Святитель Амфилохий - Беседа о покаянии, или О том, что не должно отчаиваться в спасении
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Беседа о покаянии, или О том, что не должно отчаиваться в спасении"
Описание и краткое содержание "Беседа о покаянии, или О том, что не должно отчаиваться в спасении" читать бесплатно онлайн.
Святитель Амфилохий Иконийский (IV век) – ученик святителя Василия Великого и «четвертый Каппадокиец». «Беседа о покаянии» святителя Амфилохия – нравственно-назидательное произведение, в котором говорится о диавольских помыслах и духовной брани с ними, человеческой греховности и бесконечной благости Божией, о смысле и спасительном значении покаяния в духовной жизни. Книга построена на сказаниях из житий святых и обращена к самому широкому кругу православных читателей.
Святитель Амфилохий, епископ Иконийский
Беседа о покаянии, или О том, что не должно отчаиваться в спасении
Предисловие
Святитель Христов Амфилохий (ок. 340–400), беседу которого о покаянии предлагаем читателям, жил во времена императоров римских Валентиниана, Валента, св. Феодосия Великого и сыновей его Аркадия и Гонория (IV век). Он родился и жил в Каппадокии и был близок к великим отцам Каппадокийцам: был учеником святителя Василия Великого и приходился двоюродным братом святителю Григорию Богослову. Он прошел все церковные степени, на которые возводился постепенно с самого юношеского возраста. Прославившись монашеским подвижничеством и просвещением духовным, по общему всех избранию сделан был епископом города Иконии[1] в 373 году. Поставленный на степень учителя православной веры, он мужественно вооружался против еретиков тогдашнего времени и много претерпел от них. Был в числе ста пятидесяти отцов, осудивших духоборца Македония на Втором Вселенском Соборе 381 года. Также присутствовал на Соборе против евхитов (мессалиан). Нижеследующий смелый его поступок показывает, сколь много заботился он о чистоте веры. Неоднократно он убеждал императора Феодосия удалить ариан из греческих областей. Император не соглашался, почитал жестоким справедливое требование. Когда объявлен был наследником престола Аркадий, сын Феодосия, Амфилохий в сопровождении многих других епископов для поздравления явился к императору. Отдав ему приличную честь, с намерением не обратился к наследнику. Император сначала пришел в недоумение, но, видя, что Амфилохий не исправляет своей погрешности, требовал, чтобы он сделал сыну его должное приветствие. Амфилохий ответствовал: «Неужели, государь, не довольствуешься тем, что я тебе отдал надлежащую честь?» Сильно разгневанный Феодосий, почитая сию обиду собственною своею, приказал вывести его из царских покоев. «Если и ты, – сказал тогда Амфилохий, – не можешь перенести унижения сына своего, то как же прискорбно для Бога видеть оскорбляемым Своего Сына?» Благоразумный государь понял смысл речи, – и ариане немедленно были изгнаны[2]. Прекрасные свидетельства о нем дают и святые Василий Великий и Григорий Назианзин – его друзья и сверстники в пустыннической жизни и на пастырском престоле; также святитель Кирилл Александрийский, блаженный Феодорит Кирский и святитель Фотий Константинопольский. В деяниях Седьмого Вселенского Собора 787 года патриарх Константинопольский святитель Тарасий называет его великим. Сей славный и святой муж, много лет пасший стадо Христово, оставил и нам назидательные и близкие ко всякому христианскому сердцу беседы, одну из которых и предлагаем для душевного назидания боголюбивых читателей.
