» » » » Рафаель Арсланов - Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века


Авторские права

Рафаель Арсланов - Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века

Здесь можно купить и скачать "Рафаель Арсланов - Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рафаель Арсланов - Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века
Рейтинг:
Название:
Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-271-46030-2, 978-5-271-09394-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века"

Описание и краткое содержание "Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века" читать бесплатно онлайн.



В пособии кратко освещаются события и процессы российской истории с древнейших времен до начала XXI века. Рассматриваются важнейшие вопросы социально-экономического и государственно-политического развития страны, внешней и внутренней политики и культуры. По спорным проблемам представлены альтернативные точки зрения.

Каждую тему предваряет план, в соответствии с которым построено изложение материала. Чёткое структурирование текста, выводы, вопросы и задания облегчают его усвоение, позволяют быстро и грамотно подготовить ответ на экзаменационный билет.

Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, может быть использовано при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.






6. Декоративно-прикладное искусство.

7. Выводы.

1. Особенности русской культуры на пороге нового времени

Культурное развитие Руси в XVI в. определялось общими для всех европейских народов факторами: оформление национальных государств, языковая и этническая консолидация, формирование единых общенациональных стилей в искусстве. Духовную жизнь общества по-прежнему определяло христианское мировоззрение.

1.1. Активизировался процесс объединения местных культурных традиций и становления на основе их синтеза единой национальной русской культуры.

1.2. Формирование единого национального государства и начало его централизации явились мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.

1.3. Большую роль в укреплении определяющих позиций православной церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., регламентировавший церковное искусство. В качестве образца в живописи провозглашалась иконография Андрея Рублева (расположение фигур, использование определенных цветов и т. п.). В зодчестве за образец принимался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка. Решения Стоглавого собора способствовали поддержанию высокого уровня мастерства.

1.4. Несмотря на сохранение господствующих позиций церкви, с XVI в. в русской культуре ощутимее, чем прежде, начинают проявляться светские и демократические элементы.

1.5. Формирование отечественной культуры в условиях борьбы с иноземными завоевателями предопределило высокую степень патриотизма, преобладание героической тематики.

1.6. Образование единого государства, языковая и этническая консолидация не привели к уничтожению культурной самобытности многочисленных народностей Руси. Синтез культур разных народов органично сочетался с сохранением многих особенностей местной материальной и духовной культуры. Культура нового государства носила явно выраженный многонациональный характер.

2. Грамотность и образование. Начало книгопечатания

2.1. Развитие аппарата власти и международных отношений в связи с образованием единого централизованного государства, укрепление церкви и дальнейшее развитие ремесла и торговли вызвали рост потребности в грамотных людях.

2.2. В общегосударственном масштабе образование по-прежнему было начальным, носило церковный характер и было доступно лишь избранным. Грамотность была распространена прежде всего среди феодалов, духовенства и купечества.

• Центрами просвещения на Руси были монастыри.

• В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские «мастера грамоты» встречались крайне редко.

• Основу любого учебного процесса составляли богословские дисциплины. Как правило, обучали также чтению и письму, началам арифметики.

• В качестве «учебных пособий» использовали обычно богослужебные книги.

2.3. Развитие письменности сопровождалось изменением самой техники письма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода документы.

• Основным материалом для письма стала бумага, использовать которую начали еще в XIV в. Привозили ее из Италии, Франции, германских государств, Польши.

• Господствующим типом письма окончательно стала появившаяся в XV в. «скоропись» – беглое, ускоренное письмо.

2.4. Дорогостоящий и длительный процесс изготовления рукописных книг уже не удовлетворял возросшие потребности в них. Важной вехой в развитии русской культуры стало появление книгопечатания (1553). Первые издания были анонимными и не датировались. Поэтому началом книгопечатания часто считают 1563 г„когда в Москве на средства царской казны была создана типография. Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была издана первая русская датированная книга «Апостол», а в 1565 г. – «Часослов» – сборник ежедневных молитв. Наряду с религиозными книгами был напечатан первый русский букварь (в 1574 г. во Львове), а в течение всего XVI в. было издано 20 книг. Но ведущее место по-прежнему занимала рукописная книга.

3. Литература и общественно-политическая мысль

Новые общественно-политические условия обусловили выдвижение на передний план новых проблем. Большое внимание в русской литературе начали уделять вопросам о самодержавной власти, месте и значении церкви в государстве, международном положении России. Это способствовало развитию новых литературных жанров. В то же время сохранили свою роль и традиционные для русской литературы жанры и направления.

3.1. По-прежнему сохранялось летописание.

• В XVI в. московское летописание, впитавшее общерусские традиции, достигло своего расцвета. Оно теперь было подчинено единому центру и единой цели – укреплению Российского государства, авторитета царской и церковной власти. Так, «Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись) представляет собой своеобразную всемирную историю от сотворения мира до середины XVI в. В нем обосновывается мысль о том, что Русь является наследницей древних монархий.

• Во второй половине столетия летописание исчерпало свои возможности. Стали появляться новые формы летописных произведений. «Летописец начала царства» описывает первые годы правления Ивана Грозного, взятие Казани, реформы и доказывает необходимость установления царской власти на Руси. «Степенная книга» содержит расположенные по 17 степеням портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, от Владимира I (Святославича) до Ивана IV.

• Большое значение приобрели хронографы, в которых излагались события от сотворения мира до падения Византии и раскрывалась особая роль Руси в истории христианских народов.

3.2. Дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых, как и прежде, преобладала героическая тематика: «Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков» и др.

3.3. Значительные изменения претерпевает литература путешествий. Развивались светские мотивы, в описание путешествий все чаще включают вымышленные сюжеты. Формируются новые жанровые разновидности путевых записок – «повести русских послов» («статейные списки», «росписи»), «отписки» землепроходцев.

3.4. Характерной особенностью литературы этого периода становится возникновение и быстрое развитие публицистики, в которой нашли отражение напряженные поиски решения проблем жизни государства и общества, зарождались идеологическая и философская полемики.

• «Москва – третий Рим». Первые литературно-публицистиче-ские произведения поддерживали и обосновывали новую государственную политику. В «Сказаниях о князьях Владимирских» и в «Сказании о Владимире Мономахе» нашла свое выражение зародившаяся еще в конце XV в. концепция наследственной связи русских государей с византийскими и римскими императорами. Эту идею поддержала Русская православная церковь. В посланиях игумена Филофея великому князю Василию III был окончательно сформулирован тезис «Москва – третий Рим», ставший идеологической доктриной русского самодержавия.

• Талантливый русский публицист Иван Пересветов в своих произведениях «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане» и др. изложил свою программу преобразований в стране. Идеал государственного устройства он видел в сильной самодержавной власти, опирающейся на поместное дворянство. Пересветов ратовал за возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности.

• Интересное публицистическое наследие оставил сподвижник Ивана Грозного князь Андрей Курбский. В своих сочинениях («История о великом князе Московском» и др.) Курбский выступал за ограничение власти царя. К публицистике можно причислить и знаменитую переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными.

3.5. Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является составленный при участии государственного деятеля времен Ивана Грозного протопопа Сильвестра «Домострой» – учебник нравственности, определявший поведение человека, его обязанности в семье и обществе. Эти правила впоследствии стали классическим образцом патриархального уклада в семье, но в тот период он содержал революционные нормы, подчеркивая душе-спасительность труда, возможность «праведного стяжательства», давая высокую по тем временам оценку женщине и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века"

Книги похожие на "Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Рафаель Арсланов

Рафаель Арсланов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Рафаель Арсланов - Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века"

Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.