем подвижническом образе жизни. Мы знаем, что вы боитесь Бога и любите возлюбившего вас Христа. Поэтому мы и беспокоимся о вас ввиду наступивших стеснений от христоборной ереси. Ее, о мать, следует избегать всяческим образом, так как общение с ней разлучает нас со Христом.
В вас я уверен и радуюсь, что вы Христовы служительницы и работницы Φεραπεύτριαι και υπηετριαι). И еще сильнее прошу вас совершать за мое смирение молитвы пред Богом, чтобы мне совершенно спастись от сетей вражьих.
142. К игумении <71>[681]
Мы знакомы с твоею почтенностью из рассказов духовного <p. 58> нашего сына Ипатия, а не из непосредственного знакомства; а теперь твое благочестие еще более стало нам известно своей верностью Богу, когда ты согласилась скорее лишиться и монастыря, и руководства (258) сестрами и даже подвергнуться заключению, к которому ты присуждена, чем отпасть от веры во Христа. Ведь поистине отпадением от Христа является отречение от Его святой иконы, которого требуют новые иудеи, заключая непокорных в темницы, бичуя, удушая, угнетая, искушая, ссылая, заковывая, измышляя всё к вреду им[682]. Поэтому, благая мать (αμμάς), услышав о столь добром твоем исповедании, мы сочли справедливым настоящим [своим] письмом посетить тебя, возвещая тебе мир. С тобою Христос, Которого ты возлюбила и ради Которого страдаешь. Благодушествуй, мужайся, черпай силу в укрепляющем тебя Христе, и не только в настоящем переживаемом тобою случае, но и во всех будущих, каким Он попустит произойти для испытания нелицемерной твоей веры. Не говори: «Сбились с пути иерархи, священники, игумены; что же могу сделать я, женщина, от природы слабая? Как я вынесу это?» Ни в коем случае [не говори этого], мать! Каждый из нас, как мужчина, так и женщина, юноша и старец, получил от Бога силу ценою жизни защищать Божий закон и нашу православную веру, и падение ближнего не может служить нам оправданием. Сколько мужчин и женщин еще раньше привлечено свидетельствовать за Христа? Из них очень немногие, если не называть их поименно, получили победный венец.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова"
Книги похожие на "Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Преподобный Феодор Студит - Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова"
Отзывы читателей о книге "Творения. Том 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова", комментарии и мнения людей о произведении.