Святитель Амфилохий, епископ Иконийский
Беседа о покаянии, или о том, что не должно отчаиваться в спасении
Почему вы, сыны истины, присутствуя здесь, во святой и кафолической Церкви, не перестаете сокрушаться? Если сему есть какая причина, скажите, откройте мне, как возлюбленные чада любви исполненному отцу, дабы вам получить от сего утешение. Ибо неприлично облекшимся от самого рождения чрез святое Крещение во Христа, Истинного Бога нашего, мучиться и терзаться скорбью. Да не будет! Преблаженный Павел заповедует непрестанно радоваться, когда говорит: Радуйтесь о Господе: и паки реку, радуйтеся; кротость ваша известна да будет всем человеком (Флп. 4:4). Итак, какая причина сего уныния? Изъясните, хотя еще прежде изъяснения я уразумел ясно оную: Бог открыл ее моему неразумию. Знаю, знаю, что завистливый диавол обуревает в вас сердце нечистыми и скверными помыслами и помрачает разумное око души. Одним внушает нечестивые хулы и другие ужасные и нелепые мысли. В других влагает ереси, мрачные чувства и, злобный, извращает для них таинства веры. Сих наклоняет к тщеславию, а тех вооружает против святых икон, называя их бесполезными и ненужными. Иных подстрекает к любодейству и сладострастию и другим гнуснейшим порокам; особливо же в церкви, во время молитвы, уязвляет сердца людей слабодушных, не имеющих силы противоборствовать. А некоторых приводит к тому, чтобы не веровали бессмертной и животворящей Евхаристии и терзались от недоумений, изъясняя им, что это простой хлеб, простое вино и более ничего. Все сии преступные мысли для того так заботливо всевает темный оный демон, чтобы каким-нибудь образом ввергнуть сердца человеческие в нестерпимую печаль и скорбь, от скорби привести в охлаждение и нерадение, от нерадения в отчаяние. Но умоляю вас, святая паства Великого Пастыря Иисуса Христа! Не занимайтесь много наваждениями, происходящими от демона, и не обращайте их в предмет вашего размышления. Только не было бы осуществлено самым делом мыслимое. Только не было бы приведено в действие всеваемое в душу вашу, – и семя врага тотчас будет попрано. Ибо как о человеке, который слушает Писание и научается от него, но не исполняет учения, говорится, что он попирает семя Божественное; так и тот, кто допускает к себе соблазны диавола, но ничего соблазнительного не делает, попирает семя диавольское. Поскольку как тот не есть еще свят, кто, слушая Писание, не исполняет его повелений, но кто слушает и исполняет заповедуемое им; так равно и тот еще не есть грешник, кто приемлет внушения от диавола и не исполняет оных, но приемлющий и исполняющий. Какую ты получишь пользу, если будешь каждогодно сеять и не будешь собирать жатвы? Только потерпишь труд, и ничего более. Так и диавол влагает нечистые мысли, внушает страшные хуления, дабы низринуть тебя и предать в руки врага своего. Ибо мы враги темным демонам. Более всех они ненавидят род христианский, поскольку он один из всех отвращается от суеты их.
Посему, когда диавол будет внедрять в тебя греховные помыслы, смотри, чтобы тебе не соблазниться. Ибо для того сеет, чтобы собрать жатву. Но если ты и примешь семя его, то есть злые помышления, умертви оные упражнением в Слове Божественном, духовным бодрствованием, страхом смерти, притрепетным воспоминанием суда, – и он пожнет солому и прах. Когда сим образом будешь противиться нечистым помыслам, победишь без сомнения. Ибо он, лютый зверь, если увидит, что человек, допуская в себя худые мысли, ничего, однако же, худого не делает, довольствуется пока и тем, что видит его в скуке и досаде, и говорит: «Хоть он и не исполняет того, что я приказываю ему, но довольно, что терзаю его сердце, – и я восхищаюсь». Итак, любезнейшие чада, отцы, и матери, и братья! С сего времени остерегите себя впредь от оных сетей врага. Не будем унывать, часто помышляя злое от помрачения и соблазна демонов. Более будем радоваться и веселиться, совершая дела духовные и надеясь, что ныне или завтра переселимся в Небесное Царство. Когда диавол не перестает часто обольщать тебя греховным помыслом, ты не печалься от сего и не ослабевай сердцем твоим. Не разбирай подробно умом своим его хитрости. Но лучше с негодованием напади на него и скажи: «Все то зло, к которому ты подстрекаешь меня, о диавол, сокрушит Господь Бог о главу твою, поскольку от тебя происходит и тебе вменится во грех в день Суда; ибо видит Бог, откуда рождается коварство». Так скажи, не исследуя более мыслью твоею худых помышлений. Но когда приводишь в исполнение внушения диавола, тогда печалься, сокрушайся, плачь, поскольку стремишься в вечный огонь. Если ж диавол соблазняет помыслами, а ты отвергаешь их и не осуществляешь на деле, то для чего унываешь? Что печалит тебя? Не бойся. Сего никто не избежал из благоугодивших Богу. Сему подверглись и мученики, которым столько подобного тому влагаемо было в уши их! Но они не были побеждены. Мучители говорили им: «Отвергнитесь Христа». А они отвечали: «Нет, Господи Боже наш! Не будет того, чтобы мы отверглись Твоей благости». Неужели потому, что ушами своими слышали повеление отвергнуться Распятого, они потерпели какой-нибудь вред или уклонились от пути истинного? Неужели сие вменено им будет в грех? Нет, не должно так думать. Если бы они, слышав такие нечестивые слова, привели оные в исполнение, то по справедливости заслужили бы осуждение. Но поскольку не послушали и не отверглись, посему не только не были осуждены, но еще получили и чудные венцы от Христа, Бога нашего.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
По сказанию Симеона Метафраста, сами Ангелы в ночное время посвятили его во епископа в церкви, посему прибывшие для посвящения его семь епископов, когда узнали от него об этом, только благословили его.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Беседа о покаянии, или О том, что не должно отчаиваться в спасении"
Книги похожие на "Беседа о покаянии, или О том, что не должно отчаиваться в спасении" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Святитель Амфилохий - Беседа о покаянии, или О том, что не должно отчаиваться в спасении"
Отзывы читателей о книге "Беседа о покаянии, или О том, что не должно отчаиваться в спасении", комментарии и мнения людей о произведении.